Водзимонье
Храмозданная грамота от 1818 года благославляла на «оную каменную церковь с приделом в означенные проименновании на удобнейшем и просторнейшем месте на восток строить, по плану и фасаду архитекторскому, и по построении убрать Святыми Иконами и прочим церковным благолепием…». И была завершена освящением «в настоящей холодной во имя Воскресения Господня в 1847 г. 10 ноября». В начале 20 века храм несколько расширили пристройками с севера и юга по проекту губернского архитектора И.А.Чарушина.
Церковь Вознесения Господня – крупный и выразительный по архитектурным формам памятник в стиле классицизм. К четверику в три оси примыкают равные по высоте: прямоугольная апсида, трапезная и притвор. Храм увенчан цилиндрическим световым барабаном и циркульным куполом. Притвор служит основанием двухъярусной квадратной в плане с уменьшающимися объемами колокольни, увенчанной коробовой кровлей и шпилем на восьмигранной ножке. Мощные, с большим выпуском тосканские четырехколонные в три оси портики, в конце 19 века были заложены и превращены (в семь осей) в приделы храма, а у притвора в крытую паперть. Образованные объемы равны по высоте с остальными частями здания. Первый ярус колокольни разделен плоским двухступенчатым карнизом, который подчеркивает арку звонас углубленным в нишу полуциркульным обрамлением, украшенным клиновидными камнями с полуциркульной прорезью. Ниже импоста арки по всей поверхности стены протянулся плоский фриз. Первый ярус завершен фронтоном, служащий основанием второго яруса. Полуциркульная арка второго звона прорезана в прямоугольной неглубокой нише. Второй ярус завершен профилированным карнизом и зубчиками.
Плоскостной фасадный декор включает в себя лопатки, тянутые опоясывающие, венчающие карнизы. Полуциркульные окна портиков украшены архивотльтами с замковым камнем, опирающиеся на импост плоские лопатки с пилястрами, под окном прямоугольная ниша. Окна апсиды, трапезной и притвора углублены в рамку-нишу, дополненную сандриком на кронштейнах. Проемы расширенной трапезной и прямоугольной апсиды украшены наличниками из валиковых рамок с ушками – характерный прием, который использовал архитектор И.А.Чарушин.
М.В.Курочкин, Н.В.Попова. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников – Ижевск 2011 г., с.62-63
Назад к списку