ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3.В годы НЭПа: закат частного кино

   1920-е годы – новый этап в развитии вятского кино. В это время в его истории произошло много интересных и иногда важных событий. В этот период оно находилось по-прежнему под опекой Отдела народного образования, а также Губполитпросвета.

В этот период и до 1938 года в Вятке работало три старых кинотеатра – «Колизей»,  «Прогресс» и летний в саду имени Степана Халтурина (бывшего Александровского), которые были центрами культурной жизни того времени. Изредка в афишках начала 1920-х упоминается «Одеон», теперь ставший армейским клубом, в котором тоже иногда показывались фильмы. Разумеется, все кинотеатры  были по-прежнему «немые». Из отчета Вятского губполитпросвета в главполитпросвет о состоянии художественной работы в губернии в 1923 г. (не ранее 1 декабря 1923 г.) можно узнать, что в Вятке работало два «кино» и два театра. В том же году «Вятская правда» приводило список трех «кинематографов» работавших в Вятке, с указанием адресов. Кроме «Колизея» (адрес ул. Дрылевского, между ул. Карла Маркса и Володарского) и «Прогресса» (адрес ул. Володарского, между улицами Энгельса и Коммуны) работал  еще некий «Биоскоп», находившийся на улице Коммуны, рядом с гортеатром. Между прочим, пресса сообщала, что кинотеатры работали только по вечерам, в будни с 7, а в выходные  с 6 часов; касса открывалась за час до сеансов. Возможно, такое расписание сложилось из-за нехватки персонала, а может быть, в стране, ставшей исключительно «пролетарской», некому днем было посещать кино.

В отчете от 9 апреля 1926 г. сообщалось: «В г.Вятке в настоящее  время имеется  2 коммерческих кино и 1 зимний театр, находящийся  введении театрообъединения при горсаде. Летом работает летний театр в саду и с наступлением  лета там же будет выстроено новое  летнее кино. Кроме того в городе имеется  6 клубных  кино. Театрообъединение  работает на хозрасчете  с подразделениями  средств кино и средств театра. При театрообъединии имеется 4 кинопередвижки, обслуживающих уезды и город в плановом порядке…»

То, что «Аполло» назывался «театром» не было ничего удивительного. Тогда он считался рядовым летним театром, отделением гортеатра. Например, в 1921 г. «Вятская правда» сообщала: «Администрация гортеатра извещает граждан, что открытие летнего  сезона состоится в среду, 6 июля с.г., в театре «Аполло». Поставлена будет пьеса в 4 актах «Волшебная  сказка» Потапенко.

Начало спектакля  в 8 ч. вечера .Билеты продаются  обычным порядком в кассе «Аполло».

 В 1930 году по Вятке насчитывалось уже 12 киноустановок. Тогда «Вятская правда» писала: «Число киноустановок  по городу  выросло до 12. Кроме  2 коммерческих  кинотеатров (« Колизей» и «Прогресс»»), установки имеются в клубах: имени Демьяна Бедного, 1 мая, Семашко, Томского,  Степана Халтурина, Юных пионеров и Вятка-1 . Специальная  установка для демонстрации исторических  и культурных  фильмов есть в музее революции. Приезжающие в город  крестьяне обслуживаются киноустановкой Дома крестьянина».

    В начале 1920-х «Колизей» переживал кризис и едва не закрылся совсем. Как уже говорилось, в начале 1920-х в нем дело дошло даже до демонстрации судов за деньги. Причина, видимо, крылась в нехватке кинолент и кинотеатр терпел убытки.  В 1921 году управлял кинотеатром некий француз Делассаль.  Предприимчивый франк совсем задумывал превратить кинотеатр в свою частную театральную лавочку, а что бы все было легально (время уже было советское) - обанкротить его и тем самым закрыть как кинотеатр, поскольку по закону того времени он не имел права закрыть кинотеатр или использовать под другие цели. «Вятская правда» писала об этом:

«С некоторых  пор кинотеатры города Вятки не пополняются  новыми картинами.

Киносекция при губоно по видимому совершенно не озабачивается  снабжением кинематографов  новыми лентами не потому что бы их нельзя достать, а вследствие происков разных лиц, желающих использовать кинематограф  для целей, в достижении которых они лично заинтересованы.

Так например несмотря на то, что согласно постановления коллегии народногокомиссариата народного просвещения от 2 июля 1921 г.  за № 26  кинематографы не могут быть закрываемы  и использованы  для других целей. Киносекция  при вятском  губернском  отделе народного просвещения  в лице гр. Делассаль  всеми силами пытается прекратить  действия кинематографа «Колизей». в г.Вятке, намерено  не снабжая  этот кинематограф картинами и достигая одно  - использовать  его помещение  для какой то показательной труппы, в возникновении  и существовании которой, как говорят, особенно лично заинтересован г.Делассаль как артист.

…Вряд ли было бы целесообразно  закрывать кинематограф  «Колизей» - единственное место развлечения трудящегося элемента г.Вятки в часы отдыха и досуга»

   К счастью, затея Делассаля не удалась.  Кинотеатр менял хозяев, а  газетные афиши постоянно упоминали о показе новых фильмов в кинотеатре. 11 марта, по сообщению «Вятской правды», состоялись торги на сдачу кинотеатра в аренду. Торги, похоже, выиграла некая артель инвалидов (возможно, участников войны), которая приобрела себе и «Прогресс». Но дела их тоже пошли не очень хорошо. Удалось найти документ, что в 1925 г.  договор с инвалидами  предписывалось аннулировать и передать кинотеатры губполитпросвету. Так и было сделано. Договор между губкомунотделом и губполитпросветом был заключен в начале 1926 г. По нему губполитпросвет арендовал кинотеатры на три года. В договоре было сказано:

  1.  «На основании составленного соглашения  Вятский  губкомунотдел сдает в арендное пользование губполитпросвету: 1.  Муниципальное владение, находящееся в г.Вятке по улице Дрылевского д. 49, коммунальное владение № 148, состоящее: 1) из деревянного одноэтажного, под железной крышей здания  кинотеатра  «Колизей» 2) бетонного здания под железной крышей, занимаего машинным отделением с общей полезной площадью в 726 21 кв. м., с площадью  земли 1412, 22 кв. м.  3)  муниципального владения № 358, находящегося на улице Володарского д.№ 94, состоящее  одноэтажного бревенчатого, под железной крышей здания, кинотеатр «Прогресс» полезной площадью  в 408, 55 кв. м.  и бревенчатой под тесовой крышей бани с участком земли в целом принадлежности  этого владения в размере 443, 30 кв. саж.
  2. Срок аренды вышеназванного помещения определяется в 3 г., считая с 1 декабря 1925 г. т.е. по 1 декабря 1928 г».

В части обязанностей арендаторов было также сказано: «На обязанности арендаторов возлагаются обязанности своими средствами ремонтные работы в арендованных  зданиях, содержание в исправности тротуаров и полотна дороги против арендуемых строений на ул. Володарского полностью, а по улице Дрылевского – против ворот и по улице Карла Маркса   - 15 саж., что против  калитки, очистка таковых от снега и грязи, очистка дымовых труб, очистка двора и чистка крыш от снега».

 Незадолго до этого, в ноябре 1925 г., оба кинотеатра были обследованы «на предмет определения необходимых ремонтов для благоустройства и поддержания здания  в сохранности». Отделу народного образования, в попечении которого формально находились кинотеатры, в «Колизее» было предписано сделать следующий ремонт:

  1. Устройство арки со стороны улицы Дрылевского
  2. Устройство ворот с калиткой по улице  Карла Маркса
  3. Решетчатый палисадник вокруг здания
  4. Посадка деревьев
  5. Передел парадного крыльца уширив до 5 м. с постановкой перил
  6. Наружных тамбуров с северной стороны 3 шт.
  7. Подводка стены  под всем зданием
  8. Смена негодных бревен нижнего ряда
  9. Осадка стен уборкою существующих сжимов и постановка новых
  10. Смена подшивки карниза добавлением 50 % нового материала
  11. Конопатка стен с 2 сторон
  12. Обшивка стен тесом снаружи
  13. Перекрытие железной крыши до 200 мт.
  14. Покрытие  железной крыши взамен тесовой
  15. Ремонт 1 пары стропил
  16. Ремонт потолка фоэ
  17. Ремонт 2 наружных балконов
  18. Переустройство галерки с разборкой лож пола и подшивки
  19. Перестил деревянных полов со сменой балок
  20. Устройство асфальтовых полов в зрительном зале и фоэ с разборкой существующих
  21. Ремонт дверей с прирезкой недостающих приборов
  22. Ремонт оконных переплетов с заменой ветхих
  23. Переустройство переборки в служебном помещении верхнего этажа
  24. Настилка наката под сценой
  25. Перекладка плиты на кухне
  26. Кладка голландской печи на сцене
  27. Кладка утермарковской печи
  28. Ремонт печи и дымоходов
  29. Устройство второго калорифера с восточной стороны
  30. Ремонт уборных
  31. Обшивка фронтона с восточной стороны
  32. Окраска краской дверей
  33. Окраска белилами окон
  34. Окраска масляной краской колонн и потолков
  35. Окраска полов
  36. Ремонт переносных декоративных колонн на сцене
  37. Возобновление декораций
  38. Ремонт водосточных труб
  39. Окраска крыши
  40. Устройство будки аппарата  из несгораемого материала

Силовая станция

Ремонт стен здания

Ремонт проводки

 В «Прогрессе» ремонта требовалось меньше, но и он выглядел внушительным:

  1. Ремонт крыши с частичной сменой листов
  2. Ремонт водосточных труб
  3. Смена нижнего  ряда негодных бревен
  4. Конопатка наружных стен
  5. Обшивка тесом  наружных стен
  6. Перестилка пола в зрительном зале
  7. Подводка фундамента
  8.  Ремонт печей 2 штуки
  9. Перекладка 4 голландских печей
  10. Ремонт дымоходов
  11. Ремонт дверей
  12. Перестилка сжимов
  13. Ремонт уборных
  14. Устройство 3 тамбуров с южной стороны
  15. Ремонт подшивки потолка
  16. Перестилка тротуаров
  17. Окраска масляной краской окон и дверей
  18. Полов и стен
  19. Перестройка деревянного пристроя с западной стороны

Сохранились «приходо-расходные книги» вятских кинотеатров за 1927 год, из которых о них можно получить некоторое представление. Например, «Колизей» имел три ряда мест, ложу и балкон, всего на 516 мест (ранее, как известно, было 550). Места распределялись амфитеатром – чем дальше от экрана, тем больше мест: 1 ряд 78, 2й – 144, 3й – 192, ложа – 42 и балкон вмещал 60 мест. Интересно, что по мере удаления от экрана цена на место была дешевле: первый ряд – 50 к., 2й – 40, 3й – 30, балкон – 40 к., ложа – 60 к. Таким образом, самые дешевые места были наиболее удаленные от экрана – в 3м ряду и на балконе. Кроме того, при кинотеатре был буфет (арендованный) и киоск губкомпома. В 1927 г. в месяц за 25 дней работы выручка кинотеатра составляла в среднем составляла 7959 р., из них на долю буфета выходило 110 р. и киоска – 20.

 При кинотеатре был следующий штат:

 Заведующий

Старший контролер

Контролеры 5

Старший механик

 Механики         

 Помощник механика

 Машинист

 Кассиры 2

 Пианистка

 Зав. музыкой

Скрипач

Виолончелист.

Из расходной ведомости кинотеатра можно узнать, что он имел телефон (с платой 40 р. в квартал), калориферное отопление с дымоходом, электростанцию от дизельного двигателя, водоснабжение на 12 кранов (или, как их называли – вентили), туалеты (ассенизация составляла 5 бочек в месяц). «Другие расходы» также составлял хозинвентарь – мыло, веники, метлы, лопаты и половые тряпки.

«Прогресс» был кинотеатром попроще. Он имел три ряда мест, без лож и балкона, но тоже был устроен амфитеатром. В первом ряду было 70 мест (цена 35 к.), во втором 162 (цена 25 к.), в третьем 144 (цена 20 к.).также при кинотеатре имелись буфет и киоск.

Штат при кинотеатре был тоже попроще:

Ответственный контролер 8 разряда

Контролеры 4

Кассиры 8

Уборщицы 4

Сторожа 4

 Механик

Помощник механика

 Пианистка

Виолончелист

Скрипка.

Летний кинотеатр «Аполло» был самым большим кинотеатром – он имел 500 мест, но они располагались по обратному принципу: чем ближе к экрану, тем больше мест; в среднем ряду было больше всего мест. В первом ряду было 200 мест (35 коп. место), во втором 400 (25 коп.), в 3м сто (20 к.). кинотеатр имел электрическое освещение (4 ламы), телефон (соединенный только с Управлением) и сортиры без канализации.

На сборы администрация не жаловалась: «При стопроцентной посещаемости  кино 2 сеанса в день  ежедневная выручка  380 р.». Из выручки также выплачивался налог в сумме 40 р.12 коп. Кинотеатры были еще не государственные, а коммерческие…

Штат летнего кинотеатра был следующим с указанием оклада:

Старший   контролер 38.75

Младший контролер 90             р.

Кассир 38.75

Механик 57.50

 Помощник  35 р.

 Ночной сторож  он же уборщик 22.50

Плакатчик 43.75

Бронь-ученик 12.50

Пианист 57.50

Виолончелист 100

 Скрипач 100 р.

Зав. кино  120 р.

Заведующий кинотеатром, как и подобало директору, получал самую большую зарплату -120 рублей.

В 1927 г. расходы кинотеатра выразились в следующем:

Канцелярские расходы и   писчая бумага

Чернила

Ручки        

Перья

Цветные карандаши

Лампы  8 ламп  500 в.  при 4 часах работы.

Страхование зданий  11 р. 23 к.

Уборка помещений

Расходы по противопожарным мероприятиям

Содержание пожарного караула ежедневно  из 2 человек  60 коп.в день

Зарядка огнетушителей  и ремонт пожарных рукавов 2.

Телефон   соединенный с управлением 6

Ассенизация вывоз нечистот из расчета 5 бочек  в месяц  3.75.

Кроме того, кинотеатр (как и остальные) был обязан выделять средства на страхование служащих, содержание месткома и на культурные цели.

В планах было уже тогда открытие третьего кинотеатра в городе, но так и не осуществилось к концу 1920-х. К примеру, в 1926 году в Президиуме Вятского городского совета депутатов было заслушано «Отношение ГУНИ ГКО  по вопросам  о передаче помещения  (бывший завод Красный земледелец)  в арендное пользование губоно под кинотеатр  или техническую контору,  под столярную мастерскую». Постановили в опрос оставить открытым. Тут же было заслушано ходатайство губоно о расторжении договора на содержание сада Степана Халтурина. Постановили договор с губоно расторгнуть, а сад передать введение губкомунального отдела.

Летний театр при этом  отдать под кино». В одном из документов за 1926 г. встретилось предложение об открытии кинотеатра в рабочем районе станции Вятка-1.

  Решительно вопрос об открытии нового кинотеатра в городе был поставлен в 1929 г., когда уже назрела серьезная необходимость в наличии еще одного кинотеатра. Тогда в  президиум вятского окружного исполнительного комитета поступило следующее прошение: «До сего времени население  г.Вятки  обслуживается  кино, оставшимся в наследство  от царского прошлого.  Помещения, которые приспосабливались  и строились  в условиях  того времени исключительно  для выколачивания средств  и ни для какой культ работы не приспособлены, к тому же здания пришли в большую ветхость, небольшая вместимость не дает возможности сделать  их доступными по  цене для широкой рабочей массы. Здания кинотеатров скучены в 1 месте, являются совершенно оторванными от рабочих районов».

На этот раз власти города серьезно задумались о наличии в городе еще одно кинотеатра. В том же году в Вятке открылся новый, третий «кинематограф» - в Доме компросвещения (или музее революции). Но был он временным и даже не имел названия, фигурируя в афишах как Доме компросвещения, и лишь в 1930 г. у этого «кино» появится свое название – «Октябрь». 5 августа 1930 г. в вятской киноафише впервые был упомянут кинотеатр «Октябрь» - «бывший Дом компросвещения». Похоже, старое заведение было закрыто, уступив место кинотеатру.

   Дав разрешение на устройство нового кинотеатра в приспособленном помещении, власти города впервые задумались и о постройке здания для нового кинотеатра. Как сообщала «Вятская правда», «Горсовет высказался за построение в нашем городе нового кино. Избрана специальная комиссия, которой поручено составить  проект, сметы и выбрать  сметы для нового кино». В 1930 г. по планам строительство должно было завершиться в 1931-1932 гг., а в 1935 г. в городе должно было открыться здание «детского кино». Подобрали новому кинотеатру и оригинальное название – «Генеральная линия». Каким он должен был быть, писала в 1930 году «Кировская правда»: «Агентство совкино разработало новый проект постройки нового кинотеатра «Генеральная линия». Помещение рассчитано на 1200 мест в основном зале и 500 мест в зале культурфильм.

Предложено иметь в новом кинотеатре 3 установки: 2 немых и 1 говорящую». К сожалению, события в стране, связанные с коллективизацией, индустриализацией и размахом репрессий, остановили эти планы надолго. Новое здание кинотеатра появится в городе лишь в 1938 году, а здание молодежного кинотеатра и вовсе в 1960е! А пока кино было сосредоточено в 3-4 кинотеатрах и  кинопередвижках. В 1930 г. по городу Вятке насчитывалось 12 киноустановок.

По всей видимости, бюджет ОНО не выдерживал такой значительной нагрузки, поскольку на него была возложена вся культура в губернии, начиная с волостных библиотек. Кроме того, киноработа в середине 1920-х, как отмечалось, пришла в стадию «упадка и застоя». Требовалась ее реорганизация. В «Производственном плане клубно-художественной работы по Вятской губернии на 1924-1926 гг.» констатировалось: «Необходимо сделать хотя бы небольшой сдвиг  в области упадка и застоя киноработы. Кино ценнейший пропагандист, агитатор, проводник научных знаний и 1 из лучших развлечений  при достаточно благоприятном  положении этого вопроса. Для этого нужно произвести  возможную реорганизацию киносекции  или вернее небольшого киноимущества  при губполитпросвете  и уполитпросвете  с уездным кино. Все они должны быть слиты в губполитпросвете воедино, приведены в порядок  и киноленты должны быть    обменены в 1  из баз снабжения (Екатеринбург-Москва) и таким образом может быть   создан кинопрокатный (небольшой) пункт. Через каждые 6 месяцев  кинопрограммы  снова менять в центре».

   Выходом из положения стало решение в 1926 г.объединить  все зрелищные предприятия в отдельную организацию - Вятское объединение зрелищных предприятий, правда, под контролем опять же ОНО и Губполитпросвета. Разница была лишь в том, что Объединение было как бы автономной коммерческой организацией, которая могла свободно распоряжаться своими средствами. На дворе стоял НЭП. Поэтому это не всем пришлось по нраву. Особенно против был юристконсульт. В своем обширном заключении он под конец подытожил:

   «…Считаю еще не лишним указать, что авторы устава  все время смешивают понятия коммунального  и хозяйственного расчета, что является совершенно не допустимым, т.к. эти 2 понятия резко отличаются друг от друга. Вследствие  этого смешение понятий, встречающиеся в уставе и противоречащие друг другу, например параграф 6 говорит, что объединение подлежит   всем видам обложения устава для госпредприятий, действующих на началах  коммерческого расчета, тогда как параграф 10 говорит, что «объединение» владеет  и т.д. имуществом для осуществления  своих хозяйственных культурно-просветительских задач без целей извлечения прибылей. Ведь понятие коммерческого расчета уже само говорит за извлечение прибылей.

Исходя из вышеизложенного, я полагал бы Устав переработать на «Положение», которое может быть утверждено Горсоветом при условии установленного района действия лишь на г.Вятку и который не требует особой регистрации, но юридически оформит переход  зрелищных предприятий на хозрасчет и даст «объединению» их права юридического лица».

   17 марта 1926 г. состоялось заседание малого президиума вятского городского совета рабочих и красноармейских депутатов  12 состава, в котором слушали «Рассмотрение проекта устава вятского  объединения  зрелищных предприятий  с отрицательным заключением юристконсульта». Постановили: «Положение передать для проработки в губплан.

Признать, что существующая форма управления  зрелищных предприятий  себя оправдала  и является необходимой юридически ее оформить. При этом объединение должно иметь только городское значение, функции губернские по мнению  Президиума должны быть переданы в Губполитпросвет».

В принятом уставе об организации было сказано: «Имея ввиду расширение и развертывание работы зрелищных предприятий г.Вятки, находящегося непосредственнов ведении губоно  по киноотделугубполитпросвета, укрепления  их финансового положения и положения квалификации  их художественного производства в целях обслуживания культурно-просветительских потребностей трудящегося населения  при Вятском  губполитпросвете образовано  «Вятское объединение зрелищных мероприятий… Вятское объединение  зрелищных предприятий находится введении и под общим управлением и руководством Вятского  губполитпросвета  и управляется  на началах хозяйственного (коммерческого) расчета

Объединение   зрелищных предприятий образует особую  хозяйственную  единицу, обладающую правами юридического лица  и естественно  ответственную по своим обязательствам применительно к декрету СНК  от 17 июля 1923 г., без переложения таковой ответственности  на Вятский гпп  или какие-либо  другие государственные органы, государственную  казну  или местные средства…».

 В состав объединения вошли:

  1. Вятский городской  зимний театр
  2. Кинотеатр «Колизей»
  3. Кинотеатр «Прогресс»
  4. Сад «Аполло» с летним театром и открытой сценой в нем
  5. Прокатный пункт с киноаппаратурой, с кинопередвижками и музыкальными инструментами.

  В части о дирекции объединения было сказано: «Директор  и его помощники назначаются на срок не менее 1 года. В течение этого периода  директор объединения  и его помощники  могут быть отстранены и уволены Губполитпросветом по постановлению  ревизионной коммиссии  или судебными властями  - несоответствия  возложенных  на их обязательствами, безхозяйственности или иных преступных действий». Как видим, директор объединения был обычным назначаемым управляющим, которого могли снять по любой причине. При нем состояло 2 помощника.

По всей видимости, Объединение поработало не очень долго, т.к. в документах за последующие годы сведений о нем найти не удалось. Может быть, оно и вовсе таковым было лишь на бумаге…

 Какой же репертуар шел в вятском кино в те годы? В отчете о работе вятских кинотеатров в 1923 году сообщалось: «У кино-секции имеются согласно описи следующие картины: научных 37, видовых 44, драматических 70 штук и комических 8 общим числом 109 штук метраж не установлен…» Если посмотреть газетные афиши тех лет, можно посмотреть какие именно фильмы шли в вятских кинотеатрах того времени. Например, в «Одеоне»  17-18 и 19 января 1923 г. показывался  боевик «Дочь Нана», драма в 5 частях, 26 и 27 января  - «Мираж счастья», драма в 4 частях с участием  Бетти Нансин и  «Дантист-самозванец», комедия  в 1 части.В «Прогрессе» 28 февраля-1,2 марта шел  «Кровью залитый бриллиант», в «Биоскопе» - драма «Клара Штейнберг», в «Колизее» - фильм «Убийца». Названия, говорящие сами за себя, привлекающие зрителя уже только этим. Кстати, по сообщению «Вятской правды», кинорепертуар тогда менялся с завидной быстротой – через каждые 3 дня.

 Газетные афиши тоже не супились на рекламу. Вот выдержки из них за 1923 год:

Кинотеатры  «Колизей и Прогресс».  2-4 мая пройдет незабываемая боевая новинка, 1я посвой величине комедия Бомарше картина в 3 больших  частях Женитьба Фигаро. Картина совершенно новая, экземпляр выпуска 1923 г.»

 Редкая художественная  постановка. В главной роли Фигаро  Ап.Макси. Картина пройдет одновременно  в кино Колизей и Прогресс пойдет строго по сеансам.

Колизей. 13-16 июня  пойдет 1 из лучших картин Ермольева«Прокурор». Сильная драма в 5 ч.  Неподражаемая игра артисов. В главных ролях наши любимцы: Н.Н.Лисенко, И.И.Мозжухин.

Прогресс 22-24 мая лучшая картина фабрики Харитонова «Тобою казненные», сильная драма в 5 ч. В главных ролях Вера холодная   и В.Максимов.

А как был разрекламирован новый фильм «Дракула»! Это был просто хит рекламы.

Прогресс 28-31 августа. Боевик сезона «Дракула» последний выпуск 1923 г. Симфония ужаса, ставленник смерти!

Бич мира, вампир носферату

Драма  в 6 частях. Инсценировка  по знаменитому роману БрашСтюкер. Начало ровно с 7 ч. вечера.  Касса открыта с 6 ч. вечера.

 

Особенно понравились вятскому зрителю боевики, из чего местные киношники решили закупать их в первую очередь. В том же отчете сообщалось: «Прошли ряд боевиков, которые значительно подняли дело, некоторые из них дали хороший доход, например, «Сатана ликующий» 2 серии, за которые было заплачено  2600 р., а доход выразился в сумме  8 т.р.  Из этого видно, что боевики ставить выгодно, хотя имеется большой риск, а потому необходимо заключить условия на получение боевиков  регулярных  не смущаясь их высокой ценой…» Для этой цели в Екатеринбург  был командирован специальный агент по поставке картин Шешуков.

 Кроме видовых картин и боевиков, очень популярных у публики, советское руководство вятских кинотеатров впервые начало пропагандировать и научное кино, что зачастую шло в одной связке с антирелигиозной пропагандой. Вот какие фильмы рекомендовалось демонстрировать «на санпросвет темы» в 1927 г.:

 Пьянство и его последствия

Диспут  Труд и семья

Туберкулез  детского возраста и борьба с ним

Алкоголь, труд и здоровье

Скарлатина

Венерические  болезни

Омоложение

 Впервые кинокартины начали внедряться для образовательного процесса. 8 декабря 1927 г. УКП Главсоцвоссообщал в отчете: «Вятское губоно приступает к опыту использования кинокартин как учебного пособия по школам  г.Вятки   для обслуживания школ прикреплением  специальных кинопередвижек». Для детей в кинотеатрах нередко проводились отдельные и бесплатные киносеансы. 1 мая 1930 г. такие киносеансы прошли в кинотеатрах «Колизей» и «Прогресс». Будущему поколению (и будущим фронтовикам) показывались фильмы «Одна» и «Ветер в лицо».

К концу 1920-х вятское руководство культуры решило навести порядок и в кинорепертуаре, который поставлялся из Москвы, а он был не всегда хорошего качества. Совкино посылало в провинцию зачастую разную дребедень, далекую от пролетарского духа. В НЭП в искусстве  была еще полная свобода действий.  В том же отчете от 9 апреля 1926 года сообщалось: «Репертуар  кино  до апреля месяца, когда состоялось  театрообъединение  содержал фильмы кинотеатров г.Москвы, когда же  с открытием кинопрокатного пункта в г. Вятке подбор репертуара  пробовал делаться через него, репертуар  вследствие плохой работоспособности пункта значительно упал. Например, в наиболее дешевом кино в г. «Прогресс» на апрель месяц навязан такой репертуар  (например, Сын вождя в 3 сериях), что театр дал убытки.  В кино публика в большинстве  ( до 75%) пролетарская   (рабочие и низшие служащие). Конечно, репертуар далеко не соответствует запросам  их, но принимать какие-либо  меры при  монополии Совкино  не представляется возможным».

   Началась борьба за качество фильмов в вятских кинотеатрах. Те, что не соответствовали государственному строю страны, начали потихоньку отсеиваться, в первую очередь, американские фильмы. В 1927 г. один из читателей «Вятской правды» отмечал: «В рабочем клубе  и  кинотеатре по прежнему процветает  американская  «трюковщина». Судя по этим словам, это были последние заведения Вятки, где «процветало» американское кино.

В начале 1920-х случались и перебои с поставкой фильмов, из-за чего кинотеатры иногда даже не работали. В 1923 г. в отчете сообщалось: «За последнее время  положение кино крайне неудовлетворительное, т.к. по Колизею  на первую половину марта  имеется дефицит  около 3 т.р.  т.к. Колизей  почти с 1 марта по сие время не работал за неимением картин, таковые были получены из Москвы  через представителей Вятки, высылались крайне неаккуратно. Были сделаны неоднократные запросы о причинах  невысылки картин, результата до сих пор нет, а потому Колизей стоит…»

  Все  фильмы проходили обязательную проверку в ОГПУ, хотя безусловно, они просматривались и в Москве. Объяснялось это в одном из постановлений: «Главный репертуар кинематографа  считает необходимым отметить следующее: нужно им ввиду, что производство кинолент в советской  России еще налаживается, что больше всего прокат сейчас картин получает из заграницы. Главная задача российского кинематографа состояла в том, чтобы из этих  карт выбросить наиболее вредные места, а всему оставления путем  изменения подписей  и т.д. придать  по возможности критическое освещение».

  Местные ГПУ проявили двойную бдительность и… бесплатное удовольствие от просмотра кино. В 1925 г. главный репертуар кинематографа предписывал всем гублитам и облитам: «…С получением сего все на Вятке  кинокартины подлежит направлять  через органы контроля ГПУ, не в адрес госкино как это указывалось ранее, а в адрес совкино (Москва, ул. Малая Гнейниковская)». Кроме просмотра кинокартин, вводилась и некоторая цензура, что видно из приведенного документа – вырезались отдельные эпизоды, изменялись подписи.

 В архивных документах сохранились списки разрешенных и запрещенных фильмов. Вот что было запрещено к просмотру в вятском кино в 1925 г.:

 Смутьян

Восток и запад

Тарзан

Девушка-сорванец

Сокровища Опара

Коварство и любовь

Леди Гарррсон

Воскресший Дик

Жизнь с прошлым.

 Кино играло важную роль и в идеологическом плане. Особенно это было хорошо заметно во время проведения большевистких праздников. Например, в очередную годовщину октябрьской революции во всех кинотеатрах демонстрировались бесплатные картины на тему революции и Гражданской войны. Особенно большие торжества состоялись в десятилетнюю годовщину революции в 1927 г. В протоколе заседания  кинокомиссии при губпролитпросвете предписывалось следующее: «Слушали. Участие кино  в проведении октябрьской годовщины.

Сообщение т.Колупаева о наличии  41 картин из числа допущенных к демонстрированию в октябрьские  дни.

Постановили: предложить т.Колупаеву произвести распределение картин между кинотеатрами, причем признать обязательно сопровождение  революционной хроникой  картин бытовых, не имеющих  прямого отношения к революции.

В дни праздника использовать в деревне все имеющиеся кинопередвижки.

Киносеансы  в клубах и деревнях  должны быть бесплатными 6 и 7 ноября. В  коммерческих кинотеатрах 6 ноября».

 Здесь же приводился список кинофильмов, которые рекомендовался к просмотру в дни праздника:

Декабристы

 1 из 20

Мать

9 января

Броненосец Потемкин

Машинист Ухтомский

Падение Романовых

Господа Скотинины

Солистка его величества

Девятый 

Тяжелые годы

 Перевал

Степные огни

Банда батько Кныша

Бухта смерти

Золотой запас

 41

Братишка

Тревога

Отец

Два дыма

Мамут и Айша

Красные дьяволята

Савур могила

Крепыш

 Пахом в Доброхиме

Как Пахом в селе Несмелом занимался летным  делом

У позорного столба

Крестовик

На дальнем берегу

Дело коновала Матова

Случай на мельнице

Абрек Заур

Зарэ

Накалы Равата

Вторая жена

Сар Пигэ

Волжские бунтари

Леон Кутюрье

Москва.

Разумеется, все эти фильмы были просмотрены специальной комиссией. Еще 20 мая 1927 г.

Всероссийский фото-кинематографическоеобщество «Советское кино» предписывало Вятскому губполитпросвету: «Получив возможность в настоящее время предоставлять политпросветорганизациям некоторое количество  кинофильмов на условиях  исключительного пользования Главполитпросвет и правления  совкино со своей стороны рекомендует следующие кинофильмы, одобренные. Просмотрены комиссией при гпп для демонстрации кинофильмов  во время праздника10летия октябрьской революции…Вышеуказанные  названия являются  рекомендованными  к просмотру10летия октябрьской революции и отнюдь не отнимают у вас права заказывать те фильмы, которые вы считаете для себя необходимым закупать».

 Другим пролетарским праздником, вторым по значимости, было Первое мая. В советское время праздновался он, как известно с размахом. Было приспособлено для этого и кино. 1 мая 1930 г. для взрослых вятчан прошли вечерние киносеансы по удешевленным билетам, а для детей они были сделаны и вовсе бесплатными.

 Некоторые сверх-революционные фильмы в плане пропаганды в Вятке демонстрировались даже не в залах кинотеатров, а на улице, что бы их могло посмотреть больше зрителей, даже те, кто в кино не ходил. В 1920е годы такой фильм был один – «Броненосец Потемкин». Снятый в 1925 г., в Вятку он пришел только в 1927 г. И здесь его демонстрация была устроена с широкой помпой – на Площади большевиков (видимо, экран сделали под навесом), а что бы было лучше всем видно и могло бы придти больше публики, его устроили в 11 часов вечера.  К сожалению, о демонстрации этого мега-фильма поведать может только его афиша, а как прошла премьера в Вятке – пресса не сообщала.

Вначале 1920-х годов в вятских кинотеатрах проходили и другие культурные мероприятия – спектакли, гастроли заезжих артистов, но уже не так активно, как в годы Гражданской войны, упоминания встречаются довольно редко. Видимо, здания театров для этого больше подходили. Известно, что в феврале 1923 г. в «Биоскопе» проходили «гастроли певицы гражданки Федоровой», после показа кинокартин. Летом того же года город посетили гастроли Петроградской  комической оперы, обосновавшиеся со своими опереттами в кинотеатре «Аполло». Но, надо сказать, вятчане отнеслись к опереттам довольно вяло. «Вятская правда» сообщала: «Вятка устала от оперетты и оперетта видимо устала от Вятки. Широко афишированный концерт не привлек падкого до легкого жанра обывателей: театр на половину пуст. Концерт  на редкость бледен и скучен».

Разумеется, по-прежнему в кинотеатрах проходили митинги и другие политические мероприятия. Само их устройство в форме амфитеатра очень способствовало для их проведения. Неудивительно, что коммунисты быстро приспособили кинотеатры для своих целей.  В начале февраля 1921 г. Вятку посетил товарищ Зиновьев – «классовый  вождь мировой коммунистической революции». Одно из его выступлений прошло 4 февраля в «Колизее». Вот как описывала митинг газета «Вятская правда»: «Под мощные звуки интернационала на сцене появляется т.Г.Е.Зиновьев; тысячная красноармейская толпа приветствовала  аплодисментами  своего вождя.

Начальник гарнизона т.Зыков  открывая  митинг, предлагает крикнуть  ура в честь прибытия вождя рабочих и крестьян.

От вятского  гарнизона т.Зиновьева приветствовал т.Алыпов.

Безгранично  рад  говорит он приветствовать вождя  мировой пролетарской  революции  от имени героев вятского гарнизона, тех героев, которые сражались на всех фронтах и в тылу, всегда горячо отзывались на призыв советской партии – борца за международное дело рабочих, вождя рабоче-крестьянского правительства и Петроградских  рабочих, вождя мировой пролетарской  революции – председателя  3 коммунистического интернационала.

Т.Зиновьев начал  свою   речь с ответственного приветствия рабочим и крестьянам, победивших  на многих фронтах и в петроградских  лазаретах и госпиталях…» (Далее речь на целую газетную полосу).

 Летом  1923 г. в Вятке прошла «Неделя  взаимопомощи воздухофлоту». Торжественно заседание  предполагалось  организовать  в саду  им. Степана Халтурина, у ротонды. Но, как сообщала печать, ввиду ненастной погоды оно  переместилось  в помещение кино, видимо, летнего кинотеатра.

В 1920е годы новым явлением вятской киножизни стали кинопередвижки, впервые появившиеся в годы Гражданской войны. Причем, долгое время их было очень немного, и лишь в конце 1920-х годов передвижки начинают распространяться и в дальнейшем стают массовым явлением культурной жизни тех лет. Можно сказать, кинопередвижка – это символ 1930-х. А пока их было немного и все они принадлежали Управлению образования. В «Сведениях о составе политпросветработы в Вятской губернии  в 1924-1925 гг.» сообщалось: «В распоряжение губполитпросвета имеется  2 кинопередвижки, работает пока 1.  Первый выезд в деревню был в марте, во второй раз  передвижка отправлена в Халтуринский уезд    4 августа…»

 Во многом причиной неразвития кинопередвижек было то, что ОНО не было заинтересовано в их приобретении (т.к. в его попечении была и вся остальная культура) и «отсутствие опыта кинопередвижничества», как сообщалось в одном из отчетов 1927 года. На все передвижки приходился только один киномеханик. Учитывая ценность такого кадра, тогда было постановлено увеличить его содержание увеличить до 75 р. в месяц, что, впрочем, было предусмотрено по смете кинопередвижек. Вообще по доходной ведомости вятских кинотеатров кинопередвижка была единственная с большим минусом – убыток в 1684 рублей! Для сравнения, доход «Колизея» оставил 6780 р.28 к., «Прогресса» - 2760-27, «Аполло» - 7580-04.

С конца 1920-х передвижки начинают распространяться по губернии. Если на 1927 год по губернии их насчитывалось 28, в 1929 г.  уже 72, по городу Вятке – 2. В 1927 г. «Вятская правда» сообщала, как обстояли дела с прокатом: «Прокатная плата за фильмы деревенского проката установлена в 1/3 коп с места в день. Максимально за 14 дней  проката берется  не больше 70 р., за 30 дней не больше 140 р. За время, которое затрагивается  на перевозку кинокартин, плата не взимается». В 1928 г. «Вятская правда» рассказывала о развитии деревенской киносети: «Во многих уездах на каждую волость приходится по 1 передвижке. Сильно отстают  лишь Нолинский и Халтуринский уезды.

Большинство кинопередвижек  принадлежит кооперации.  Общего же руководства работой кинопередвижек  нет. В результате зачастую получается неразбериха. В некоторых деревнях кинопередвижки бывают  по несколько  раз в месяц, а в других не бывали  ни разу со дня революции.

Местный  бюджет пока весьма недостаточно отпускает  средства на развитие  деревенской киносети. В нынешнем году например на это отпущено   всего  6800 р.»

Впрочем, как видно из нижеприведенного отчета, они работали на чистом энтузиазме и не приносили прибыли, а скорее дефицит (убыток), который вынуждены были покрывать из средств того же УОНО и кооперативных организаций: «Все кинопередвижки в губернии работают на самообслуживании, но получают дефицит, который  покрывается  кооперативными организациями из фондов на культпросвет работу, а по линии УОНО дефицит  покрывается из бюджетных  средств, отпускаемых на приобретение киноаппаратов».

  В  1929 г. рисовались следующие перспективы развития кинопередвижничества: «В дальнейшем необходимо разбить  всю губернию на кинорайоны по количеству кинопередвижек и к каждому прикрепить1 кинопередвижку для постоянного обслуживания.

За пятилетку добиться того, чтобы минимум иметь 1 кинопередвижку  на волость с постоянным киномехаником. Добиться полной бездефицитности  кинопередвижек».  И как жизнь показала, в последующем эти планы были успешно претворены в жизнь. Правда, на каждую волость сделать отдельную передвижку так и не получилось, но в каждом районе они имелись, которые в дальнейшем превратятся  в стационарные и полноценные кинотеатры…


Назад к списку