Первые народные училища города Вятки и Вятской губернии
22 сентября 1786 г. в Вятке состоялось торжественное открытие главного народного училища. Размещено оно было в частном доме церковнослужителя Котлецова, близ Воскресенского собора. Позднее оно было переведено в здание присутственных мест. Открылось училище в составе трех классов (низших) при 43 учащихся. Это были дети купцов, мещан, крестьян, солдат, разночинцев.
Содержаться училище должно было на средства приказа общественного призрения, что составляло три тысячи рублей в год. Естественно, что таких денег никогда не было и потому приходилось постоянно прибегать к частной благотворительности. Случалось, и не раз, так, что, когда вятское купечество и мещанство отказывали в таковой, обращались за помощью к селянам. В добровольных пожертвованиях принимали участие и инородцы – вотяки, черемисы, татары. Благодаря помощи поселян и всех других сословий в Вятке смогли открыть не только главное училище, но и четыре малых – в Котельниче, Нолинске, Сарапуле, Слободском. Учителей для них готовило Вятское главное училище. С учителей спрашивали довольно строго, вплоть до того, что в главном училище они не могли сменить место службы, так как слишком большие затраты сделаны были на их образование. Суровые взыскания нес учитель за нерадивость. Так, учитель Хрулев (Слободское малое училище), уличенный в пьянстве, был вытребован в Вятку, три недели содержался на гауптвахте, а затем отдан в солдаты.
Чему же обучали в главном народном училище? Чтению, письму, гражданской и церковной печати, краткой священной истории, катехизису, читали книгу «о должностях человека и гражданина». Полный курс обучения составлял пять лет. В малых народных училищах преподавали чтение, письмо, гражданскую и церковную печать, краткую священную историю, катехизис, книгу «о…», евангелие, чистописание.
По окончании учебного года в главном (январь, июнь) и малых (июнь) училищах проводились публичные испытания, на которых присутствовал генерал-губернатор Казанский и Вятский, правитель наместничества, архиепископ и др. лица. Аттестовали учеников не баллами, а определениями: «понятен», «остр», «туп», «ненадежен», «способен», «малопонятен» и т.д. У каждого учителя были свои выражения для аттестования способностей учеников. За проступки и леность учителям запрещалось не только наказывать телесно, но и делать всякого рода посрамления.
Энциклопедия земли Вятской. Том девятый: Культура. Искусство – Киров 1999 г., с.19
Назад к списку