Ашлань
Поселение упоминается в архивных документах за XVII век (в переводе с марийского – Медвежья река), до 1863 года – деревня, до 1885 года входила в приход Лопьяльской церкви.
Приход в сАшлань в имении Депрейсов, был открыт по постановлению Духовной Консистории в апреле 1861 года и по указу Святейшего Синода от 25 ноября 1863 год .
В 1860 году заложена приписная деревянная церковь в честь святителя Николая. Строением окончена и освящена 24 сентября 1863 года. Сооружена была тщанием помещика отставного подпоручика Н.Н. Депрейса. За 1870 год о ней сообщалось: «зданием деревянная, с таковой же колокольнею, оштукатурена изнутри, крыта железом. Утварью снабжена не очень достаточно и то посторонними жертвователями. Опись церковному имуществу есть». Эта первая церковь сгорела 23 декабря 1874 года. В 1875 году она была отстроена с престолом в то же проименование
24 октября 1880 года деревянная церковь вновь сгорела, но утварь была спасена. 8 июля 1881 года для отправления богослужений был устроен молельный дом в каменном двухэтажном здании, принадлежащему заводовладельцу Сергею Николаевичу Депрейсу. 26 июня 1882 года с разрешения Епархиального начальства, была заложена каменная церковь.
В 1885 году храм с 1 престолом был построен тщанием прихожан, Освящён 22 сентября 1885 года во имя св.Николая Чудотворца. Возник самостоятельный приход. В 1889 году построена колокольня. Церковь была покрыта железом, но утварью была очень бедна, особенно ризницею.
Утварь: 10 аналоев (из них 2 резных), 3 стольца, 12 колоколов (вес самого большого – 299 п. 13 ф.). Опись церковного имущества и копии с метрических книг – с 1864 года, исповедных росписей – с 1868 года. Церковной библиотеки не имелось. В 1915 году сообщалось: «книги до церковного круга далеко не все, и за бедностью церкви не могут быть приобретены».
Особые достопримечательности: иконы в серебряных ризах на иконостасе – Божией Матери, Казанской Божией Матери, нерукотворный образ Спасителя в большом киоте; Евангелие 7 вершков в длину, 5 вершков в ширину, лицевая сторона вся серебряная позолоченная, а нижняя – медная с 5 посеребряными клеймами; напрестольный крест 84 пробы в 70 зол., серебряный позолоченный с накладным распятием; молебный крест серебряный 84 пробы чеканной работы; приложение к святой чаше из серебра позолоченное; кадило серебряное 84 пробы; дарохранительница серебряная, внутри позолоченная 84 пробы крестовидной формы.
. Ближайшие церкви: с.Лопьял – в 4-х верстах;
с.Пустополья – в 8 верстах;
с.Билямор – в 4 верстах;
с.Михайловское – в 10 верстах;
с.Шевнино – 9 верстах.
В 1874 году в селе в 8-ми дворах жило 549 жителей, которые занимались промышленностью, горшечничеством и бурлачеством. В селе было 2 питейных заведения винокуренный завод и бумажная фабрика. В 1912 г. в 5 селениях прихода проживало русских 608 м.п. и 677 ж.п.В приходе не было ни часовен, ни церковных школ(в 1898 году отмечалось, что это один из единичных приходов Уржумского уезда, где нет церковных школ.) Владыка посещал приход в 1901 году.
Причт: 1870 год – священник, дьячок, пономарь;
1880 год – священник и диакон на вакансии псаломщика (не имели ни домов, ни земли);
1915 год – священник и псаломщик; была еще вакансия диакона, но за бедностью прихода он так и не был назначен.
Первый священник: «заведующий Ашланской церковью» Николай Александрович Семакин. В 1891 – 1900 годах в церкви служил о. Павел Левашов. . В начале ХХ века здесь служили отец Иоанн Попов, отец Василий Городищенский, отец Василий Троицкий (впоследствии священник и благочинный города Уржума) и отец Аркадий Овчинников (стал одним из первых репрессированных священнослужителей 4 ноября 1921 года). Был репрессирован и один из последних священников отец Феодор Привалов (расстрелян 19 декабря 1937 года).
В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей, но некоторые вещи были выкуплены прихожанами. Из акта по обследованию церкви от 11 сентября 1924 года: «здание церкви находится в полном и исправном виде… производится ремонт здания церкви, как-то: побелка стен внутри церкви, окраска крыш и полов церкви…». В советское время приход придерживался патриаршей ориентации.
Церковь закрыта постановлением Президиумом Кировского Облисполкома за № 2359 от 29 декабря 1937 года, якобы из-за распада церковной группы для передачи под межколхозный клуб. Как сообщали прихожане, после этого вся утварь была «растащена по колхозам и колхозникам», а церковь была переоборудована под клуб, который фактически и не существовал.
В начале 1944 года верующие, в количестве 500 человек, решили добиваться открытия церкви с ремонтом за свой счет, но Облисполком 28 апреля 1944 года решением за № 592 ответил им отказом по причине, что здание переоборудовано под клуб. 16 марта 1944 года верующим сообщалось: «…церковь с. Ашлань переоборудована под клуб несколько лет тому назад. В связи с недостаточною обеспеченностью дровами в зиму 1943 – 1944 годах клуб временно не работал. Внутренность этой церкви переоборудована под клуб, устроена сцена, гримировочная. Из церковного имущества ничего нет, за исключением 1 ризы и нескольких салфеток, икон нет совершенно. Утварь не сохранена».
К 1948 году здание пришло в совершенно запущенный вид, так как ремонт не производился с 1936 года, и стало использоваться под склад заготзерно. В 1948 году сообщалось, что на церкви сломанная и ржавая железная крыша. В 1992 году здание Ашланской церкви было включено в список культовых зданий, подлежащих передаче Церкви и реставрации в первую очередь, но этого не произошло. Сейчас оно находится в полуразрушенном виде.
Назад к списку