ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Рождественское

с. Рождественское

Вознесенская церковь

(1720 -…..).

Первая церковь в Рождественском была построена примерно в 1720 году. В одной из храмозданных грамот, датированных 1720 годом, записано: «…Били нам челом от Уржумской округи прихожаны, а в челобитной их написано… ныне де они обещалися воздвигнуть церковь Божию деревянную. И аз смиренный великий государь святейший Никон… благословил, велел им лес ронить и в том лесу воздвигнуть церковь, во имя Рождества Пресвятой Богородицы…».

С возведением церкви селение получило статус села. В 2000 году Рождественское, получившее название от первой церкви, освященной во имя Рождества Пресвятой Богородицы, отметило свой 280-летний юбилей.

В 1749 году смиренный Лука Епископ Казанский дает вновь храмозданную грамоту… «…По неже сего 1749 года февраля 21 дня в поданном нам, Преосвященному Епископу, епархии нашея Уржумского заказа, села Рождественского выборного Матвея Герасимова прошении написано: в означенном их селе имеется церковь Божия деревянная во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, тоя же оная церковь Божия обветшала и церковнослужение исполнять уже опасно, а ныне того села Рождественского мирские люди по общему согласию приговорили вместо оной обветшалой церкви на особом месте построить вновь церковь Божию деревянную во имя Вознесения Господня…».

В клировой ведомости за 1819 год о первой церкви села сообщалось: «церковь деревянная без придела двухъклиростная в проименование Рождества пресвятой Богородицы, построена по указу Казанской духовной консистории в 1717 году 5 марта, освящена в 1779 году 26 декабря бывшим Уржумским благочинным Дамианом Петровым. Церковь утварью снабжена, хотя не богато, но сумма преимущественно потребна на постройку новой каменной церкви за ветхостью оной церкви, для которой приготовляется материал».

В память войны 1812 года в селе была поставлена маленькая часовня-крест для поклонения проходивших мимо. Позднее на ее месте по грамоте 1820 года была построена новая каменная церковь в «проименование Вознесения Господня с 2 приделами во имя Рождества Божией Матери и святителя Чудотворца Николая и с колокольней». «Благословили оную каменную церковь в означенное проименование и с приделами на удобнейшем и пристойнейшем месте, близ прежних церквей, на восток строить по плану и фасаду архитекторскому и по построению убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием…» - писал преосв.Амвросий, епископ Вятский и Слободской.

Каменная трехпрестольная церковь была построена в том же году тщанием священника Петра Савальского, строителя Михаила Сорокина и прихожан. Прежняя церковь была разобрана в 1834 году. Как говорят, на ее место был перенесен каменный поклонный крест. Первоначально на холодной церкви крыша была деревянная, и в клировой ведомости 1839 года сообщалось, что потребна сумма на устроение железной крыши. В 1878 году в церковь был устроен вход с деревянной крышей. По описи 1924 года церковь была окружена каменной оградой с железной решеткой высотой 3 ар. и длиной 80 саж.

До конца XIX столетия храм был беден утварью, ризницею и служебными книгами; об этом сообщалось еще в 1887 году. Правда, по описи 1924 года при церкви имелась богатейшая библиотека из актовых книг и нравственно-религиозной литературы. . В 1915 году в церковной библиотеке хранилось книг для чтения 320 томов.

Утварь:  2 аналоя в холодном храме, в нем же иконостас в 6 ярусов,  3 паникадила,  13 лампад,  35 икон,  2 зеркала,  11 колоколов (вес самого большого – 103 п. 19 ф.). Опись церковного имущества с 1900 года, копии с метрических книг с 1775 года и с исповедных росписей с 1795 года.

Особые достопримечательности:  2 Евангелия в серебряных корках,  чаша серебряная; Библия в кожаном переплете в ½ больших листа, напечатанная в граде Москве 1790 года индикта 9 месяца сентября и еще 19 книг 1790 – 1792 годов издания.

В церкви хранились древние предметы: Евангелие в большой лист 1771 г., Евангелие в средний лист  1754 г.,  Устав церковный 1745 г., Апостол 1704 г., следованная Псалтирь 1703 г., постная Триодь 1699 г., Библия 1787 г., творения Игнатия Богоносца 1784 г., Кормчая 1787 г.,  «Достопамятные сказания подвижничеств святых отцов» 1677 г., поминальный синодик XVI в., а также сосуды – 2 оловянных потира и дискоса,      1 дарохранительница и железный крест.

Ближайшие церкви:  града Уржума – в 20 верстах;

                                   с. Петровского – в 5 верстах;

                                   с. Цепочкина – в 14 верстах;

                                   с. Вершинята – в 5 верстах.

В 1747 году в селе проживало 144 человека населения. В 1798 году в приходе насчитывалось 356 дворов, в 1810 году – 349, в 1819 году – 327 с населением 1330 м.п. и 1511 ж.п.. В 1820 году в приходе насчитывалось 19 селений.

В 1874 году в селе насчитывалось 70 домов (из них 1 каменный) с населением 161 м.п. и 204 ж.п.. Кроме землепашества, население занималось работами у лесопромышленников на пристанях, бурлачеством и кирпичным промыслом. Школы в селе не было, зато имелось одно питейное заведение.

В 1910 году в приходе было прихожан: православных русских – 2560 м.п. и 2927 ж.п., старообрядцев – 40 м.п. и 55 ж.п.. Из описания прихода за 1912 год: «Село расположено на высокой горе, с 2 сторон окружено лесом, в 1 ½ вер. течет река Буй, которая впадает в реку Вятку, отстоящую от села в 2 вер.. В селе министерское смешанное училище. Занятие прихожан – земледелие и бурлачество. Часть прихожан занимаются грузкою леса и сплавом его, некоторые крестьяне служат матросами, лоцманами, кочегарами, масленщиками на пароходах и баржах… Село стоит в 2 вер. от тракта».

В приходе к церкви была приписана церковь в с. Аркуль (с 1914 по 1924 года) и часовня в д. Сарда. .  Смешанная церковно-приходская школа была устроена в селе в 1891 году на пожертвования известного протоиерея Иоанна Кронштадского и Нолинского купца Ивана Небогатикова; за 1910 год не упоминается В 1913г и 16 июня 1914 года приход посетил Епископ Вятский и Слободской.

Причт:  1798 год – 3 «попа» и 2 диакона;

              1915 год – 2 священника, диакон, 2 псаломщика и просфирница. Им полагалось жалование от Государственного казначейства: священнику – 300 рублей, диакону – 150 рублей, псаломщику – 100 рублей.

1937 год-1 священник.

Первые известные священники:  о. Тимофей Иванов (1745 – 1798),  о. Петр Федоров (1794 – 1798),  о. Андрей Фролов (1796 – 1798).  В XIX столетии служили: о.Петр Савальский (строитель храма, был посвящен сюда пономарем еще архиепископом Вениамином Казанским в 1774 году, священник с 1794 года примерно по 1828 год), о.Василий Куклин (1809 – 1819 года). .  В начале  XX века здесь служили такие пастыри как  о. Иоанн Шерстенников (репрессирован в 1925 году),  о. Василий Макаров,  о. Алексий Муратовский. Один из последних священников  о. Абрам Лапшин был осужден на  10 лет лишения свободы. На такой же срок была осуждена  26 декабря 1947 года просфирница Михеева Варвара Филипповна

В советское время приход придерживался патриаршей ориентации .  В 1930-х годах произошло сбрасывание колоколов с церкви приезжими безбожниками.

Первое наступление на Рождественскую церковь местные власти предприняли в начале 1938 года, когда старая 20-ка была объявлена недействительной. Верующих заставили создать новую 20-ку, угрожая закрытием церкви. В новую 20-ку записалось 140 человек, но органы власти не стали ее регистрировать, а занялись исключительно запугиванием верующих.  2 марта 1938 года на заседании Президиума Уржумского районного исполнительного комитета было вынесено решение о распаде религиозной группы и о ходатайстве в Облисполком о закрытии церкви.  8 марта 1938 года Облисполком, рассмотрев жалобу верующих, отклонил это решение как неправильное.

В начале 1941 года путем обмана местный сельсовет предпринял новую попытку закрытия церкви: на этот раз собирали собрания в селениях, в протоколах которых писали, что все верующие выступали за закрытие церкви. Как происходило все на самом деле сообщали верующие в жалобе в Облисполком 4 июня 1941 года: «…Главари собрания небоязненно нарушали законы Сталинской Конституции и делали все на обман. За церковь было рук много, а они набрались такой натуры и совести, написали так что единолично закрыли церковь колхозники с. Рождественского, вот они как поступали и была такая история во время собрания. Пред-колхоза села Рождественского Яков Данилович Филимонов был пьян, дочиво разгорячился над верующими, пинджак свой с себя сбросил на пол середи сельсовета и кричал на верующих людей и с пристращиванием, даже допустил такую штуку, вытащил в сени старушку, которая подняла руку за церковь…».

Получив подобные липовые протокола собраний, Исполнительный комитет Кировской области принял решение за  № 652 от 16 мая 1941 года о закрытии церкви в селе Рождественском. Вскоре после этого приехал из Уржума страховой агент Шаклеин и закрыл церковь. Некоторые церковные вещи были взяты инспектором Уржумского Райфо Васильевым, несмотря на то, что все налоги были уплачены общиной верующих полностью. Начавшаяся война спасла храм в Рождественском от разграбления и разрушения.

Все последующие военные годы верующие не переставали бороться за открытие своей церкви и писали прошения во все инстанции – в Уржумский РИК, в Кировский Облисполком, в Московский Верховный Совет, митрополиту Сергию и в Киров епископу Вениамину.

25 июня 1944 года в очередном прошении в Облисполком верующие так описывали состояние церкви: «…Она ничем не занята и сильно не нарушена. Кресты не сняты, ограда стоит церковная в целости и внутри церкви повреждений не так много. Живопись в целости, иконостасы стоят, в них царские врата и такие двери не уничтожены, в церкви икон очень много, есть несколько шкафов, свечной казамат…».

А вот какую характеристику церковному зданию в январе 1944 года дал Исполнительный комитет Уржумского районного совета: «Здание церкви в селе Рождественском сохранилось удовлетворительно, стекла сохранены почти полностью. Здание никем не используется. Все деревянные предметы в церкви сохранены. Внутренность церкви требует некоторого ремонта».

В 1944 году дело сдвинулось с мертвой точки.  19 июня 1944 года был заключен договор на передачу здания верующим, а 12 декабря того же года зарегистрировано общество верующих.Первым его священником стал о.Николай Курочкин. В раппорте благочинному Уржумского района о. Михаилу Козлову священник церкви о. Симеон Гарькавцев сообщал 29 сентября 1948 года: «Здание церкви села Рождественского Уржумского района находится в хорошем состоянии. По мере надобности производится ремонт и окраска, также остекление. Имущество церкви старое, но вполне приличное. Инвентарная опись имущества церкви имеется. Поступающие вещи вписываются в инвентарную опись».

Из описи Рождественской церкви за 1944 год: «церковь каменная,  19 окон / хорошая;

            каменный забор, обнесенный железной решеткой;

           деревянный дровяник / плохой;

            сторожка / хорошая;

            ларь деревянный / хороший;

            2 печки – таганки и 2 печи русские;

            5 киотов, 1 икона в иконостасе, 5 металлических и 89 деревянных».

Из описания церкви за 6 августа 1961 года (акт передачи церковного имущества Вознесенской церкви села Рождественского священником Малиновским старосте церкви Гольшевой):

«1. Каменный храм с двухъярусной колокольней, над летним храмом каменный круглый купол, храм трехпрестольный. На колокольне имеется 9 маленьких колоколов. Храм обнесен каменной оградой с железными решетками.

2. В храме имеется 3 престола с полными облачениями и 3 жертвенника тоже с полными облачениями».

К этому хочется добавить, что в акте от 1 ноября 1975 года упоминается 2 жертвенника, а в настоящее время их снова три.

Производился ремонт церкви и в последующие годы: осенью 1975 года – ремонт крыши, уборка внутри здания, мытье и покраска стен и потолка;  весной 1982 года – покраска и побелка церкви, покраска полов (с разрешения областного управления культуры).  22 марта 1982 года община Воскресенской церкви просила разрешения Уржумского районного совета депутатов тр. на приобретение ворот для церкви.

Весной 1982 года 20-ка церкви обратилась в Управление культуры с просьбой о разрешении провести новый ремонт, как-то – покрасить купол, ремонтировать крышу и под карнизами, покрасить полы. В адрес 20-ки был направлен ответ, в котором говорилось, что ремонтно-реставрационные работы памятника архитектуры XIX века возможны только при наличии проектно-сметной документации из Кировских научно-реставрационных производственных мастерских. На приходском собрании 6 июня 1982 года верующие постановили ремонтироваться своими силами, так как на ремонт по договору с реставрационными мастерскими у них не хватило средств.

Из перечня церковных строений Вознесенской церкви на 1983 год (из расчета налога со строений и земельной ренты):

       1. кирпичная церковь

       2. жилой дом церковный

       3. амбар деревянный

       4. дровяник

       5. баня

       6. хлев бревенчатый.

24 – 26 марта 1983 года храм села Рождественского был обследован специальной областной комиссией с целью выявления и взятия на учет предметов церковного имущества, представляющего историко-художественную ценность. Комиссией было выявлено 228 памятников, из них икон – 152, церковной утвари – 5, книжного фонда – 71. На указанные произведения были составлены комиссией инвентарные описи и все они были маркированы. Также комиссией было предложено «обратить внимание на улучшение охраны здания в ночное время».

Все эти годы при церкви был штат, состоявший из священника, диакона и псаломщика. Как уже говорилось, порой здесь начинали свое служение замечательные и известные священнослужители Вятской епархии – о. Анатолий Малиновский, о. Симеон Гарькавцев, о. Аркадий Ушаков.

 о. Петр Ковальский и другие. В начале 1990-х годов штат был упразднен, а церковь приписана к Троицкой церкви города Уржума. При помощи последней, например, в 1998 году здесь был устроен первый кружок церковного пения для детей. В 2007 году в храме была возрождена должность постоянного священника. Началось возрождение Рождественского прихода.


Назад к списку