- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

2. В годы Гражданской

Согласно имеющимся документам и печатным источникам, после установления советской власти в Вятке в декабре 1917 г., первые месяцы кинотеатры еще не были национализированы. Правда, хозяев в некоторых, похоже, уже не было. Революция свершилась и там. Например, «Колизеем» весной 1918 г. управлял некий «союз служащих». Другие кинотеатры, похоже, еще принадлежали частным лицам.  Несмотря на это, кинотеатры работали в прежнем порядке. Работало три зимних кинотеатра и два летних. Правда, афиши в вятских газетах стали публиковаться только с весны. Возможно, кинотеатры в это время и не работали. Благодаря афишам можно узнать, какие фильмы шли в это время в еще частных вятских кинотеатрах. В марте 1918 г. демонстрировались картины «В сетях интриг», «На бойком месте» (драма по Островскому в 4 частях), «В горах Югры». Проходили на киноэкраны и вовсе непролетарские фильмы. Например, 22 марта состоялась премьера «грандиозной  картины   столичных экранов «Николай 2 – самодержец всероссийский», «народной трагедии в 5 частях». В «Прогрессе» в начале апреля прошел фильм по истории христианства «Камо грядеши». В конце марта в «Колизее» прошел фильм в 4 частях «Летопись войны». Он был посвящен, безусловно, истории Первой мировой войны, которую большевики как пораженцы и предатели, как известно не жаловали.

  Устраивались и благотворительные сеансы, причем явно не для пролетарской публики. Так, 29 марта в «Колизее» прошел «благотворительный вечер сеансов», сбор с которого поступал в пользу нуждающихся семейств бывших офицеров. Был поставлен спектакль  «Бедное сердце устало страдать»  при участии знаменитой артистки Робин. Кстати, заезжие и местные артисты выступали в кинотеатрах нередко. Например, 3 апреля в «Колизее» прошел «веселый фарс в трех частях» «Ночные приключения дарят нам наслажденья» при участии жонглеров и комической артистки Шиффы-Видовой.

Владельцы кинотеатров любезно предоставляли их для проведения митингов, даже с бесплатным входом. Так, в феврале в первом зале «Колизея» состоялся один из первых съездов рабочих, солдатских и  крестьянских депутатов. Прозвучали митинги на тему «текущего момента». Как писала «Вятская правда», выступали члены 3го Российского  Съезда советов, губернского исполнительного комитета   и Вятского совета рабочих и солдатских депутатов. Для оживления скучной атмосферы съезда и привлечения другой публики в зале кинотеатра играли  оркестры: духовой -  2го пехотного запасного полка и бальный под управлением М.Н.Коханович. Неизвестно, привлекли ли они кого-нибудь на этот съезд…

Только 9 апреля 1918 г. в губернской Вятке начал осуществляться декрет Совета Народных Комиссаров о национализации. Это совпадает со временем приезда в Вятку крепких мужичков-морячков с Балтики во главе с Дрылевским. Только получив в их лице силовую поддержку, местный Совет приступил к отбиранию частных заведений у их законных владельцев. Одними из первых были национализированы и кинотеатры. Уже 11 апреля были составлены описи имущества и взята первая кассовая выручка. Примечательно, что при этом к бывшим владельцам отнеслись очень гуманно – они были оставлены даже в качестве заведующих кинотеатрами. Впрочем, так было недолго.

   27 апреля национализированные кинотеатры вошли в попечение Коллегии народного образования, как и все остальные учреждения культуры, и пребывали под этой опекой до 1930-х годов. Первым заведующим киносекции стал некто Волков. В постановлении о переходе кинотеатров Коллегии сообщалось:

 «Переход кинематографа в ведение  Коллегии народного образования должно производиться на следующих основаниях:

Передача полностью, после ревизии отчетности кинотеатров  и станции представить  Исполнительному  Комитету, коллегии  по народному образованию и комиссара кинематографа, всего имущества, здания, аппаратуры  с принадлежностями, электростанции и отчетности, как по кинотеатрам, так и по станции.

По передаче кинематографа он поступает в полное распоряжение  коллегии по народному образованию, где и будет вестись по нему отчетность и  куда будет пост все доходы, полученные  с кинематографа.

Вся чистая прибыль от кинематографа поступает в фонд  устройства культурно-просветительских учреждений, например, народных домов, подвижных кинематографов и т.п.».

 В феврале 1919 г. Волков составил отчет по работе советских кинотеатров города Вятки за прошедший год. Отчет очень уникален,  позволяет нам узнать о первых месяцах работы кинотеатров Вятки после национализации, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться их первому руководству. В частности, Волков сообщал:

  «Первое время после национализации ушло на работу чисто организационного характера, т.к. никаких инструкций не было и всю работу пришлось делать исключительно своими силами.

Затем были приняты меры к оздоровлению  содержания картин. В первую очередь были исключены  из программ фарсы  и картины с несоответствующим моменту содержанием, были выписаны картины  научного и социального характера, как-то: «Путешествие капитана Седова», «Труд», «Великомученик  свободы», «Солнце России», «Ткачи», «Коробейники», «Советская хроника» и др.  Было выписано несколько детских программ: «Золушка», «Медвежонок», «Детские проказы» и прочие, которые демонстрировались специально для детей.

 Летом 1918 г. был произведен капитальный ремонт кинотеатра «Одеон», обошедшийся около 6 т. рублей. В настоящее время помещение кинотеатра «Одеон» находится в ведении губвоенкома и там помещается клуб 1го стрелкового полка…

  Дать подробные сведения о положении кинематографии в  губернии я не могу, т.к. разосланная мною по губернии анкета еще не получена обратно. Могу лишь сообщить, что во всех уездных городах есть по одному кинотеатру. Кроме того, кинотеатры имеются в Аркуле, на Медянском заводе, в селе Уни, в Белой Холунице и на Пастуховском заводе, т.е. всего 17 кинотеатров…

27 февраля было устроено 2 детских бесплатных сеанса  в «Колизее», которые посетило более 3 тысяч детей. Программа была подобрана из видовых и детских комических картин.

 Ближайший план работы киносекции таков: обследование всей губернии как путем анкет, так и поездками на места, и, ввиду приближающегося летнего сезона, сборка аппаратов для летних кинотеатров, и, наконец, составление сметы на ремонт электротеатра «Прогресс».

 Говорить о нуждах секции и тех неблагоприятных условиях, в которых находится сейчас кинематографический рынок, можно без конца. Укажу на главные нужды: необходимо приобрести в собственность значительное количество фильмов научного содержания, классического, исторического   и других, для чего надо время от времени ездить в центр и доставать там как картины, так и различные части для аппаратов».

Как видим, начало было неплохое. Даже впервые начали делаться детские киносеансы, чего при частных владельцах кино не было, начали показываться научные фильмы; был сделан ремонт некоторых кинотеатров. Впервые было запланирована организация нескольких мастерских для ремонта киноаппаратов, но из-за драматических событий в стране этого сделать не успели. Также впервые организуются кинопередвижки – передвижные кинотеатры, которые гастролировали по городу Вятке и губернии. Всего к февралю 1919 г. по губернии работало 17 кинотеатров, в июле 1919 г. – 15.В «Вятке» работало два зимних кинотеатра «Колизей» и «Прогресс», летний «Аполло». Кинотеатр «Одеон», как уже говорилось в документе, был занят клубом и утратил этот статус.

  После национализации вятские кинотеатры, похоже, не работали. Афиши об их работе появляются в вятских газетах только с июня 1918 г., да и то были посвящены большей частью спектаклям. В основном ставились «драматические этюды» и оперетты», играли оркестры. Фильмы ставились реже.  В то грозное лето были перебои с постановкой кинолент и вятчане не были избалованы фильмами. В стране шла Гражданская война. В августе «Вятская правда» сообщала: «За отсутствием  кинокартин закрыт на несколько дней электротеатр «Прогресс». Закрытие будет использовано для необходимого ремонта аппаратной комнаты. Кинематографы «Апполо» и «Колизей» будут использовать кинокартины, заслуживающие  внимания».

 Ввиду сокращения показа кинокартин, сами кинотеатры изменили свой профиль. Так, «Колизей» в газетных афишах фигурирует как «художественный  театр миниатюр», которым управлял «союз оперно-драматических артистов».

 Вот что шло в вятских кинотеатрах в то лето.

31 мая и 1 июня «Волшебные звуки», драматический  этюд;

«Шалунья» оперетта;

Сеанс картин.

В воскресенье 2  июня. «Медведь» комедия на 1 действие;

«Малышка Клодина» оперетта  в 1 действие;

Сеанс картин;

Дек худ А.Замера, оркестр под управлением А.Белковского. Главный  режиссер  С.М. Орловский.

В августе в колонке «Театр и искусство» «Вятская правда» писала о репертуаре:

«В театре «Колизей»  в воскресенье  5-18  и в понедельник  6-19 августа играет союз драматических артистов. Причем: по 2 спектакля  за вечер. Начало по новому времени первого  спектакля в 5 ч. вечера, второй спектакль в 8 ч. вечера. В воскресение идет  знаменитая  женитьба Н.В. Гоголя, совершенно невероятное  событие  в 2 действиях и дивертисмент. В понедельник  8-19 августа веселая  комедия «Мой солдатик» в 3 действиях. Обе пьесы по постановке главного   .Д.Дмитриева. Билеты продаются  в кассе театра «Колизей». Цены от 1р. 50 до 3 р.».

 Шли спектакли и пьесы и в бывшем «Одеоне», теперь – красноармейском клубе 1 запасного стрелкового батальона. 1 января 1919 г. демонстрировалась пьеса в 4 действиях «Кухня ведьмы». Администрация клуба подписывалась таинственной аббревиатурой ГОФРАТ.

С февраля  по июнь 1919 г., во время наступления А.В.Колчака, как известно, Вятская губерния находилась на особом военном положении. Городскому руководству стало не до культуры. Кинотеатры практически не работали. Во многом причиной этому стало и то, что руководители и техники кинотеатров были увезены на фронт. Скорее всего, в их числе были и старые работники. В одном из документов упоминается слово «эвакуация» - видимо, сами киноучреждения были эвакуированы из города. Между тем, как по губернии работало до 15 стационарных и несколько десятков передвижных кинотеатров. В отсутствие специалистов, похоже, местные работники культуры пытались сами наладить кинопоказы, что привело только к порче киноаппаратов. 

Кинотеатры в этот период первоначально  работали. При них были даже директора (в «Колизее» А.Н.Ланков). Например, с 31 марта по 5 апреля в «Колизее» прошла кинонеделя для детей. Сохранился план проведения этой недели. Предполагалось устраивать ежегодно по 2 сеанса с 12 до 4 часов дня. Дети посетили киносеансы в таком порядке: 31 марта (в пн.)  с 12 до 2 ч. учащиеся детского сада, с 2 до 4 – дети приютов; 1 апреля с 12 до 2 ч. начальные школьные заведения и т.д.

 В основном здания кинотеатров все же использовались для спектаклей и митингов. В афишах «Известий» за середину 1919 г. упоминается только вятский  городской  советский театр.

Нередки были гастроли заезжих трупп, которые, что интересно, всю выручку забирали по старинке себе и даже не считали нужным ставить в известность руководство кинотеатра об ее количестве. 1 октября 1918 г. в «Колизее» состоялся прощальный концерт артиста Московского и Петроградского Мариинских театров известного баритона П.Д.Орлова. Цены на места были повышены.

В марте на всю Вятку прогремели гастроли известного артиста-писателя В.В.Рамазанова, который выступал во всех театрах, давая пьесы «о рабочей жизни». С собой Рамазанов привез большую труппу. В вятских афишах упоминаются артисты Петровская, Лучезарская, Навродская, Лунская, Радов, Правдин. Выступления Рамазанова проходили очень интересно, вызывая множество публики, и кончались не менее интересно – в заключение давались пение, танцы, комические рассказы. Интересно, что Рамазанов был не только артист, но и самолично писал тексты для своих номеров и проводил научные опыты-фокусы на потеху публике. Так, 28 января в «Прогрессе» Рамазанов дал художественно-научный вечер «Ударил час», в иллюстрации знаменитых писателей Пушкина, Толстого, Шиллера, Шекспира, Гюго.

При этом артист-писатель не забывал забирать всю выручку себе после спектакля. 28 марта 1919 г. директор «Колизея» Ланков сообщал заведующему  губернским  отделом  народного образования «На представление от 27 марта  с.г. сообщаю губернскому отделу, что артист Рамазанов в электротеатре «Колизей» ставил 2  спектакля, в первый раз была поставлена пьеса «Академия любви» сочинения Рамазанова, а 2 – «Слава погибшему». С первогоспектакля Рамазанов выручил  валового сбора более  6 т.р., а втором он не известил, т.к. Рамазанов в кассе был сам и держал количество сбора в секрете».

 

 

 

 Нередко в бывших кинотеатрах выступали и актеры местного театра, особенно когда проводись какие-нибудь праздничные мероприятия. 30 мая 1919 г. в бывшем кинотеатре «Колизей»  культурно-просветительской  комиссией служащих Опродкомарма  н… армии был устроен при участии пианиста т. Мерволфа концертный вечер, прошедший с большим успехом. Перед концертом т.Брусиным было сказано вступительное  слово «о широкой возможности  в данный момент заниматься искусством  и культурно-просветительской работой, а так же об искусстве, как о могучем   двигателе на пути духовного прогресса трудящихся  масс».

  В  декабре 1919 года комиссар Вятских советских Пехотных курсов просил «об освобождении  артистов гортеатрат т.Любимовой и Щукина  6 сего декабря   от участия в спектакле гортеатра курсов ввиду крайней желательности участия  упомянутых товарищей  артистов в закрытом спектакле, имеет командных быть   в Колизее  по случаю  торжественной  годовщины основания Вятских  советских пехотных курсов».

По снятии военного положения в  губернии, оказалось, что кинодело в Вятке находится в самом плохом состоянии. В отчете за 29 июля 1919 г. сообщалось, что «Кинематографическое дело в Вятской губернии после снятия губернии с военного положения оказалось в плачевном  положении: работников-руководителей, техников нет (увезены на театр военных действий штабом Армии), аппараты разбиты и т.д.  Найти лиц, могущих поправить дело, на месте нет».

    27 июня 1919 г. городское бюро по народному образованию, в ведение которого перешли кинотеатры (от Коллегии народного образования)   просило власти направить на должность инструктора кинотеатров в как специалиста в киноделе монтера штаба при 51 пехотном полку т.Упорова  Георгия Евгеньевича, «тем более, что в полку он не несет  обязанностей по своей специальности, а по состоянию своего здоровья может быть совершенно освобожден от действительной службы». По всей видимости, из-за этого ничего не вышло, и месяц спустя было выдвинуто аналогичное предложение о назначении другого специалиста.

29 июля 1919 г. предлагалось откомандировать товарища Шахновича Леонида Захаровича, имевшего опыт работы с кино, но работавшего в другом учреждении, «на 3 дня в восстановлении разрушенной эвакуацией и военными действиями на территории губернии  кинематографического отдела».

Л.З.Шахнович проработал на новой должности долго. Упоминания о нем встречаются в поздних документах. В январе 1920 года Вятский губернский отдел Народного образования  обращался во Всероссийский фото-кино отдел Наркомпроса: «Ввиду того, что комиссия по устройству  «Недели фронту»  в настоящее время  не имеет кредита, Вятский губернский отдел  народного образования просит  всероссийский фото-кино отдел отпустить  в кредит командиру тов. Шахнович киноленты революционного содержания».

Таким образом, кинодело возродилось в Вятке, в новых исторических условиях новой страны. Возобновила свою работу и прокатная контора кинематографа. Появились ее филиалы и в других уездах губернии, например, в Ижевске, при внешкольном подотделе. В 1920 г. «Известия» сообщали, что «Первая  партия картин  уже получена через Вятский  губернский   внешкольный подотдел и с 12 апреля  демонстрируется».

  И все же кинотеатры еще долго работали с большими перебоями. В 1921 г. «Колизей» даже в печати назывался «бывшим кинотеатром». В частности, «Вятская правда» сообщала: «Сегодня 10 июля  открытие центрального железнодорожного клуба  им. т.Зиновьева в помещении  бывшего «Колизея». В тот же день, вечером, там демонстрировалась пьеска «Непогребенные».

Кроме кино, в кинотеатрах по-прежнему шли также спектакли и митинги, а нередко они и совмещались. Так, сохранился план выступления гарнизонной труппы «Крестьяне» в здании «Колизея» с 21 по 27 января 1920 г. В разные дни проводились митинги, спектакли и концерты. Зал кинотеатра при общей вместимости 550 человек был полон каждый день.

21 январь 1920 г. Программа  митинга и сеанс картин 494  и 500 зрителей.

23 января. Спектакль гарнизонной труппы «Не все коту масленица»  362 зрителя.

Программа митинга  и сеанс картин  494.

24 января. Митинг-концерт  300.

Программа  митинга и сеанс картин  494.

25 января.

 Спектакль гарнизонной труппы «Отец» 321.

Программа  митинга и сеанс картин  494.

27 января. Спектакль гарнизонной труппы 305.

Программа  митинга и сеанс картин  494.

Нередко, на митингах в «Колизее» выступали очень высокопоставленные партийные лица. Так, 20 июня 1920 г. здесь выступил с речью товарищ Алыпов.  В конце 1920 года «Колизей» окончательно планировалось превратить в «очаг просвещения». 3 октября «Известия» сообщали: «Очаг просвещения  временно будет помещаться  в помещении «Колизея». Сегодня  состоится  очередной митинг-концерт. Начало  в 8 часов вечера. Вход для всех бесплатный». Скорее всего, «просвещение» заключалось опять же в проведении митингов и концертов. В октябре 1921 г. в «неделю помощи голодным» в «Колизее» 1 и 6 октября прошли митинг-концерт и концерт. К сожалению, сколько присутствовало публики, пресса не сообщала.

 Нередко пустующее здание «Колизея» демонстрировалось для проведения и других  зрелищных мероприятий, например… судов. Так, 15 сентября 1921 года здесь состоялось слушание судебных дел. Например, слушалось дело о гражданине Котельничского уезда Смертинской волости Антоне Захаровиче Попове, обвиняемом в побеге из дома заключения, убийстве Митяшиных и проживании по поддельным документам. Товарищ был еще тот, но удивляет не его личность, а как был поставлен судебный процесс. «Вятская правда» в анонсе о судебном процессе сообщала, что зрелище платное: «Вход по билетам. Билеты выдаются у коменданта трибунала при входе, преимущественно членам профсоюзов, организаций и учреждений». Ни дать, ни взять – ток-шоу «Час суда» 1921 года!


Назад к списку