ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Буйский завод

с. Буйское

Покровская церковь

(1834 -1937)

 Поселение возникло в  1768 году, когда тульский купец Антипа Максимович Мосолов решил построить здесь медеплавильный завод (и потому первое время оно называлось Буйский завод). Первыми поселенцами стали три с лишним сотни крепостных мастеров и рабочих, привезенные Мосоловым. В 1861 году Мосоловские заводы были отобраны у хозяев за неуплату долгов в казенное управление, а к  1890 году проданы с торгов. Буйский завод стал самостоятельным селом.

      В 1810 году в Вятскую Духовную Консисторию владельцы завода подали первое прошение о построении церкви в нем «…Уржумской округи поручика и горных заводов содержателя Ивана Мосолова Буйского железоделаемого завода, заводской конторы, о позволении в оном выстроить вновь каменную церковь». В этом прошении говорилось: « Показанной завод состоит в приходе села Архангельского Буй, расстоянием от оного в  10-ти верстах, имея жителей крепостных его Мосолова крестьян  75, довольно живущих  12 дворов, в них обоего пола  621 душа. Сверх того бывает вольно приходящих во услужение и работы из разных мест людей немалое число, и все они лишаются церковного славословия Божия, а при том ежедневно имеют по приверженности к религии необходимость в священно и церковнослужителях, в исправлении христианских треб претерпевают нужду, а в вешнее и осеннее время, за неудобным с завода в село оное проездом. В таком случае контора, видя сии народные беспокойства и ревность заводских жителей к богопочитанию и вероисповеданию, при том крайнее затруднение в священно и церковнослужителей по обширности их прихода и желание означенного заводов содержателя Мосолова, чтоб построить за счет заводского капитала вновь каменную церковь, к которой и перевести одного священника с двумя причетниками от двухприходной при оном же селе Архангельском церкви находящихся, для которых имеют быть выстроены дома и производится им жалование в каждый год по 100 рублей, сверх того, что они будут пользоваться от прихожан за исправление треб награждением по обыкновению».

Однако на это последовал отказ: «…так как оная заводская контора господина поручика и горных заводов содержателя Ивана Мосолова, ни от господина Мосолова, ни от прихожан села Архангельского при сем прошении писем не представила, то консистория по этому прошению никакого делопроизводства чинить не может».

      В 1830 году наследники Мосолова вновь подают прошение «…О дозволении в их железоделательном Уржумской округи Буйском заводе выстроить вновь каменную церковь». В нем они сообщали: «Прилагая при сем сочиненныя … архитектором, коллежским регистратором Латохиным план и фасад церкви с колокольнею, мы покорнейше просим Ваше Преосвященство на основании Высочайшего утверждения и в  11 день февраля  1828 года о построении церквей постройку в нашем Буйском заводе каменной церкви разрешить и представляемые план и фасад утвердить…». Здесь же они сообщали, что для начала строительства заготовлено  150 тысяч штук кирпича, а к весне  1831 года будет заготовлено еще столько же, прихожане готовы дать деньгами более  5 тысяч рублей, а всю заготовку строительного материала наследники берут на себя. Тут же они обязались дать бесплатные квартиры священникам до постройки им домов и назначить жалование всему причту.

      20 сентября 1830 года Вятской Духовной Консисторией была выдана храмозданная грамота на построение церкви в честь Покрова Божией Матери в Буйском заводе, подписаная Владыкой Кириллом. В ней говорилось: «… Слушав мы поданное нам епархии нашей, Уржумского уезда, Буйского железоделаемого господ наследников заводчика Мосолова служителей Павла Пантелеева и Иосифа Силаева при прошении таковом же от коллежской советницы Олимпиады Ивановой Мосоловой, контр-адмиральши Анны Ивановой Карцевой и статского советника и кавалера Василия Андреева Загорского о дозволении в означенном заводе построить вновь каменную церковь в проименование Пресвятые Богородицы в честь Честнаго Покрова ее с двумя приделами во имя святого Архангела Михаила и Честнаго СлавногоПророка Предтечи и крестителя Иоанна и с колокольнею. Благословили оную каменную церковь в означенное проименование на удобнейшем и пристойнешем месте на востоке строить по плану и фасаду архитекторскому…».

      22 мая 1831 года церковь была заложена и кладкою окончена в  1834 году. За 1834 год сообщалось: «кладкою кончена, кроме колокольни, окладено сверх паперти пол, теплой церкви и холодной алтари покрыты тесом». В  1835 году холодная церковь и колокольня были покрыты железом, а теплая – тесом; к  1839 году покрыли железом и теплую церковь. В церковной «клировой ведомости» за  1839 год писалось, чьим трудом был выстроен этот храм: «построена иждивением гг наследников Мосолова, содержателей завода и стараниями священноцерковнослужителей и строителя заводского приказчика Осипа Ильина».

Престолы:  в холодном храме – во имя св. Николая,  в теплом– в честь Покрова Пресвятой Богородицы (правый) и в честь св. мученицы Олимпиады (левый).

      В холодном храме находился иконостас с  19 иконами, из них 4 в нижнем ярусе были в золоченых апликовых рамах. В теплой церкви в двух приделах были два иконостаса с  17 иконами в каждом. Первоначально церковь была недостаточна утварью «во всех отношениях».В 1867 г. кругом церковь была обнесена оградой с железными решетками на кирпичном фундаменте, облицованная опокой с опочными столбиками.

      Опись церковного имущества велась с  1856 года, метрические книги и исповедные росписи – с 1830 года. В 1915 году в церковной библиотеке книг для чтения хранилось  79 томов.

      Особые достопримечательности:  иконы в золоченых рамах, приложение к св. чаше, дароносицы, дарохранительницы, венцы, кувшины – из серебра.

      Ближайшие церкви:  с. Буйско-Архангельского – в 8 верстах;

                                          с. Пустополья – в 10 верстах.

      В 1804 году на заводе работало 102 крепостных рабочих и временами  100 – 150 вольнонаемных. В 1831 году при заводе насчитывалось 318 крепостных мужского пола (из них трое трудилось при церкви),  к 1860 году число рабочих достигло  700 человек. В 1868 году общее число жителей Буйского завода достигло  2645 душ, в том числе 1319 мужского пола, живших в 383 дворах.

      «Памятная книжка Вятской губернии на 1866 – 1867 годы» сообщала о селе Буйском: «Буйский железоделательный гг Мосоловых завод при реке Буе, в 17 верстах от уездного города Уржума, находится во 2 стане Уржумского уезда. Дворов 272. Жителей мужского пола – 1146, женского – 1242 и обоего пола 2388 душ. Две каменные православные церкви, каменная часовня и мукомольная мельница. Жители русские, православные и раскольники. Кроме хлебопашества, занимаются заводскими работами. Железа на этом заводе выделывается до 50 тысяч пудов, на сумму 55947 рублей. Сбывается оно в Казани, Саратове и Нижнем Новгороде».

            По сведениям Вятского статистического комитета в 1874 году в селе проживало жителей 1326 душ м.п. и 1420 душ ж.п. в 420 деревянных домах. Кроме 2 церквей и кричной фабрики о 6 горнах, в нем имелись волостное правление, земское училище и 1 питейное заведение. После ликвидации завода в Буйском осталось к 1883 году 223 двора с немногим более тысячи жителей (в соседних починках проживало 2200 человек). К 1915 году общее число населения в приходе равнялось 14145 человек в 2383 дворах.

 Из описания прихода за 1910 год: «Завод расположен на левом берегу реки Буй, каковая в самом заводе спружена и образовался прекрасный чистый пруд. На правой стороне реки на высокой горе растут сосновые рощи. В заводе имеется министерское училище, в приходе семь школ… Все прихожане занимаются преимущественно земледелием и, отчасти, ремёслами: столярным, слесарным, кузнечным, чеботарным, портяжным. Мед.фельд. пункт и волостное правление при самом заводе… Завод стоит на просёлочной дороге, идущей из города Уржума в город Яранск».

      В приходе к церкви были приписаны одна часовня и одна церковь на кладбище (о ней написано в следующей главе); в селе имелась одна церковно-приходская школа (первая школа – ЦПШ – открылась в селе еще в 1839 году). С 1849 года в селе после нашествия холеры существовал крестный ход к часовне « в память прекращения в тот год оной болезни» для освящения воды. Кроме того, с самого начала основания села, в него ежегодно в октябре заходил крестный ход из города Вятки со св. иконами. В начале XXвека Владыка посетил приход в 1895  и 1914гг.  

      Причт:  1839 год – 1 священник,  1 диакон и 1 причетник;

                    1860 год – 2 священника,  диакон,  дьячок, пономарь;

                    1915 год – 2 священника,  диакон,  2 псаломщика и просфирница.

      Наследники Мосолова сдержали свое слово, и действительно выстроили дома для причта, отмежевали землю для него и платили жалование 400 рублей в год. Кроме того, причту отпускались дрова (священнику – 8, диакону – 6 и причетнику 4 сажени) и продукты сверх неотмежованной земли: священнику 6 п. муки, 2 п. солоду и 1 ½ п. круп; диакону – 4 п. муки, 1 п. солоду и 20 ф. муки. Также причту полагалась мерная руга от крестьян.

            Первый священник – Александр Рязанцев, позднее переведенный в город Уржум. В начале ХХ века здесь много лет служили отец Александр Дьяконов (1874-1928 года) и  с 1924 по 1930 года его сын отец Сергий Дьяконов.

      Изъятие церковных ценностей произошло 16 марта 1922 года. В 1923 году приход уклоняется в обновленческий раскол.  13 декабря 1925 года в село заехал проездом из города Уржума обновленческий «епископ» Филарет (Домрачев) и убеждал верующих не поддерживать тихоновцев; в 1937 году здесь же жил находящийся на покое «архиепископ» Иннокентий (Копейкин).

В 1933 году был произведён последний ремонт храма.В 1934 году с храма были сброшены и разбиты колокола и кресты. 23 сентября 1936 года по требованию властей верующими была создана новая 20-ка, но не была зарегистрирована ни РИКом, ни Буйским  с/советом, а 29 сентября РИК объявил им, что срок регистрации истек. Между тем методом застращивания  с/советом была развалена новая 20-ка. Об этом верующими было сообщено Уржумскому и Краевому прокурору, но ответа не было получено.  8 декабря 1936 года Кировский краевой исполнительный комитет вынес постановление за  № 2221 о закрытии церкви села Буйского по причине распада 20-ки для передачи под клуб.  18 декабря 1936 года церковь была закрыта.  23 июня 1937 года постановление Кировского Крайисполкома было утверждено ЦИК.

  3 января 1937 года на заседании Президиума Уржумского РИКа было постановлено здание церкви занять под  МТС и предложено «освободить церковное здание от имущества  Госфонда в течение 3 дней». Из описания церкви за 1948 год: « Холодная половина церкви в 1937 году передана Дому Культуры и до 1945 года находилась в ведении его, при организации района передана районному Дому Культуры. Теплая половина церкви передана Буйскому пункту заготзерно и используется под глубинку с 1942 года. ….Сторожка и иконостас имеются. Ограда сломана в 1935, 1936 году для нужд Буйской МТС. В 1946 году произведен капитальный ремонт холодной половины церкви и приспособлена для работы районного ДК и кинотеатра».

      В начале 1990-х годов холодная половина церкви была возвращена верующим и за 15 лет отреставрирована. Совершаются службы священниками из города Уржума.

 

Иоанно-Богословская церковь.

(1830 – 1932).

 

      Приписная кладбищенская церковь Буйского завода. Первый деревянный храм был заложен 23 ноября 1830 года и построен стараниями священника Александра Рязанцева и иждивением прихожан «из новых сосновых бревен» с 1 престолом и колокольнею. Освящена была 1 февраля 1831 года. Утварью была недостаточна во всех отношениях. 25 октября 1842 года сгорела.

      В 1843 году старанием заводовладельца Мосолова была построена новая каменная церковь без колокольни. Была окружена оградой «с деревянными решетками, на кирпичном фундаменте и кирпичными столбиками».

      Утварь: иконостас с 12 иконами,  2 аналоя,  2 небольших подсвечника и посеребряное паникадило. При церкви имелось 2 каменных домика: в одном жил сторож, второй использовался как мертвецкая.

      Причт: первоначально службы совершались священниками Покровской церкви села Буйского. С 1874 года был поставлен свой священник. Первым  и последним священником стал о. Александр Дьяконов (с 1874 по 1928гг.).

      15 апреля 1935 года члены Буйского приходского совета сообщали в местный сельсовет в своем отказе от кладбищенской церкви следующие сведения: «Кладбищенской церковью и каменной часовнею на лугах приход Буйской церкви не пользуется уже около 10 лет. С 1931 года церковь на кладбище находится в фактическом владении местного сельсовета и использована была для ссыпки хлеба, с того же времени и ключ от церкви хранится в сельсовете. Здание храма постепенно стало приходить в упадок, в особенности после того, как разломан был пол и разрушен находящийся под ним склеп с прахом заводовладельца Мосолова. Стекла перебили, могильный мусор валялся в церкви в течение нескольких месяцев. Видя все это, приход Буйской церкви на общем собрании в 1932 году постановил навсегда отказаться от пользования церковью и часовней и сдать их в ведение Буйского сельсовета».

      17 марта 1937 года бюро Уржумского райкома ВКП(б) постановило передать это здание Буйской МТС для использования под строительный материал.

 

                       Буйский Завод : описание 1874 г.

  1. При р. Буйке
  2. Мужского полу 11326 душ и женского полу 1420 душ
  3.  Каменных домов нет, деревянных 420
  4. Земледелием заводское население занимается не все, и сеют в небольшом количестве, так что своего собственного хлеба не достает селянину на годовое продовольствие, посему покупают хлеб на базарах. Главное занятие населения при заводе : в кричной фабрике работают до 100 человек, достают уголь 300 человек, кроме того есть и ремесленники : столяры 21, кузнецы 16, слесари 7, чеботари 11, портные 8, печники 8, 1 скорняк, красильщиков 4, плотников 30, пильщики 20 и сверх того 5 занимаются постоянной работой
  5. Существует кричная фабрика о 6 горнах, в которых проводят переработку чугуна в железо
  6. Школа находится земская, учеников в ней мальчиков 128 и девочек 22
  7. Находится Буйское волостное правление
  8. Церкви обе каменные (описание). В полуверсте от приходской церкви находится каменная часовня.
  9. Ярмарка открыта 3дневная с 25-27 генваря по случаю поизводства Афонской Божией матери, но выдаставитости оной не бывает, а торжка бывает в продолжение года 3 :1. Покров пресвятой богородицы, товар привозится мануфактурный, игольный, скобельный и мучный, ценою тысячи на 4.

2. В приход Вятских святых икон в последних числах октября, товар такой же, какой и в первый торжок, только привозится его тысяч на 10.

3. В мясопустное воскресенье, продается собственно сьестное – главное рыба ; всего товару бывает тысячи на 4. Базары бывают по воскресным дням ; главный предмет сбыта сьестные припасы и произведения сельского ремесла и промыслов необходимых для домашнего хозяйства ; бывают и мануфактурные товары, ценность всего привозимого товара простирается до тысячи рублей.

 

  1. Питейные заведения : 1.

Лл 541-542.

 

Село Буйско-Архангельское за тот же год :

1.       При реке Буй

 

2.       Мужского пола : 358, женского пола 377

 

3.       Каменный 1 дом, а деревянных 72 дома

 

4.       Сельские жители по преимуществу пильщики и шерстобиты

 

5.       Фабрик и заводов нет

 

6.       Земская школа : в ней учится 40 мальчиков, девочек 5

 

7.       Волостного правления нет.

 

8.       Церковь каменная с 3 приделами

 

9.       Кроме ярмарок 6 сентября и 8 ноября продолжающихся по 1 дню, торжков и базаров ни в какие дни никогда не бывает. Товары, привозимые на эти ярмарки, разделяются на 3 категории : колониальные, бакалейные и по преимуществу – кустарной промышленности. Всего привозится на сумму до 10 тысяч рублей.

 

ГАКО ф 574 оп 1 д 480 лл 542-542об.

 

 


Назад к списку