ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Ашлань

Поселение упоминается в архивных документах за  XVII век (в переводе с марийского – Медвежья река), до 1863 года – деревня, до 1885 года входила в приход Лопьяльской церкви.

Приход в сАшлань в имении Депрейсов, был открыт по постановлению Духовной Консистории в апреле 1861 года и по указу Святейшего Синода от 25 ноября 1863 год        .

      В 1860 году заложена приписная деревянная церковь в честь святителя Николая. Строением окончена и освящена  24 сентября 1863 года. Сооружена была тщанием помещика отставного подпоручика  Н.Н. Депрейса. За 1870 год о ней сообщалось: «зданием деревянная, с таковой же колокольнею, оштукатурена изнутри, крыта железом. Утварью снабжена не очень достаточно и то посторонними жертвователями. Опись церковному имуществу есть». Эта первая церковь сгорела 23 декабря 1874 года. В 1875 году она была отстроена с престолом в то же проименование

      24 октября 1880 года деревянная церковь вновь  сгорела, но утварь была спасена.  8 июля 1881 года для отправления богослужений был устроен молельный дом в каменном двухэтажном здании, принадлежащему заводовладельцу Сергею Николаевичу Депрейсу.  26 июня 1882 года с разрешения Епархиального начальства, была заложена каменная церковь.

  В 1885 году храм с  1 престолом был построен тщанием прихожан, Освящён 22 сентября 1885 года во имя св.Николая Чудотворца. Возник самостоятельный приход. В 1889 году построена колокольня. Церковь была покрыта железом, но утварью была очень бедна, особенно ризницею.

      Утварь:  10 аналоев (из них  2 резных),  3 стольца,  12 колоколов (вес самого большого – 299 п. 13 ф.). Опись церковного имущества и копии с метрических книг – с 1864 года, исповедных росписей – с 1868 года. Церковной библиотеки не имелось. В 1915 году сообщалось: «книги до церковного круга далеко не все, и за бедностью церкви не могут быть приобретены».

      Особые достопримечательности:  иконы в серебряных ризах на иконостасе – Божией Матери, Казанской Божией Матери, нерукотворный образ Спасителя в большом киоте;  Евангелие  7 вершков в длину,  5 вершков в ширину, лицевая сторона вся серебряная позолоченная, а нижняя – медная с  5 посеребряными клеймами;  напрестольный крест  84 пробы в  70 зол., серебряный позолоченный с накладным распятием;  молебный крест серебряный  84 пробы чеканной работы;  приложение к святой чаше из серебра позолоченное;  кадило серебряное  84 пробы; дарохранительница серебряная, внутри позолоченная  84 пробы крестовидной формы.

. Ближайшие церкви: с.Лопьял – в 4-х верстах;

с.Пустополья – в 8 верстах;

 с.Билямор – в 4 верстах;

с.Михайловское – в 10 верстах;

с.Шевнино – 9 верстах.

В 1874 году в селе в  8-ми дворах жило  549 жителей, которые занимались промышленностью, горшечничеством и бурлачеством. В селе было  2 питейных заведения винокуренный завод и бумажная фабрика. В 1912 г. в 5 селениях прихода проживало русских 608 м.п. и 677 ж.п.В приходе не было ни часовен, ни церковных школ(в 1898 году отмечалось, что это один из единичных приходов Уржумского уезда, где нет церковных школ.) Владыка посещал приход в  1901 году.

      Причт:  1870 год – священник, дьячок, пономарь;

                    1880 год – священник и диакон на вакансии псаломщика (не имели ни домов, ни земли);

                    1915 год – священник и псаломщик; была еще вакансия диакона, но за бедностью прихода он так и не был назначен.

            Первый священник: «заведующий Ашланской церковью» Николай Александрович Семакин. В 1891 – 1900 годах в церкви служил о. Павел Левашов. . В начале ХХ века здесь служили отец Иоанн Попов, отец Василий Городищенский, отец Василий Троицкий (впоследствии священник и благочинный города Уржума) и отец Аркадий Овчинников (стал одним из первых репрессированных священнослужителей 4 ноября 1921 года). Был репрессирован и один из последних священников отец Феодор Привалов (расстрелян 19 декабря 1937 года).

            В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей, но некоторые вещи были выкуплены прихожанами. Из акта по обследованию церкви от  11 сентября 1924 года: «здание церкви находится в полном и исправном виде… производится ремонт здания церкви, как-то: побелка стен внутри церкви, окраска крыш и полов церкви…». В советское время приход придерживался патриаршей ориентации.

      Церковь закрыта постановлением Президиумом Кировского Облисполкома за  № 2359 от 29 декабря 1937 года, якобы из-за распада церковной группы для передачи под межколхозный клуб. Как сообщали прихожане, после этого вся утварь была «растащена по колхозам и колхозникам», а церковь была переоборудована под клуб, который фактически и не существовал.

      В начале 1944 года верующие, в количестве  500 человек, решили добиваться открытия церкви с ремонтом за свой счет, но Облисполком  28 апреля 1944 года решением за  № 592 ответил им отказом по причине, что здание переоборудовано под клуб.  16 марта 1944 года верующим сообщалось: «…церковь с. Ашлань переоборудована под клуб несколько лет тому назад. В связи с недостаточною обеспеченностью дровами в зиму  1943 – 1944 годах клуб временно не работал. Внутренность этой церкви переоборудована под клуб, устроена сцена, гримировочная. Из церковного имущества ничего нет, за исключением  1 ризы и нескольких салфеток, икон нет совершенно. Утварь не сохранена».

      К 1948 году здание пришло в совершенно запущенный вид, так как ремонт не производился с  1936 года, и стало использоваться под склад заготзерно. В 1948 году сообщалось, что на церкви сломанная и ржавая железная крыша. В  1992 году здание Ашланской церкви было включено в список культовых зданий, подлежащих передаче Церкви и реставрации в первую очередь, но этого не произошло. Сейчас оно находится в полуразрушенном виде.


Назад к списку