ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1.Начало 20 века: рождение вятского кино

В начале XX века первые вятские кинотеатры были частными заведениями. Хозяевам кинотеатров, тем предприимчивым людям, которые их открывали и содержали, они приносили хороший доход. По современному говоря, кино было хорошим бизнес-проектом. Жажда легкой прибыли заставляла владельцев кинотеатров  строить здания кинотеатров, покупать и демонстрировать новые картины, придумывать неожиданные вещи, чтобы привлекать зрителей и обгонять конкурентов. Так, благодаря коммерции, искусство кино делало первые шаги по Вятской земле, но благодаря этому вятчане уже в начале 20 века могли находиться в курсе всех новинок тогдашнего кино и даже иметь богатый выбор, в какой кинотеатр ходить…

Первые премьеры

История кино на Вятской земле имеет более чем столетнюю историю. Праобразы кинопостановок появились здесь  еще задолго до знаменитого изобретения братьев Люмьер. Назывались они «туманные картины», называвшиеся так из-за того, что демонстрировались не на экране, а в клубах дыма, с помощью «волшебного фонаря»

Так, в 1865 году в городе Вятке неким Крассо было представлено публике «первое оптико-агиоскопическое представление, сопровождавшееся объяснениями по геологии, геогностике и астрологии». Это было еще не кино как таковое, а показ серии слайдов.

В последующие годы «туманные картины» стали очень популярными и демонстрировались в городах и весях губернии. В конце XIX-начале XX веков в городе Вятке нередки были демонстрации различных предприимчивых гастролеров с этим новым видом искусства. Газеты того времени упоминают о  показах «живой фотографии», «аниматографа Лепейса», «биоскопа Кржетинского» и других. Думается, половина из них могла быть просто шарлатанами и фокусниками, ловко собиравшими деньги с наивных зрителей.

Интересно, что «туманные картины»,  быстро переняла для своих миссионерских целей и Православная Церковь – например, на юге губернии священники с успехом  использовали «туманные картины» для пропаганды Православия среди марийцев.
В 1897 году в губернской Вятке впервые состоялся первый сеанс кинематографа. Как сообщали 14 мая 1897 года «Вятские губернские ведомости», первый кинематографический аппарат был установлен в большом павильоне детского сада. На первую демонстрацию пришло очень мало зрителей. Отчасти в этом сказалась дождливая погода, а отчасти и то, что вятчане уже устали от визитов множества фокусников и жуликов, предлагавших демонстрации «живых картин». Поэтому первый сеанс прошел при малом числе зрителей, но следующий уже смог собрать значительное число зрителей.

В последующие годы  первые кинопрокатчики продолжали посещать Вятку, и кинематограф завоевал популярность у жителей города. 4 мая 1903 г. в Вятке состоялся сеанс «аниматографа» Л.Лепейса. Его аппарат представлял собой диапроектор с длинной лентой, состоявшей из тысячи снимков. Оживать картинкам помогало свечение кислорода в аппарате, но наследующем сеансе Лепейс использовал уже электричество.  Вятчане остались очень довольны зрелищем, особенно дети.  Они охотно посещали первые киносеансы и мечтали об открытии собственного «синематографа» в своем городе, поскольку постоянного места для показа кинокартин в городе еще не было. Пока они демонстрировались в самых различных публичных местах, от театра до народного дома.

«Прогресс» — первый кинотеатр

День 18 июля 1908 года стал историческим для города Вятки, когда в летнем помещении Александровского сада открылся первый постоянный кинотеатр «Прогресс».  С этого времени вятское кино начинает свой отсчет. Инициаторами открытия первого вятского кинотеатра стали владельцы торгового дома «Братья Усмановы И.А. и М.А.», которым мысль об открытии в Вятке кинотеатра показалась очень прибыльной. Со своей идеей они пришли в Вятскую городскую думу и получили разрешение на его открытие.

По сообщению, губернской газеты, первый вятский кинотеатр  представлял из себя «тесовый сарай на столбах под железной крышей примерно 10Х20, поэтому на его строительство не потребовалось много времени». О первом киносеансе газета «Вятские губернские ведомости» писала : «18 июня в Александровском саду состоится первый сеанс синематографа гг.Усмановых. Как сам синематограф, так и подбор картин к нему нов и разнообразен, выгодно отличается от других».

Сеансы с успехом шли все лето, желающих было много, владельцы кинотеатра не жаловались на доходы при минимуме затрат. Газета «Вятская речь» писала : « В театре «Прогресс», выстроенном Усмановыми в Александровском саду, ежедневно даются сеансы кинематографа. 3 июля было показано несколько картин, которые с интересом смотрелись публикой. Театр «Прогресс» выгодно отличается других биоскопов и синематографов тем, что картины показываются большею частью жизненного содержания, часто с глубинным, драматическим смыслом».

8 августа 1908 года та же газета писала, что «театр синематографа, по видимому прививается в Вятке». «Прогресс» посещался большим числом публики, а в хорошую погоду и детьми. Улучшился и выбор картин. Во время сеанса аккампанировал приглашенный хор балалаечников.

Посещаемость упала только в сентябре , когда из Александровского сада переехал в другое место летний клуб вятского общественного собрания, и он перестал освещаться. «Мало интересного бродить по неосвещённому саду в осенние темные вечера» — писала тогда одна из вятских газет.

Учитывая востребованность киноискусства у вятской публики и его доходность, 21 сентября того же года  киносеансы вновь возобновились, теперь уже в доме купца Дьяконова на Московской улице, куда переехал кинотеатр «Прогресс». Арендовать здание под кинотеатр Усмановым было невыгодно, и в августе 1910 года они хотели построить на Московской улице для него новое здание «в виду того, что хороших помещений для электротеатра в городе не имеется». Этого они сделать не смогли, так как их торговые дела их пошли не важно, и кинотеатр был ими продан. В 1913 году их торговый дом был объявлен и вовсе несостоятельным. Новыми владельцами «Прогресса» стали владельцы фирмы «Кушев, Бабинцев и К.»

Новые хозяева «Прогресса» выстроили новое здание кинотеатра  на улице Никитской (теперь Володарского), квартале между улицами Московской и Преображенской. Об его открытии 24 сентября 1911 года с восторгом отозвалась вятская пресса. Газета «Северное слово»  писала : «Вчера состоялось открытие кинематографа «Прогресс» в новом, красивом, стильном, прекрасно обставленном здании, специально построенным для этих целей. Зал рассчитан на 350 мест. Высокий потолок, вентиляция. Много места на наклонном полу. Дирекция приобрела новый аппарат «Патэ №3» с противопожарным предохранением «Моле». Большой экран 6Х4,5 аршина дает соответствующее увеличение картине». Как видим, кинотеатр был хорошо оборудован для того времени. При нем работал чайно-фруктовый буфет, сдававшийся в аренду буфетчику, работал швейцар с «залогом», принимавший и хранивший верхнюю одежду публики.

В летний период времени (с апреля по сентябрь) кинокартины по-прежнему демонстрировались в Александровском саду, в летнем здании «Прогресса». В непогоду они переносились в зимнее здание кинотеатра. В выходные и праздничные дни кинопоказы шли в обоих местах. Начинались они с середины дня: в будни между 15 и 18 часами, в выходные и праздничные – между 12 и 14, и шли до полуночи.

Билет в кинотеатр «Прогресс» стоил от 10–15 до 50 коп. в зависимости от места. Для учащихся и нижних чинов — 12 коп. Для сравнения, 10 яиц на городском рынке стоили в 1910 году 16 копеек, фунт творога — 4-5 копеек, четверть молока — 12-14 копеек, пуд говядины — 4 рубля.

«Прогресс» пользовался большой любовью у вятской публики. В 1911 году газета «Северное слово» писала : «Прогресс дал нам на экраны картины «Женщина в 40 лет», «Невинно казненный», «Боярская дочь». Все эти картины интересны по своему содержанию, и публика охотно посещала электротеатр…»  Этот вятский кинотеатр проработал в городе почти полвека, но даже в те дореволюционные дни он не стал единственным в городе.

 «Иллюзион», «Модерн», «Одеон»

 

Видя какие барыши получают владельцы «Прогресса», другие вятские предприимчивые люди тоже решили попытать счастья в новом прибыльном деле, тем более к этому времени кино завоевало прочную любовь у вятчан. Так в 1908 г. в Вятке открылось еще два кинотеатра. Деловые люди хорошо зарабатывали на этом, а кинозалы были небольшие, для небольшого числа зрителей. Все это очень напоминает историю с видеосалонами в 1980-х годах. История имеет свойство повторяться…

19 октября  в 1908 г. в Вятке открылся кинотеатр «Иллюзион» на углу Спасской и Николаевской улиц, на втором этаже  Мещанского собрания (сейчас это дом напротив «Кардаковского»). Для отделки своего кинотеатра, его владелец Павлов  не пожалел средств, пригласив для этого драпировщика и директора московских частных театров Н.Н.Лопаницына. К сожалению, у этого  кинотеатра была короткая и невезучая судьба. 2 ноября 1908 года во время пожара в нем сгорела вся аппаратура и обивка стен. Здесь следует учесть, что помещения тогда освещались керосиновыми лампами, а пленка очень хорошо горела. 23 ноября отремонтированный кинотеатр снова открылся для зрителей. На открытие собралось множество публики, которой была показана новая картина – «Похороны экзарха Грузии высокопреосвященнейшего Никона».  Спустя всего  несколько дней кинотеатр снова сгорел. На этот раз владелец его не смог совладать с убытками, и 2 февраля 1909 г. «Иллюзион» окончательно закрылся.

В том же 1908 г. мещанка Филиппова открыла свой кинотеатр в доме купца Рязанцева, который находился совсем недалеко от «Прогресса», на Преображенской улице. Свое детище она назвала «Модерн». Первый сеанс в нем состоялся 26 сентября 1908 года. Газета «Вятская речь» дала обширное объявление об открытии нового кинотеатра, указав в нем ловкий коммерческий ход его владелицы. Так, сообщалось, что с 5 часов вечера билеты будут по сниженным ценам и, кроме того, в кинотеатре будет играть «струнный оркестр американского состава». Неизвестно, смогло ли это привлечь зрителей, но Филиппова недолго радовалась своему заведению и вскоре его продала. Новые владельцы переименовали «Модерн» в «Миньон», но дела его шли неважно, и в начале 1912 года он закрылся.

Причиной закрытия «Модерна» стала такая обычная  в коммерции вещь, как конкуренция. Еще 9 ноября 1910 года прямо напротив «Модерна» открылся еще один кинотеатр — «Одеон». Этот театр был вскоре признан лучшим кинотеатром города, из-за чего его соседи вынуждены были прикрыть свое заведение из-за убыточности.  Газета «Вятская речь» сообщала об этом кинотеатре, что он охотно посещается публикой, в нем приличная внутренняя отделка и громадный зрительный зал. В 1913 году кинотеатр переехал в зимнее помещение и успешно работал до октябрьской революции 1917 года. Афиши «Одеона» и «Прогресса» всегда были на первых полосах вятских губернских газет…

В 1910 году группа предпринимателей приступила в Вятке  к постройке здания нового кинотеатра, на месте нового здания художественного музея. По их замыслу, он должен был стать таким грандиозным, что и название получил соответствующее – «Колизей».   Внешне здание кинотеатра было очень простым – большой деревянный сруб, украшенный двумя затейливыми башенками на крыше, несколько балконов, окна, украшенные наличниками.  С улицы проход к нему украшала деревянная арка с вывеской и афишами. Внешний вид был простоват, но, как вспоминают, старожилы, внутри кинотеатр  был оформлен очень богато ; позднее все его богатое убранство растащили в революцию.  При кинотеатре была даже собственная электростанция с нефтяным двигателем; кстати, это новшество вскоре перенял для своего кинотеатра предприимчивый мужичок Гордеев из Уржума.

Вятская публика с нетерпением ждала открытия нового большого кинотеатра. 10 июля 1913 года выпускница Вятской женской гимназии написала в своем дневнике : «Село Коковалово, мы приехали сюда вчера, и на новоселье мне снились странные, причудливые сны. Я видела себя и Тоню Малышеву в зале нашего нового кинематографа, нового, диковинного…»

10 августа 1913 года кинотеатр «Колизей» торжественно открылся и работал в Вятке

многие десятилетия. Зал кинотеатра был таким вместительным, что использовался при советской  власти для проведения различных партийных и общественных собраний. Есть утверждение, что «Колизей» не работал во время Первой мировой войны. Это не так. По сообщениям газет того времени, в 1915-1916 годах в нем шли бесплатные киносеансы для раненых воинов, находившихся в вятских госпиталях.

В последние годы перед революцией в Вятке открылось еще несколько кинотеатров: «Современный кинематограф» (1913 год, позднее просто «Современный») и «Аполло» в здании железнодорожного клуба (1915 год). Всего в 1915 году в Вятке насчитывалось 5 частных кинотеатров, из которых самыми успешными были  «Прогресс» и «Одеон».  Другие три посещались небольшим количеством публики. Остальные просто не выдержали конкуренции и ушли в небытие…

Первые кинотеатры в Вятской глубинке

Параллельно с развитием киноискусства в губернской Вятке, оно через своих поклонников и предприимчивых людей пошло дальше, в гущу народной массы.

В вятской глубинке первый  киносеанс прошел уже в начале 1905 года в с.Бахта Вятского уезда. В стране бушевала первая революция, шла война с Японией, а в маленьком вятском селе появился первый кинотеатр. Так что первое кино в вятской глубинке появилось не в 1930е годы, а как минимум лет на 30 раньше!

В уездах картина с историей появления кино была разная. В больших купеческих городах действовало сразу несколько кинотеатров и царила жесткая конкуренция. В городах же поменьше  деловым людям было проще, т.к. там не было конкуренции, и единственный  зачастую на многие сотни верст вокруг светоч киноискусства приносил им отличную прибыль. Правда, бывало и так, что провинциальный кинотеатр себя не окупал. В 1912 году в городах Котельниче и Уржуме городские думы вынуждены были вынести постановления, чтобы обыватели содержали новый «очаг культуры» за свой счет…

Первые кинотеатры в вятских городках появились в Сарапуле и Ижевском заводе. Это было неслучайно: это были одни из самых развитых и больших городов губернии; один являлся большим торговым центром, другой – промышленным. Пожалуй, больше всех лидировал по их количеству Сарапул: в 1910 году в нем работало 5 кинотеатров! По их числу он обгонял тогда даже губернскую Вятку. В 1910 году житель Сарапула писал в газете «Вятская речь» : «У нас в городе 4 кинотеатра. Местные купцы очень интересуются этим делом. Собираются в компании, открывают театры и отбивают хлеб у тех, кто исключительно занимается этим делом. И наши купчихи нередко вылетают с театрами в трубу. Но, несмотря на это, скоро откроется еще один театр, пятый, двумя компаньонами – видными нашими гражданами».

Сохранились интересные свидетельства, как относилось местное население к такой новинке, как кино. В 1912 году заезжий предприниматель открыл по случаю ярмарки временный кинотеатр в селе Богородское  Нолинского района. И здесь состоялся прелюбопытный разговор двух местных крестьян.

— Какие же это такие живые картины ? – спросил один мужичок в толпе подошедших к зданию кинотеатра.

Другой ему ответил :

— Это понимаешь есть такие еретические (электрические) картины , показывающие на стене живых людей.

— А антиресно было бы посмотреть – сказал первый крестьянин, но узнав цену билета передумал : — Но только 15 копеек дорого, если бы троих пустили за эту цену, то мы бы посмотрели, а уж за 15 не пойдем, лучше сороковку выпьем за эти деньги…

И ушли оба от одной кассы к другой.

Как сообщала та же газета в 1911 году, в Вятской губернии  «кинотеатры растут как грибы». Всего по губернии их насчитывалось 11 и еще планировалось открытие по второму кинотеатру в Ижевском и Воткинском заводе. В 1911 году открылись кинотеатры в Глазове, Котельниче, в Сарапуле открылся 5й кинотеатр – «Жизнь мира».

В 1912 году уржумский промышленник Я.Т.Гордеев, имевший мельницу и лесопильный завод, открыл в своем уездном городе собственный кинотеатр, которому дал название «Фурор». Именно в этом кинотеатре появилось первое в Уржуме электричество, которое подавалось от диамо-машины, приводившейся в движение водяным насосом. В том же году открылись первые кинотеатры в Яранске и Слободском.

Вот как описывал краевед Г.Царегородцев первый киносеанс в городе Яранске на страницах краеведческого сборника «Наш край» в 2004 году :

«В один из февральских дней 1907 года на оживленной улице Казанской на старом складе появилось объявление, что вечером в 6 часов здесь будут показываться «живые картины». Время – Масленки, и вечером складское помещение заполнено народом. Перед зрителями на стене висел небольшой экран. Погасили лампу, и из отверстия в двери помещения скользнул свет, на экране появилось увеличенное изображение лица с закрытыми глазами. К великому удивлению публику лицо вдруг оживилось, открыло глаза, улыбнулось и высунуло язык. Восторгу и удивлению зрителей не было границ. Вслед за этим появились и другие изображения : улица с движущимися людьми, корабль с матросами и т.д. Никакой связи между эпизодами и надписей не было, но зрители остались довольны такой постановкой. Вся демонстрация закончилась небольшой комедией о приключениях огородника. Кино было передвижное и через несколько дней покинуло город..».

В Слободском владелец «электротеатра» «Рекорд» Никифоров построил для него большое прекрасное здание, которое даже «Вятская речь» отметила «роскошным» для такого маленького городка.

Последним вятским городом до 1917 года, в котором открылся кинотеатр, стал Орлов. Здесь он был построен пожарным обществом в 1916 году. Здание для кинотеатра было построено просторное, в нем имелось электричество и духовой оркестр. В первый день работы кинотеатра публики было столько много, что выручка составила рекордную сумму по тем временам – 110 рублей.

 Культурная жизнь первых вятских кинотеатров

Интересно, что же смотрели вятские жители тех лет в первых кинотеатрах?   Узнаем из объявлений в газетах:
««Железная рука» – новый сюжет из жизни международных шпионов, последний крик искусства. Одна действительность, нет трюков. Полная иллюзия взрыва военного корабля»;
«Мертвая петля» – весь ужас жизни во всей его неприглядной наготе, вся трагедия современного строя семьи, пороки и соблазны большого города, мертвой петлей затягивающие свои жертвы»;
«Триумф женщины» – замечательная драма современных нравов, разыгранная на палубе горящего корабля»;
«Роскошная историческая картина в 2-х частях «Невинно казненный» – сильная реалистическая драма высокохудожественной постановки, разыгранная лучшими артистическими силами в тех именно местах, где происходили подлинные события сто лет тому назад»;
«Дочь Ниагары» – драма из жизни индейцев. В этой картине ярко изображены нравы и обычаи сынов «степей», их суеверия, доходящие до грубого насилия над человеком»;
«Историческая сенсационная картина «Падение Трои» – драма по Гомеру – побила мировой рекорд, участвуют более 1000 человек, грандиозные декорации, костюмы Миланского театра».
«Трогательная драма «Жертвы алкоголизма» – подавляющая картина распада семьи, гибели отдельных ее членов вследствие эксцессов на почве алкоголизма, этого бича современного общества».
Кстати, на зрителей последняя картина произвела на вятчан столь сильное впечатление, что, как писала газета «Северное слово», «некоторые даже плакали».

Как видим, демонстрировались фильмы вовсе не о духовных ценностях. Деловые люди, содержавшие кинотеатры, и картины демонстрировали в первую очередь те, которые могли бы приносить им хорошую прибыль – с элементами насилия, «клубничку», комедии, для дам – душещипательные драмы. Здесь к слову вспомнить мистера Секонда, «нехорошего» киношника  из советского фильма «Человек из бульвара Капуцинов». У нас на Вятке были такие же Секонды. Кинопрокатчики с добрыми фильмами, аналогичные герою Андрея Миронова, не выдерживали конкуренции, их кинотеатры закрывались из-за малой посещаемости.

Одним из самых «крутых триллеров» того времени был фильм «Эволюция человеческой жестокости от Каина». Когда демонстрировалась «клубничка», об этом сразу предупреждали публику, что кино «не для всех» — «в четверг 25 сентября, после сеансов и антракта будет демонстрироваться отделение картин исключительно парижского жанра за особую плату, в виду страшной дороговизны картин этого жанра. Учащимся и несовершеннолетним … билеты проданы не будут». Названия этого жанра говорили сами за себя – «Слишком хорошенькая горничная», «Девичий пансион». В основном это были французские фильмы, но, надо сказать, эротики, как таковой, там не было. В основном, она ограничивалась обнаженной ногой девушки. Но и это вызывало протесты тогдашней  публики, воспитанной в духе православной нравственности. Доходило до того, что требовали снять картину с показа. И вскоре их показывать прекратили.

В основном в первых кинотеатрах демонстрировались  легкие комедии, для дам шли слезные драмы навроде «Дочери Ниагары». Также в моде были сериалы, например, «Фантомас» или «Сонька – золотая ручка» (первый русский сериал). Каждый фильм проходил особую проверку у полиции. Остро-социальные фильмы не допускались к показу.  Например, был снят с проката фильм «Голод в России в 1911 году». Также был запрещен фильм о похоронах Льва Толстого. В кинотеатре «Прогресс» часто ставились видовые (с видами различных мест России и других стран), научные, спортивные и цирковые фильмы. Практически все фильмы были иностранного производства. Только в 1908 году в Вятке демонстрировалась первая отечественная игровая картина «Стенька Разин».

С 1910 г. к кинокартинам добавилась кинохроника, просуществовавшая многие годы истории немого кино. 27 мая 1912 года в кинотеатре «Прогресс» с большим успехом прошел фильм «Гибель «Титаника», рассказывающий о катастрофе, произошедшей месяц назад.

Кино тех лет было немым и во время киносеанса играла музыка, которую часто исполняли приглашенные струнные оркестры, бывшие тогда в большой популярности у вятской публики. Известно, что в кинотеатр «Прогресс» дважды приглашались и известные пианисты. Например, в 1908 г. в нем играла баронесса А.И.Ордо, «игравшая в в иллюзионах Москвы, Петербурга и даже за границей», в 1913 году – пианист М.И.Чащин, для выступления которого в магазине Якубовского владельцы кинотеатра не поскупились купить концертный рояль. В различных кинотеатрах играла и разная музыка : в «Прогрессе» электропианино, в «Модерне» струнный оркестр, в Александровском саду – оркестр военной музыки. Во время самого фильма играло пианино.

Чтобы завлечь зрителя в кинозалы, их владельцы просто изощрялись в выдумках, придумывая порою оригинальные коммерческие ходы. Так, нередко в кинотеатры приглашались артисты, выступавшие перед началом сеанса. Например, в 1913 году в «Прогрессе» выступил имитатор Арнольдини, изображавший в дамской одежде известных артисток того времени, причем с «неподражаемой виртуозностью». Выступление артистов и музыкантов часто предваряло киносеанс, для чего перед экраном устраивался в первых кинотеатрах небольшой подиум. Завлекали зрителей и другими способами. Например, билеты в некоторые кинотеатры разыгрывали на ипподроме.

Цены на билеты были самые различные и колебались от 17 до 75 копеек для взрослых, для детей- 15-25 копеек. Билеты в ложу стоили до 4 рублей. Нередки были и благотворительные показы. 2 ноября 1908 года в Вятке состоялся первый бесплатный киносеанс для воспитанников детских приютов в кинотеатре «Иллюзион».

Каждый сеанс шел 2 часа и состоял из 3-4 отделений, между которыми были антракты, необходимые для перезарядки кинопроекционного аппарата. В каждый сеанс входило до 10 кинофильмов, обычно 2-3 драмы, 3-4 комедии, несколько видовых фильмов). Фильмы того времени были довольно коротенькими – по 10-15 минут, но с течением времени они стали длиннее, и за один сеанс показывали уже несколько картин.

Внутри дореволюционные кинотеатры были зачастую очень богато оформлено – интерьер, музыка, буфеты, поскольку являлись частными и предназначались только для самой культурной публики. Поэтому в те дни никому бы не пришло в голову есть попкорн в зале и пить пиво, бросая мусор прямо на пол, что теперь в кинотеатрах стало нормой вещей…

Кстати
В России первые кинопоказы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде.  Первый постоянный кинотеатр был построен в Санкт-Петербурге в мае 1896 года. В 1913 году в России насчитывалось уже свыше 1400 кинотеатров, из них 134 находилось в Петербурге и 67 — в Москве.

По материалам вятских газет начала 20 века.

Интересно, что же смотрели вятские жители тех лет в первых кинотеатрах?   Узнаем из объявлений в газетах:
««Железная рука» – новый сюжет из жизни международных шпионов, последний крик искусства. Одна действительность, нет трюков. Полная иллюзия взрыва военного корабля»;
«Мертвая петля» – весь ужас жизни во всей его неприглядной наготе, вся трагедия современного строя семьи, пороки и соблазны большого города, мертвой петлей затягивающие свои жертвы»;
«Триумф женщины» – замечательная драма современных нравов, разыгранная на палубе горящего корабля»;
«Роскошная историческая картина в 2-х частях «Невинно казненный» – сильная реалистическая драма высокохудожественной постановки, разыгранная лучшими артистическими силами в тех именно местах, где происходили подлинные события сто лет тому назад»;
«Дочь Ниагары» – драма из жизни индейцев. В этой картине ярко изображены нравы и обычаи сынов «степей», их суеверия, доходящие до грубого насилия над человеком»;
«Историческая сенсационная картина «Падение Трои» – драма по Гомеру – побила мировой рекорд, участвуют более 1000 человек, грандиозные декорации, костюмы Миланского театра».
«Трогательная драма «Жертвы алкоголизма» – подавляющая картина распада семьи, гибели отдельных ее членов вследствие эксцессов на почве алкоголизма, этого бича современного общества».
Кстати, на зрителей последняя картина произвела на вятчан столь сильное впечатление, что, как писала газета «Северное слово», «некоторые даже плакали».

Как видим, демонстрировались фильмы вовсе не о духовных ценностях. Деловые люди, содержавшие кинотеатры, и картины демонстрировали в первую очередь те, которые могли бы приносить им хорошую прибыль – с элементами насилия, «клубничку», комедии, для дам – душещипательные драмы. Здесь к слову вспомнить мистера Секонда, «нехорошего» киношника  из советского фильма «Человек из бульвара Капуцинов». У нас на Вятке были такие же Секонды. Кинопрокатчики с добрыми фильмами, аналогичные герою Андрея Миронова, не выдерживали конкуренции, их кинотеатры закрывались из-за малой посещаемости.

Одним из самых «крутых триллеров» того времени был фильм «Эволюция человеческой жестокости от Каина». Когда демонстрировалась «клубничка», об этом сразу предупреждали публику, что кино «не для всех» — «в четверг 25 сентября, после сеансов и антракта будет демонстрироваться отделение картин исключительно парижского жанра за особую плату, в виду страшной дороговизны картин этого жанра. Учащимся и несовершеннолетним … билеты проданы не будут». Названия этого жанра говорили сами за себя – «Слишком хорошенькая горничная», «Девичий пансион». В основном это были французские фильмы, но, надо сказать, эротики, как таковой, там не было. В основном, она ограничивалась обнаженной ногой девушки. Но и это вызывало протесты тогдашней  публики, воспитанной в духе православной нравственности. Доходило до того, что требовали снять картину с показа. И вскоре их показывать прекратили.

В основном в первых кинотеатрах демонстрировались  легкие комедии, для дам шли слезные драмы навроде «Дочери Ниагары». Также в моде были сериалы, например, «Фантомас» или «Сонька – золотая ручка» (первый русский сериал). Каждый фильм проходил особую проверку у полиции. Остро-социальные фильмы не допускались к показу.  Например, был снят с проката фильм «Голод в России в 1911 году». Также был запрещен фильм о похоронах Льва Толстого. В кинотеатре «Прогресс» часто ставились видовые (с видами различных мест России и других стран), научные, спортивные и цирковые фильмы. Практически все фильмы были иностранного производства. Только в 1908 году в Вятке демонстрировалась первая отечественная игровая картина «Стенька Разин».

С 1910 г. к кинокартинам добавилась кинохроника, просуществовавшая многие годы истории немого кино. 27 мая 1912 года в кинотеатре «Прогресс» с большим успехом прошел фильм «Гибель «Титаника», рассказывающий о катастрофе, произошедшей месяц назад.

Кино тех лет было немым и во время киносеанса играла музыка, которую часто исполняли приглашенные струнные оркестры, бывшие тогда в большой популярности у вятской публики. Известно, что в кинотеатр «Прогресс» дважды приглашались и известные пианисты. Например, в 1908 г. в нем играла баронесса А.И.Ордо, «игравшая в в иллюзионах Москвы, Петербурга и даже за границей», в 1913 году – пианист М.И.Чащин, для выступления которого в магазине Якубовского владельцы кинотеатра не поскупились купить концертный рояль. В различных кинотеатрах играла и разная музыка : в «Прогрессе» электропианино, в «Модерне» струнный оркестр, в Александровском саду – оркестр военной музыки. Во время самого фильма играло пианино.

Чтобы завлечь зрителя в кинозалы, их владельцы просто изощрялись в выдумках, придумывая порою оригинальные коммерческие ходы. Так, нередко в кинотеатры приглашались артисты, выступавшие перед началом сеанса. Например, в 1913 году в «Прогрессе» выступил имитатор Арнольдини, изображавший в дамской одежде известных артисток того времени, причем с «неподражаемой виртуозностью». Выступление артистов и музыкантов часто предваряло киносеанс, для чего перед экраном устраивался в первых кинотеатрах небольшой подиум. Завлекали зрителей и другими способами. Например, билеты в некоторые кинотеатры разыгрывали на ипподроме.

Цены на билеты были самые различные и колебались от 17 до 75 копеек для взрослых, для детей- 15-25 копеек. Билеты в ложу стоили до 4 рублей. Нередки были и благотворительные показы. 2 ноября 1908 года в Вятке состоялся первый бесплатный киносеанс для воспитанников детских приютов в кинотеатре «Иллюзион».

Каждый сеанс шел 2 часа и состоял из 3-4 отделений, между которыми были антракты, необходимые для перезарядки кинопроекционного аппарата. В каждый сеанс входило до 10 кинофильмов, обычно 2-3 драмы, 3-4 комедии, несколько видовых фильмов). Фильмы того времени были довольно коротенькими – по 10-15 минут, но с течением времени они стали длиннее, и за один сеанс показывали уже несколько картин.

Внутри дореволюционные кинотеатры были зачастую очень богато оформлено – интерьер, музыка, буфеты, поскольку являлись частными и предназначались только для самой культурной публики. Поэтому в те дни никому бы не пришло в голову есть попкорн в зале и пить пиво, бросая мусор прямо на пол, что теперь в кинотеатрах стало нормой вещей…

Кстати
В России первые кинопоказы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде.  Первый постоянный кинотеатр был построен в Санкт-Петербурге в мае 1896 года. В 1913 году в России насчитывалось уже свыше 1400 кинотеатров, из них 134 находилось в Петербурге и 67 — в Москве.

По материалам вятских газет начала 20 века.

 


Назад к списку