Монахи-первопроходцы в освоении нолинских и сунских земель
В середине семидесятых годов XVII века Вятский Успенский Трифонов монастырь обладал обширными землями в Вятском крае. Значительная территория земель находилась по рекам Воя и Суна. Успенский монастырь на Вятской земле появился в конце XVI века. Основателем его был Трифон Вятский )Трофим Дмитриевич Поздеев – 1546-1612 гг.). В 1580 году преподобный Трифон в возрасте 36 лет прибыл в Хлынов из Пермского края и по челобитной в Москве от митрополита Антония, получил храмозданную грамоту на право строительства монастыря. Царем Иоанном Четвертым (Грозным) было выдано разрешение на землю под постройку зданий. В том же году, в сане иеромонаха, он приступил к строительству мужского монастыря на южном берегу Засорного оврага в городе Хлынове. Строительство велось успешно, и в 1585 году была построена шатровая церковь церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на пожертвования жителей Вятских городов: Хлынова, Котельнича, Слободского, Уржума и Шестакова. После чего монастырь стал именоваться Успенским, и с первых лет своего существования принимал усиленные меры к сосредоточению в своем распоряжении Вятских земель.
Не прошло и шесть лет после начала строительства монастыря, как Трифон приобретает в 1586 году три деревни. В 1595 году получает от правительства страны Вобловицкую волость (территория современных Нагорского, частично Слободского, Белохолуницкого и Юрьянского районов).
Заселение людьми в XVII-XVIII веках значительной части территории современных Нолинского и Сунского районов во многом обязано Успенскому монастырю. А началось заселение, как уже известно читателю, после передачи земель по рекам Воя и Суна от Епифания Федянина и его друзей.
Служители монастыря проявляли большую настойчивость, пробираясь по берегам рек и речек, отыскивали удобные места для основания будущих сел и центров вотчин.
Как уже известно читателю, первым таким селом Успенского монастыря в междуречье становится Суна. Следом за ней, на небольшой реке Верхосунье, притоке Суны, монахи облюбовали высокий холм и, расчистив необходимую территорию от леса, в 1654 году построили деревянную церковь, основали село Верхосунье. В 1661 году в 28 верстах от села Суна, на высоком берегу реки Курчум, притоке Вои, монастырские люди образовывают деревню Пасеговскую, где построили большую деревянную церковь. Со временем деревню переименовывают в село Екатерининское, затем в село Курчум. Так, в течение 12 лет, на карте Успенского монастыря после села Суна и Верхосунье значится село Курчум, ставшее не только монастырской вотчиной, волостью, но и родиной васнецовского рода, известных художников В.М. и А.М.Васнецовых.
В конце XVI века монастырь образует новую, последнюю на Сунской земле вотчине. В 1690 году он основывает село Ошеть, на реке Ошеть, притоке Суны, где в 1692 году монахи построили деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного. В поселении, кроме церкви, были построены курные избы для служителей, амбары и монастырская «съезжая изба». Монастырь активно переселял людей из других поселений на новое место жительства.
Через несколько лет после основания в селе Ошеть находилось 18 дворов, в которых проживали служители церкви, монахи, крестьяне и бобыли.
К началу XVIII века на берегах Лудяны, Вои и их притоках Успенский монастырь имел вотчины: Сунскую, Кырчанскую, Ошетскую. Окраиной обширной территории в низовье Вои считалась земля, где теперь находится город Нолинск.
Со временем села в междуречье стали небольшими центрами – торговыми, административными, кроме того, религиозными.
Николай Романов. В лесах междуречья – Нолинск 2013 г., с.20-22
Назад к списку