Московские наместники в Хлынове в первые годы после потери независимости
…Иван Третий, полностью покорив себе Вятскую землю и Хлынов, столицу оной, ввел здесь управление по типу своих прочих земель. В Хлынов, как и в Слободской, и Котельнич, были присланы великокняжеские наместники и, видимо, до конца 16 века единолично управляли городом и волостью. Известен хлыновский наместник 1555 года Борис Иванович Сукин, брат управлявшего тогда всей вятской землей Ф.И.Сукина. В 1595 году упоминается в Хлынове наместник Василий Афанасьевич Овцын, покровитель преподобного Трифона Вятского и основанного им монастыря.
Наместники обладали полнотой судебной власти, следили за правильным сбором всех податей (налогов). На содержание наместников собирался местными жителями особый «наместничий корм». По обычаю наместники могли свободно, по зову, посещать все пиры и братчины. Двор наместнику ставился всем миром (общиною городской). На корм наместнику в Хлынове было выделено несколько пожен и деревень, запустевших после 1489 года. Надо полагать, что хороший доход они имели и от судебных тяжб.
При наместниках был свой приказной люд: тиуны (судьи), пристава и праветчики (исполнители судебных приговоров), доводчики (разыскники виновных и свидетелей). Для преследования воров и разбойников посылались обыщики и недельщики. Для письма при наместнике состояли земские дьячки, составлявшие разного рода «крепости» (договоры купли-продажи). Таким дьячком в Хлынове 1576 года был Никита Обабков. Иногда кроме дьячка при наместнике для письмоводства состоял более важный приказной – дьяк с приписью. В 1593 году им был Михаил Одинцов. Менялся наместник – менялась и его администрация.
Одновременно с назначаемым центральной властью наместником, постепенно расширяя свои полномочия, в 16-17 веках существовало в Хлынове и земское самоуправление с земскими старостами и целовальниками, выбиравшимися из населения города. Функции старост – сбор податей, отвод земель, сыск, челобитные государю. Известны земские старосты 16 века Дмитрий Балезин и Иван Шелом.
Население цепко держалось за свои права, привилегии и традиции, стараясь чрезмерного «корму» наместникам не давать, опираясь на «обычай» и «дачи» подарков предыдущим наместникам и приказным. Могли неугодного воеводу и засыпать жалобами в Москву.
Порой права местного самоуправления даже расширялись. Так, в 1542 году городу Хлынову со всей Вятской землей дана губная грамота. Это право городскому и сельским обществам самим производить уголовные дела (о разбое, душегубстве, воровстве, поджоге). То есть население могло, набрав несколько человек, само ловить и допрашивать разбойников, отбирать у них награбленное и даже казнить злодеев.
После земской реформы середины 16 века в городе Хлынове наместническое правление постепенно полностью заменяется земским самоуправлением, и главной фигурой в городе стал городовой приказчик, избираемый из наиболее влиятельных жителей города (преимущественно из купцов).
Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.50-52
К иллюстрации: художник Сергей Иванов в своей картине "В Приказе московских времен " кажется обрисовал то, о чем мы сейчас рассказали....
Назад к списку