Цепочкино
с. Цепочкино
Преображенская церковь
(1624 – 1938).
Поселение и церковь появились благодаря Спасо-Преображенскому монастырю, основанному здесь в 1622 году стацем Нифантом, стараниями которого было приискано место у реки Вятки, выше Уржумского устья «…Чепоцкиных гор», между стрелецкой пашней и владениями боярских детей Мачехиных. В прошении об основании монастыря он писал: «…то де место лежит впусте, не владеет им нихто, а в Уржумском де городе монастыря нет».
В 1624 году монастырь был оформлен территориально, была выстроена первая деревянная церковь, в честь Преображения Господня. Все это было сделано с высочайшего дозволения Государя Михаила Федоровича, который выдал 8 марта 1645 года грамоту уржумскому воеводе В.А. Коржбоку на подтверждение владения монастыря землей. В этой грамоте писалось: «…По нашему указу, а по их челобитью (имеется ввиду основатель монастыря старец Нифант – примечание автора) велено им, строителю с братьею в Уржумском уезде на Чепоцкиных горах черный лес расчищать и монастырь строить… И они де на тех поросших Чепоцкиных горах, расчистя черного леса, воздвигнули церковь во имя боголепного Преображения…».
В 1634 году церковь сгорела. Вместо нее была построена новая деревянная церковь, которая сгорела в 1676 году. Снова была возведена деревянная церковь.
По указу Казанской духовной консистории в 1700 году была заложена каменная двухэтажная церковь. 18 января 1701 (1702) года был освящен престол нижней церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы митрополитом Казанским Тихоном. 19 января 1718 года был освящен им же верхний храм во имя Преображения Господня. Есть предание, что иконостас верхней церкви был привезен Владыкой из Казани и пожертвован храму. Еще в начале XX века в церкви хранилась икона Владимирской Божьей Матери с надписью «Сий святой образ приисканием своим усердием от келейного своего прииждивения построил в милости Божией Великий господин преосвященный Тихон, митрополит Казанский и Свияжский в обитель Боголепного Спасова Преображения, зовомую Чепоцкин, что близ города Уржума в лето от миробытия 7127, а от Рождества во плоти Христа Бога в 1718 … его архиерейством и храм сей освятися».
В нижнем этаже церкви первоначально было 4 монастырские кельи, колокольни не было, крыша на всем здании до середины XIXвека была покрыта тесом, а пол – кирпичом. Ограды вокруг церкви тоже долгое время не имелось. Небогата она и была (еще в XIX веке) и утварью.
О существовавшем когда-то в Цепочкино монастыре сохранилось множество легенд, например, о том, что на правом берегу находились остатки огромного деревянного резервуара для воды, выстроенного монахами. На том же берегу, гласит другая легенда, монахи нашли месторождение золота и добывали его (возможно, с этого времени и пошло присловье – «в Цепочкино – золото бочками»). Рассказывают, на северной стороне церкви были следы каких-то орудий в виде прямоугольника глубиной 2 вершка – согласно легенде, однажды на монастырь напали разбойники, чтобы ограбить его, но были поражены смолой, вылитой на них монахами. Еще рассказывают, что какой-то житель села построил для церкви крыльцо, и был удостоен чести быть похороненным в ее ограде. А еще есть легенда о пещерном монастыре в Цепочкинских горах…
В 1764 году в ходе секурялизации церковных земель, проводимой государством, монастырь был упразднен, как и множество других монастырей. Его церковь стала приходской, а деревни и починки, заселенные монастырскими крестьянами, отошли в разряд государственных . От монастыря осталось кладбище возле церкви и множество церковных святынь. 19 октября 1764 года последний игумен монастыря Никон сдал все монастырское имущество по описи церковному причту – священнику Петру Иванову, дьячку Стефану Петрову и пономарю Николаю Петрову. В описи, кроме церковного имущества, значилось 2 деревянных кельи, сени между ними, а против них – хлебный магазин, который после совершения описи был отдан под присмотр бывшим крестьянам.
После упразднения монастыря, церковь была перестроена. Так 4 келии в ее нижнем этаже были обращены в храм, сторожку, в притвор и в кладовую. Из бывшей монастырской башни и игуменского дома была сложена в конце XVIII века колокольня в одной связи с церковью. В течение всего XIX века шло благоустройство церкви.
Клировая ведомость 1834 года сообщала: «зданием каменная, двухэтажная, с таковой же колокольнею в одной связи, крепка, с деревянною кровлею и с кирпичными полами». За следующий год она сообщала, что «потребна сумма на обзаведение утварью и ризницею, железной кровли и опочного пола».
Железная крыша на здании появилась в 1846 году, опочный пол на обоих этажах – в 1858 году. В обоих храмах были вновь перестроены перезолочены и освящены иконостасы: в холодном храме – 6 августа 1861 года, в теплом (благодаря усердию уржумского купца Папия Матвеева) – в 1858 году. В 1885 году стены церкви, и снаружи и внутри, были выкрашены на масле и украшены живописью. К 1891 году церковь была окружена каменной оградой, но утварью и ризницею церковь была «не вполне достаточна».
Клировая ведомость за 1915 год сообщала, что утварью и ризницею церковь достаточна, но сам «нижний храм малопоместителен и требует расширения или замены его для постоянного служения в верхнем храме, приспособив его тепло-холодным». Понятно, что из-за революции это так и не было сделано.
Из описания Цепочкинской церкви за 1924 год: «Храм каменный, двухэтажный, двуглавый с такой же колокольней, крыт железом, с каменной оградой с решетками (деревянными), в ограде одни большие ворота, 4 малые калитки с решетчатыми железными растворами.
Иконостас большой с 46 иконами на железе и 5 икон в медно-посеребряных ризах и перед ним железная решетка
Иконостас малый с 8 иконами, из них 3 в медно-посеребряных ризах и железною решеткою перед ним».
Назад к списку