Лаж
с. Лаж.
Троицкая церковь
(XVIII в – 1939)
Поселение возникло в 1600 г., первоначально – марийская деревушка Ляж («дай муки»). Согласно легенде, первыми русскими поселенцами были беглые крестьяне из Владимирской области или сосланные Петром I неугодные ему люди. Первоначально первопоселенцы находились в подчинении Кукарского приказа.
В начале XVIII в. построена первая деревянная церковь и освящена по имя с. Филиппа Митрополита Московского с приделом в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев, отчего село получило второе название – Филипповское. 27 апреля1757 г. она сгорела. Вместо сгоревшей церкви Казанским Епархиальным начальством разрешено построить новую деревянную церковь с приделом в прежнее наименование. Указ на построение был выдан от 7.08.1758 г. за № 672, а освящение состоялось в 1761 г. 4 октября 1764 г. сгорела.
В 1764 г. причт с прихожанами просили разрешение на построение вновь деревянной Филипповской церкви с приделом в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских. Освящена в 1767 г. Сгорела 22 декабря 1771 г.
В 1773 г. дано разрешение построить в с. Лаж новую деревянную церковь с храмозданной грамотой от 22.05.1778 г. за № 880. Сгорела 5 ноября 1796 г. В 1797 г. дана храмозданная грамота от 10 июля за № 1779 на построение временной небольшой церкви в то же проименование. В прходе имелось 239 дворов.
В 1805 г. дана храмозданная грамота от 16 декабря за № 3028 на построение каменного храма в то же проименование. Храм строился с 1806 по 1809 г.г. на средства московского купца Чижова. Первый придел в честь св. Филиппа – правая часть теплой церкви – освящен 8 января 1811 г.; к 1828 г. благоустроили и освятили холодный храм во имя св. Троицы, в1832 г. – третий придел в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев – левая часть теплой церкви.
С 1833 по 1835 г.г. строилась каменная колокольня. По местному преданию до самой вершины колокольни была насыпана гора из земли, по которой на лошадях завозился строительный материал, а после окончания строительства вся земля была развезена от храма на лошадях. В 1865 – 1866 г.г. вокруг церкви была построена каменная ограда с железными решетками и двумя башнями – часовнями по фасаду.
Из описания Троицкой церкви за 1924 г.: «Троицкая церковь с. Лажа в Византийском стиле, каменная, разделена на теплую и холодную, одноэтажная, трехпридельная, длиною 22 сажени, шириною 7 сажень и высотой с крестом 17 сажень, с колокольнею 22 сажени, покрытая железом, обнесена каменною оградою с железною решеткою… Алтарей три. Иконостасов, заполненных иконами три».
Утварь: 11 аналоев, сто икон, 12 колоколов (вес самого большого, воскресного, 119 пудов 14 фунтов), 22 подсвечника. При церкви хранились метрические книги, исповедные росписи с1835 г., книг «для чтения» 80 томов (всего в 1924 г. их насчитывалось до тысячи; имелся каталог). В 1930 – е церковь выписывала иностранные газеты.
Особые достопримечательности: Евангелие серебряное весом до 3 фунтов; Евангелие с верхней серебряной доской весом до 1 фунта; то же весом 1 фунт 48 золотников; Евангелие малого размера серебряное вес 1 фунт 24 золотника; то же весом 72 золотника; то же весом 48 золотников; три комплекта сосудов серебряных вызолоченных; 9 напрестольных серебряных крестов; сосуд для хранения мира серебряно-позлащенный вес 20 золотников; 3 серебряных кадила весом от фунта до 48 золотников; сосуд для освящения налива серебряный, вес 3 фунта42 золотника; ковчег в виде церкви серебряно-позлащенный 5 глав весом Лажский священник о. Михаил Романов.
5 фунтов; то же серебряно-позлащенный на верху со звездой с эмалевыми изображениями вес 5 фунтов 5 золотников; дароносицы серебряно-позлащенные вес 1 фунт 18 золотников; воскресный колокол с литыми изображениями пресвятой Троицы, Николая Чудотворца, Благовещения, св. Филиппа; второй колокол с литыми изображениями вес 59 пудов 29 фунтов.
В приходе имелось 4 часовни и две церковно-приходские школы. престольные праздники: Троица, Часовный, Гурьев, Филиппов дни. Ежегодно, в октябре, через село проходило два Понизовых крестных хода из г. Вятки со св. иконами. В начале ХХ в. Епископ Вятский и Слободской посетил с. Лаж четыре раза: в июне 1901 г., 19 августа 1904 г., в августе1913 г., в 1915 г. Мне удалось найти уникальное свидетельство о посещении Преосвященным Алексием. Епископом Вятским и Слободским, с аналогичным обозрением села Лаж в июне 1901 года по пути следования из Казанского в Кукнурское. Вот что сообщалось в подробном отчете обозрения об этом событии: «Каменный храм в селе Лаж тесен, содержится в чистоте. При входе в храм Владыку приветствовал речью священник Александр Овчинников. Преосвященный ответствовал ему и совершил молебен Пресвятой Троице и благодарственный по случаю выпавшего дождя. Священника Овчинникова Преосвященный обязал явиться в город Вятку для указаний как должно и возможно расширить местный храм, приказал перенести на другие места деревянные лавки, помещающиеся на юго-западной стороне церкви. В земском училище ученики отвечали совершенно удовлетворительно по Закону Божьему; законоучитель священник Николай Домрачев; в церковно-приходской школе ученики отвечали по всем предметам очень хорошо. Прихожанам и духовенству Владыка советовал расширить помещение этой последней школы или устроить для оной новый дом».
В 1912 г. в приходе насчитывалось 62 селения с населением: православных 1586, старообрядцев – 651 человек. У старообрядцев имелась своя молена при починке Березино. В самом селе Лаж действовали две школы, почтовое отделение, больница, библиотека, ткацкая фабрика, торговые лавки. В начале ХХ в. в нем насчитывалось 36 дворов. Из описания прихода за 1912 год: «село расположено на возвышенном берегу реки Лаж; местность безлесная… Занятия прихожан земледелие и отчасти òтхожие промыслы»
Причт: три священника, диакон, 3 псаломщика и 2 просфирницы. Первые известные священники: Тимофей Иванов сын Куклин, Прокопий Козьмин сын Ситников (1756 – 1798), Филипп Иванов Глазырин (1798 г.). В XIX – начале ХХ вв. десятки лет прослужили при церкви с. Лаж священники о. Феодор Домрачев, о. Александр Бессонов ( в 1937 г. репрессирован на территории республики Мари Эл). О. Михаил Романов (1900-1910) скончался от простуды 1918в Шурме. Последний священник о. Николай Овчинников отошел ко Господу в селе 23 мая 1943 г., погребен на приходском кладбище. Церковные дома отобраны в 1923.
В двадцатые годы приход церкви с. Лаж раздирали распри между тихоновцами и обновленцами, которые дошли до того, что верующие хотели разделить храм на две части для обоих группировок с последующей его переделкой(решение приходского собрания от 14.06.1927) тяжба за храм шла до 1929 г. и чем закончилась неизвестно. Были «поделены» и часовни – староцерковникам достались часовни в Кокшах, Захарово и Часовне.
Первую попытку закрытия Лажской церкви Лебяжский РИК предпринял 29 января 1930 г. и просил утверждения Окрисполкома, мотивируя это полным отсутствием в Лебяжском районе школы повышенного типа.
Первую попытку закрытия церкви сельсоветчики предприняли уже в конце 1935 г., опираясь, как потом объяснили верующие на курсантов и учащихся школы. Вот что писала об этом 1 января 1936 г. председатель церковного совета Конышева в заявлении в Кировский Крайисполком:
«Церковно-приходской совет церкви с. Лажа осведомляется, что Лажский с/совет в своем пленарном заседании 29 декабря 1935 г. постановил ходатайствовать о закрытии Лажского храма для использования помещения храма под клуб. Приходской совет просит культкомиссию обратить внимание на то, что Лажский храм обслуживает религиозные нужды верующих не только живущих на территории Лажского с/совета, но и верующих 38 селений Комлевского, Лаптевского, Чагинского, Абатырского, Гаврюшатского, Камене-Матушканского и 9 селений Р.А.О. Сернурского кантона и что верующие означенных селений своего согласия на закрытие храма не выразили. Церковно-приходской совет имеет подписи 2200 верующих граждан, для которых храм нужен…».
Эту жалобу Крайисполком переслал обратно в Лебяжский Райисполком с просьбой выслать весь материал о закрытии церкви. Получив достойный отпор от верующих, Лебяжские коммунисты истолковали это по-своему в ответе в Кировский Крайисполком: «Церковники узнали это, дали телеграмму в ЦИК СССР об отмене решения пленума с/совета и начали ходить по домам собирать подписи, а так же созывать подпольные листы в церкви, когда тот или иной гражданин участвует при исполнении церковных обрядов (похоронах и т.д.)». Тут же они сообщали, что посылать в Крайисполком нечего, т.к. материал еще не собран. После этого церковь не трогали 3 года, не считая мелких придирок (например, придумали брать деньги с церкви за содержание торговой площади, что было запрещено Облисполкомом).
Вновь тучи над Лажской церковью сгустились в конце1938 г. На этот раз сельсоветчики не постеснялись пойти на откровенный обман, что сквозило даже в объявлении, вывешенном 2 декабря 1938 г. на дверях церкви:
«Учитывая, что община верующих граждан Лажской церкви прекратила с октября месяца 1938 г. отправление религиозных обрядов, а так же в течение полутора годов не выплачивает налог со строений и идя навстречу гражданам Лажского с/совета, которые своими решениями и подписями в абсолютном большинстве ходатайствуют перед Райисполкомом о передаче им здания церкви под культурное учреждение – школу…»
30 декабря верующие написали заявление в Облисполком, в котором сообщали:
а) Отправление религиозных обрядов в церкви ни на 1 день не прекращалось;
б) Все налоги выплачены полностью, недоимок нет;
в) «Абсолютное большинство подписей о закрытии церкви собрано насильственными мерами и искусственно, т.к. в число граждан Лажского сельсовета включены служащие МТС, больницы, курсанты, учащие и учащиеся старших возрастов и вообще лица стоящие вне Лажской общины».
Однако в Облисполкоме это заявление осталось незамеченным (возможно, там понравился план переоборудования церкви под школу, состряпанный Лажскими коммунистами 7 января 1939 г.) и 16 января 1939 г. было вынесено постановление № 100 о закрытии церкви в с. Лаж.
Крест наняли сбрасывать местного пьяницу (замёрз в поле), колокола отправили на лебяжскую пристань, а многие ценности были украдены из церкви ещё до изьятия.
Школы, разумеется, в церкви так и не возникло. До 1942 г. там размещался клуб, а затем «глубинка». Сразу после закрытия, верх холодной церкви и ограда были сломаны для МТС, скинули кресты, выломали иконостас.
В 1944 г. в с. Лаж вновь образовалась община верующих во главе с А.К.Конышевой, которая стала просить об открытии церкви в селе, на что неизменно приходил отказ. 26 июля 1944 г. секретарь исполкома Лебяжского райсовета Осетров сообщал в Облисполком о состоянии Лажской церкви: «здание бывшей церкви в с. Лаж в течении 2 лет использовалось под складскими помещениями глубинного пункта заготзерно, внутренне оборудование церкви совершенно отсутствует, 1 часть здания разобрана до основания и помещение к использованию его для отправления религиозных обрядов совершенно не пригодно». Здесь же он нагло лгал, что никакого религиозного общества в Лажу нет, а Конышева действует по собственной инициативе и даже «авторитета среди населения и верующих не имеет».
Примерно в 1947 г. уполномоченной группы верующих стала Е.Т.Окулова, но ее прошения также остались без ответа.
В разные годы там были клуб, тракторная мастерская, склад, «глубинка», хлебопекарня. Не восстановлен до сего дня. В 1990-е годы при нем была устроена молитвенная комната, но службы в ней не проводятся.
Село Лаж по описанию Вятского статкомитета в 1873 г.
- Село Лажское находится при р.Ляж
- Жителей в селе м.п. – 104 души, женского – 133
- Каменных домов в селе нет, деревянных 37
- Кроме земледелия некоторые из жителей занимаются плотничьими работами
- Фабрик и заводов в селе нет
- Земское училище : в нем обучается 50 мальчиков и 2 девочки и церковно-приходская школа, в ней обучаются 12 мальчиков и 5 девочек
- Волостное правление не при селе
- Церковь каменная с 3 приделами (описание их). Часовен, приписанных к церкви – 2.
- Однодневные торжки бывают : в Троицын день, 9 января, 3 июля и 4 октября. Продаются : в немалом количестве соль, рыба, до 5 лиц торгуют чаем и сахаром, от 10 до 15 лиц – красным товаром ; продается : крестьянская обувь, конская сбруя, деревянная, железная и глиняная посуда, разные льяные и железные изделия, и прочие произведения местной промышленности, хозяйства и ремесла, необходимого в домашней жизни.
- Питейное заведение в селе одно.
ЦГАКО ф 574 оп 1 д 480 л 565
Назад к списку