- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Первые Детские дома

О первом детском доме.

 

Принято считать, что детские дома в нашем крае появились в годы войны. На самом деле история их началась, как минимум, на два десятилетия раньше. Об этом может поведать 233-й номер уездной газеты «Деревенский коммунист» за 1919 год.

26 сентября 1919 года в деревню Паутово Сердежской волости Уржумского уезда была направлена группа детей в количестве 180 человек из Вологодской губернии. К сожалению, не сообщалось, что именно это были за дети – то ли беспризорники (как известно, власть Советов объявила войну беспризорничеству), то ли из голодающих крестьянских семейств.

Содержание газетной статьи «Кто так плохо принял голодных детей?» позволяет предположить, что прибывшие дети были, по всей вероятности, из числа беспризорников, поскольку в деревне Паутово организовали «детскую колонию». Вместе с детьми прибыли заведующий колонией и эконом.

О приезде детей Сердежской волости исполком был извещён ещё в июне, тот отписал своим служащим, чтобы к августу к приезду детей было всё приготовлено, но … Служащие волисполкомов в то время набирались, как известно, из числа наиболее грамотных и влиятельных людей на селе – духовенства, торговцев, чиновников, которые мало заботились о подопечном крестьянском сословии, а в первые годы советской власти – тем паче, да и работы у них было невпроворот. Так вышло и с Паутовской детской колонией. Указание-то вышло, но очень скоро о нём, видимо, забыли. «Кулаки, сидевшие в волисполкоме, не сделали ровно ничего», - сообщала газета.

Под детскую колонию отвели дом бывшего купца Шамова и три комнаты и кухню в двухэтажном каменном доме торговца Зараменских. Приехавшие дети попали в ужасные условия: в шамовском доме для них не оказалось ни пригодного помещения, ни еды. А в доме торговца, как сообщала газета, комнаты оказались завалены картофелем, овсом, морковью и другими продуктами, а в кухне даже пол был выломан. Зараменских в то лето было не до детей – новая власть прижимала богатеев. Так в № 236 той же газеты за 1919 год сообщалось, что в июне у него было найдено и отобрано продовольственным отрядом до 80 пудов спрятанного хлеба, а затем деревенский совет приказал ему сдать корову «по мобилизации скота». Зараменских тут же продал корову за 1800 рублей, а отобранный у него хлеб был ему каким-то образом возвращён. Видимо, он пользовался влиянием в волисполкоме, в котором верховодила зажиточная верхушка.

Заведующий колонией и эконом срочно выехали в город Уржум с ходатайством об устройстве детей. Дети на это время остались без присмотра. Голодные, они пошли побираться по деревне. Случайный очевидец, увидевший просящих милостыню детей, так был возмущён, что тут же сообщил об этом в редакцию газеты.

К сожалению, в следующих номерах газеты я не нашёл информации о том, чем закончился прецедент. Что стало с детьми, неизвестно. Но в голодный 1921 год уже лебяжских ребятишек стали вывозить в Котельнич и Орлов.


Назад к списку