- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Лопьял

с. Лопьял

Троицкая церковь

( 1740 – 1940)

 

    

  Поселение основано в 1740 году Казанской конторой новокрещеных  дел. По указу этой конторы построена первая деревянная церковь, освященная в 1741 году во имя Богоявления Господня. Новое село стало называться Богоявленским или Лопьял – от марийского «лоп» - «низина» и «ял» - «село». В 1747 году в селе Богоявленском Лопьял тож Биляморской волости проживало 40 душ государственных ясашных крестьян из крещеных марийцев. По указу Святейшего Синода от 19 февраля 1791 года за  № 175 в связи с образованием Вятской губернии село Лопьял было передано из Казанской епархии в Вятскую. Незадолго до этого, в 1787 году деревянная церковь была расширена и капитально отремонтирована.

      22 сентября 1800 года церковнослужители обратились в Вятскую консисторию с прошением о строительстве в селе новой деревянной церкви.  28 сентября 1800 года губернский архитектор Росляков выдал им план новой деревянной церкви на каменном фундаменте. В тот же день лопьялский священник Петр Буевский получил и план и храмозданную грамоту Владыки Амвросия от 28 сентября 1800 года  за № 1999.  16 апреля 1801 года за подписью того же Владыки из Вятской консистории последовал указ о запрещении строительства новой деревянной церкви в Лопьяле несмотря на то, что всю осень и зиму прихожане вели заготовку материалов на строительство храма.

В клировой ведомости 1801 год в Лопьяле значилась ветхая деревянная церковь. В начале марта 1802 года настоятель Петр Буевский провел деревенский сход, на котором было вынесено решение просить о построении в селе каменной церкви. 30 марта 1802 года лопьялский священник Федор Игумнов получил храмозданную грамоту от 29 марта 1802 года за № 583 и план каменной церкви.

      13 сентября 1804 года прихожане получили три шнурозапечатные сборные книги для сбора денег на строительство каменной церкви и начался ежемесячный сбор средств. В мае 1805 года началось строительство каменной церкви. Но все же денег на строительство собиралось мало, несмотря на ежемесячный обход всех дворов, и 22 сентября 1809 года священноцерковнослужителям было разрешено употребить на строительство имеющиеся церковные суммы. По клировой ведомости 1810 года в селе стояла двоеприходная деревянная Богоявленская церковь, снабженная утварью «небогато», и строилась новая каменная.

      В июне 1811 года теплая церковь была закончена кладкою, и 4 июля прихожане подали прошение об ее освящении; холодный храм и колокольня еще не были устроены. 22 июля 1811 года был освящен правый придел теплой церкви в честь Богоявления Господня, и в ней начались службы. Вместе с этим, совершались службы и в старой деревянной церкви.

      31 января 1816 года церковнослужители и церковный староста Савва Поляков заключили договор на кладку холодного храма с каменных дел мастером Нижегородской губернии Балахнинской округи Федором Гавриловым сыном Тюриным, крепостным крестьянином нижегородского помещика князя Урусова, и его бригадой. 14 марта 1816 года на сельском сходе было решено начать сбор денег на строительство храма и о выдаче сборной книги на имя крестьянина Кожевникова. В конце лета 1819 года холодный храм был закончен строительством, и 6 октября 1819 г. был освящен во имя святой Троицы (с этого времени Лопьялская церковь стала именоваться Троицкой)  Иаковом Короваевым, Уржумским священником. В клировой ведомости за тот год сообщалось: «церковь утварью нуждается, но за всем тем сумма потребна на заведение каменной колокольницы».

      В марте 1822 года сельский сход вынес решение начать сбор средств на строительство каменной колокольни. Крестьянину Алексею Вшивцеву была выдана шнурозапечатная сборная книга.

      В 1829 году священник Андрей Верещагин так описывал Лопьялскую Троицкую церковь, отмечая уже появившиеся на ней дефекты:

      «В селе Лопиал церковь построена тщанием на деньги прихожан, зданием каменная без колокольни, крыша на ней деревянная ветхая и выкрашена красной масляной краской, внутри церкви отбелено, а снаружи по местам выкрашено желтой краской, пол выстлан кирпичный. В теплом храме вместо кирпичного свода сделан деревянный накат под щекатулку – сгнивает и стеснена столбами. На стенах теплого храма трещины, почему и потребна сумма на перекладку сей теплой церкви и на складку колокольни… Утварью снабжена небогато» (тоже самое сообщалось и за 1834 год).

      В 1830 году на средства помещика подпоручика Петра Исаевича Депрейс началось строительство левого придела теплой церкви, который был закончен и освящен в 1831 года в честь ангела его отца – св. пророка Исайи.

      23 марта 1833 года прихожане с. Лопьял подали прошение о дозволении построить новую каменную колокольню; до этого колокола висели на отдельно стоящей деревянной колокольне. 13 апреля 1833 года Вятская консистория дала на это разрешение по плану, снятому архитектором с колокольни Царево-Константиновской церкви города Вятки. 21 мая того же года прихожане заключили договор на кладку каменной колокольни с каменных дел мастером Федором Тюриным и послали его в Уржум и Консисторию на утверждение 27 мая договор был утвержден Уржумским благочинным священником Василием Рязановым, а 5 июня 1833 года – Вятским Владыкой Иоанникием.

      В конце июня 1833 года бригада Федора Тюрина начала возводить колокольню Лопьялской церкви. В клировой ведомости за тот год сообщалось, что колокольня была «выведена против плана» по первому ярусу. В 1835 году она была достроена, но еще не покрыта крышей не отбелена и «без всякой внутренней отделки». В декабре 1834 года священнослужители обратились снова в Консисторию с рапортом о появлении новых и увеличении старых трещин в стенах теплой церкви, настаивая на ее перекладке. То же самое сообщалось и за 1835 год, а так же то, что в некоторых местах штукатурка отваливается. Окончательно усугубило все 2 пожара в селе 12 июня и 2 июля 1835 года. От первого пожара обгорела часть иконостаса холодного храма, от второго вновь пострадал иконостас, оконные рамы церкви и полностью сгорел дом священника Иоанна Буевского. Часть денег, собранных к этому времени на перекладку теплой церкви, батюшки пожертвовали на строительство домов для прихожан.

      23 декабря 1835 года после обследования здания теплой церкви комиссией с несколькими губернскими архитекторами, было дано заключение о ее перекладке. 18 апреля 1837 года из-за «больших расселин в стенах церкви и ветхости деревянного наката» Владыка Нил дал распоряжение о упразднении Богоявленского престола теплой церкви, а 28 июня 1837 года – о прекращении служб в ней. По его резолюции 3 июля того же года был упразднен и престол св. Исайи.

      28 апреля 1838 года прихожанам было дано разрешение на вынос престолов и разборку здания теплой церкви. 6 июня 1838 года они сообщали в Уржум, что престолы «нарушены» и они приступили к разломке стен. 25 июля 1838 года старая каменная теплая церковь была полностью разрушена и началось строительство нового храма «при пособии прикладной церковной суммы и добровольных пожертвований сторонних лиц».

      30 декабря 1838 года лопьялские служители так описывали свой храм: « В селе Лопиал холодная церковь построена в 1819 году, а теплая по причине ветхости сего 1838 г. начата перестройкой, зданием каменная с таковой же в одной связи колокольней. Но только теплая церковь по причине перестройки наготово еще непокрыта и не отбелена. Полы как в холодной церкви так и в алтаре кирпичные и по причине неровности оных непременной требуют переправки. Утварью церковь скудна, нет вторых сосудов, да и настоящие по причине ихней облинялости золота и ветхости тарелок требуют поправки». Далее служители жаловались, что одежды у них ветхие от старости, т. к. все деньги они тратят на строительство церкви, а прихожане-черемисы ругу на их содержание дают очень плохо («содержание служителей очень скверное»), но зато охотно жертвуют на строительство нового храма.

      За 1839 год священнослужители сообщали, что крыша на всем здании деревянная, полы в нем кирпичные, холодная церковь «окрашена на масле мумиею, а на теплой безо всякой окраски, на колокольне же крыша железная, покрашена на масле ярью». Осенью 1840 года строительство двухъпредельной теплой церкви было завершено и 6 ноября 1840 года был освящен теплый правый придел во имя Богоявления Господня. Еще до этого, в 1839 году в холодной церкви был освящен престол во имя св. пророка Илии (левый придел).

      Достраивалась и благоустраивалась церковь и в последующие годы. Так, 15 марта 1843 года было дозволено снять кровлю из теса и заменить ее железной. В 1859 году в теплый храм был заказан новый иконостас и был окончательно устроен 30 июля 1862 года. 21 июля 1871 года лопьялские прихожане подали прошение на разрешение построить каменную ограду вокруг церкви. Ее строительство с деревянной решеткой было закончено осенью 1872 года. В 1877 году деревянная решетка частично была заменена кованой металлической. И в 1860-х, и в 1870-х, и в 1880-х годах сообщалось, что церковь была скудна утварью (не имелось вторых сосудов), которая имелась только на 1 священника. Особенно это сказалось в 1886 году, когда в церкви был восстановлен второй штат, да и те сосуды, что имелись, пришли уже в ветхость.

      К началу 1890-х годов в связи с большим количеством прихожан теплый храм стал тесен, и в 1892 году прихожане подали прошение на расширение. В 1893 году, после получения такого разрешения, теплая церковь была вновь разобрана до основания и началось строительство большой теплой церкви, которое завершилось в 1896 году.  29 октября 1896 года был освящен правый придел в честь Богоявления, а 1 декабря 1897 года левый во имя св. пророка Илии. 26 августа 1907 года состоялись торги на позолотку нового иконостаса в церкви.

      Из описания церкви за 1924 год: « церковь каменная с таковой же колокольницею, крыта железом, трехпрестольная, стены и своды украшены живописью, алтарь отделен от храма иконостасом в 3 яруса, выкрашен масляною краскою и украшен позолоченною резьбой, икон в нем – 43»; другие  2 иконостаса были такие же, но имели  2 яруса икон.

      Опись церковного имущества с 1789 года, копии с метрических книг с 1779 года, с исповедных росписей – с 1796 года. В 1915 году в церкви книг для чтения хранилось 279 томов.

      Особе достопримечательности: икона Скорбящей Богоматери на золоченом фоне в золоченой раме, икона в позолоченной ризе Живоначальной Троицы, икона святителя  и  крестителя Иоанна, Нерукотворного образа Спасителя, Божией Матери – в золоченых рамах и киотах за стеклом, пара одноярусного паникадила на 12 свеч посеребряное с позолоченными украшениями, посеребряные подсвечники, серебряная позолоченная утварь, 3 креста серебряных под золотом с финифтяными изображениями и 2 серебряных креста, крест медный под золотом на медной подставке; Евангелие 1829 года, верхняя крышка обложена позолоченным серебром, нижняя в бархате с серебряными наугольниками и в середине с таковыми же застежками; Евангелие 1857 года, верхняя и нижняя крышки по углам и в середине обложенные позолоченным серебром с таковыми же застежками.

Святыни: крест серебряный 1803 год, сосуд с прибором серебряный, потир, обложен резной серебряной решёткой 1795 год, два оловянных дароносицы, Евангелие напрестольное, издание московской синодальной типографии  1791 года и др.

      Ближайшие церкви: с. Ашлань – в 4 верстах;

                                         с. Михайловского – в 10 верстах;

                                         с. Русского Билямора – в 8 верстах;

                                         с. Пустополья – в 12 верстах.

      Причт: 1798 год – 2 священника и диакон;

                   1870 год – 2 священника,  диакон и 3 причетника;

                   1915 год – 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

      1937г.-священник и псаломщик                                                                                     Первые известные священники: о. Петр Андреев (1790 – 1798 гг.), о. Петр Буевский (1793 г. -  начало XIX в.).

            Приход состоял в основном из новокрещеных и старокрещеных марийцев. В 1798 году в нем было 314 дворов, в 1800 году – 337, в 1810 году – 343 (мужчин в приходе 1189, женщин 1269), в 1829 году – тоже 343 и прихожан 1250 мужчин и 1374 женщины. В 1874 году в самом селе Лопьяле стояло 135 деревянных и 4 каменных дома, в которых проживало 237 мужчин и 309 женщин. Население села занималось, помимо земледелия, работою на винокуренных заводах, доставкою и рубкой дров на них. Кроме церкви, в селе стояло одно земское училище и одно питейное заведение.

Из описания села за 1910 год: «село расположено по Казанскому просёлку, ведущему из г.Уржума в г.Казань, на берегу реки Уржумки; не в далёком расстоянии от села находятся лесные рощи крестьян, помещиков и государственная роща». В 1912 году в 25 селениях прихода насчитывалось прихожан: православных русских – 2095 мужчин, 2153 женщин; крещёных марийцев – 969 мужчин, 1059 женщин; старообрядцев – 242 мужщин, 257 женщин.

      В приходе с. Лопьяла стояла православная часовня, которая была построена и освящена 19 августа 1804 года. Церковные школы: Толгозинская школа грамоты (с 1900 по 1910 гг.), Вичмарская ЦПШ (1913 – 1977 гг) и Витлинская миссионерская школа (1912 – 1917 гг.). В начале XX века епископ Вятский и Слободской посетил приход в 1913 году.

 

 

*   *

      Со времени возникновения обновленческого раскола, Лопьялский приход разделился на 2 половины – тихоновцев и обновленцев. 15 февраля 1926 года сводка ОГПУ сообщала: «осенью 1925 года тихоновская группа верующих с. Лопьял проповедовала слух по приходу, что церковь их имеет особенную благодать и святость. Будто бы как-то вечером, часов в 7 (в запертой) тихоновской церкви молился на коленях с зажженной свечой в руках человек в одеянии монаха, от которого было сияние по всей церкви… Утром, при открытии церкви, никого не оказалось».

      В 1925 году здание было разделено между группами 2 ориентаций: группа тихоновцев заняла холодный храм, группа обновленцев – теплый. Группа обновленцев неоднократно просила о передаче ей всего здания (например, 17 мая 1926 года), но неизменно получала отказ.  16 апреля 1926 года летняя церковь была осмотрена особой комиссией, которая записала в акте: «…в левой половине сложены 2 круглых печи с железными трубами, пропускаемые в окна, которые во время топки в швы между частями труб давали копоть, которая отразилась на окраске церкви. Ход, отделяющий зимнюю церковь от летней, изолирован плохо, от чего охлаждается зимняя церковь». Даже, несмотря на это, теплая церковь не была передана этой группе, а верующим было приказано привести холодную церковь в первоначальный вид и службу проводить только в летнее время.

В 1930 году тихоновской группе был нанесен властью сильный удар, когда были арестованы священник о. Михаил Зубарев, выступавший против обновленчества, и активные прихожане – всех их расстреляли.Подробно об этом написано в заключительной главе.

            В том же 1930 году была закрыта теплая половина церкви для передачи под культурное учреждение, а ценности ушли на тракторную колонну (газета «Новая деревня» за 4 апреля 1930 года, № 27).  19 марта 1934 года на своем заседании Президиум Уржумского РИКа постановил «признать колокольный звон в с. Лопьял нецелесообразным и как нарушающий общественный порядок и допущенный сельсоветом неправильно запретить». 27 сентября 1937 года с храма были сброшены кресты.  

Как обычно, клуб стал только предлогом для закрытия церкви. Вот что сообщали в своем заявлении Калинину в 1940 году верующие о состоянии теплой половины церкви: «…теплая церковь у нас очень большая, и отобрали очень давно и безо всякого надзора нечего хорошего в ней не делали и ремонта никакого не делают и даже рамы-то выбиты и этого не правят, - и тут же они пророчески замечали, - …ау них в теплой церкви отхожий ветер, никакого надзора не находится. Также и здесь сделается, все нарушат…».

      Службы в холодной церкви продолжались до июня 1940 года. Незадолго до ее закрытия верующими, по требованию властей, были сложены в ней печки, промыты стены, и выкрашены наружные стены. В 1939 году распалась старая 20-ка из-за того, что многие ее члены вышли из нее после застращивания председателя сельсовета Сбоева, а новая 20-ка не была зарегистрирована и отобрана властями.

      25 июня 1940 года решением Исполкома Облсовета за  № 1031 церковь в с. Лопьял была закрыта «в связи с распадом 20-ки». Вместе с этим были отобраны у верующих и все церковные деньги.

      12 июня 1946 года председатель Лопьялского сельсовета сообщал о состоянии Лопьялской церкви Уполномоченному по делам РПЦ при Кировском Облисполкоме т.Новикову : «здание храма в с. Лопьял переоборудовано лет 10 тому назад и занято по настоящее время мастерскими Лопьялской МТС, работают: механический, токарный, слесарный и сборочный цеха. Стекол в рамах нет. Никакого церковного оборудования и инвентаря нет».Это был ответ на заявление верующих о возвращении им здания храма.

.В 1990г.село отметило свое 250-летие.На торжества приезжал внук художника В.М.Васнецова.Уржумский райком КПСС принял решение «законсервировать в ближайшее время Лопьяльскую церковь,с тем, чтобы потом восстановить ее».

             В 1992 г. здание церкви было внесено в перечень культовых зданий, подлежащих передаче церкви в первоочередном порядке с целью их реставрации. Отмечалось , что церковь ничем не занята. Здание церкви было возвращено верующим и в нем совершаются службы священниками города Уржума.

 

 

Прошение верующих села Лопьял Уржумского района на имя М.Калинина о передаче в их распоряжение закрытой церкви (1940 год)



Просим Вас убедительно в том, что у нас закрыли 13 июля нашу церковь. До того у нас была старая двадцатка 37 год. Много из нее вымерло и которые разъехались, осталось очень мало в ней и остальных стали опрашивать и застращивать: председатель сельского совета Сбоев на вас наложил ремонт тысяч на 8, можешь ли ты сделать и ежели не можешь, тогда у тебя все продадим, так и отказались и тогда закрыли церковь.
У нас было в 1939 переизбрание церковного совета. Только 20-ку вновь написали и они ее не засвидетельствовали и отобрали ее у нас и тем и кончилось, и закрыли нашу церковь.
Одно утешение было у стариков и то отобрали и Вы пишите старикам привилегия и эта наша церковь очень маленькая была, она холодная, теплая у нас очень большая, и отобрали очень давно и безо всякого надзору нечего хорошего в ней не делали и ремонта никакого не делают и даже рамы-то выбиты и это не правят, а мы холодную отеплили и печи клали и служили в ней и тое у нас отобрали и у нас налоги все плачены и аккуратно, никакой задолженности нет и за 1940 год все налоги уплачены все. И мы как колхозники и стахановцы стараемся работаем старики и старушки. Нас хотя бы этим удовлетворили, открыли этот уголок церкви…
Просьба открыть нам уголок церкви. верующих очень много у нас 2 тысячи человек и сейчас едут в другой район верст за 50.
… Местная власть говорила много теряете времени, а сейчас теряют время в три раза, работают меньше, чем тогда. Когда у нас была служба находилася с.Лопьяле крестить и отпевать ездят и не редко бывали молиться из других приходов…
Когда у нас закрыли нашу церковь, то мы писали в Кировский комитет и нам нечего оттуда не ответили, приехали из г.Уржума и закрыли нашу церковь, и деньги все сколько было в казне все отобрали.
… У нас уголок нашей церкви весь выкрашен снаружи и прошлого года приказали нам промывку стен и мы все исправили, а у них в теплой церкви отхожий ветер, никакого надзора не находится. Также и здесь сделается, все нарушат…

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.450 лл.53-54

Гравюра А.М.Колчанова

 


Назад к списку