- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Разбойный промысел в Уржумском уезде

Легенды и были о разбойниках.

 

В старину, оказывается, на территории нашего края жило немало разбойников – крестьян, для которых разбой являлся таким же обычным делом, как землепашество и отхожие промыслы.

Свидетельством этому остались названия нескольких населённых пунктов, а так же то, что при каждой старинной церкви имелся подземный ход, выходивший, как правило, далеко за его пределы…

Топонимически история разбойного промысла запечатлелась в таких названиях, как Отрясовская гора у города Уржума (разбойники «трясли» проезжих), д. Брод в Кузнецовском сельском округе (разбойники нападали на путников, переходивших реку в этом месте, сами они жили на горе рядом с переправой), озеро Казенное за Вяткой (спасаясь от погони, разбойники спрятали в нём захваченную ими казну; согласно легенде, деньги эти и по сей день лежат на дне озера в металлическом сундуке.

Особенно «шалили» разбойники на территории нынешнего Елькинского поселения, раньше – прихода Атарской церкви. Вот что вспоминал об этом в своих мемуарах уроженец села Атары И.Я. Порфирьев, профессор русской словесности Казанской духовной академии: «По берегам Вятки тогда был лес и страшная глушь, воровство и разбой в этих местах были делом до того обыкновенным, что им занимались целые деревни, как каким-нибудь ремеслом. Мирным жителям жить было страшно. Мне рассказывали, что, собираясь ехать куда-нибудь в дорогу за 50 или 100 верст, путешественники не только служили молебны, но исповедовались и причащались, боясь быть убитыми на дороге. Такие опасности существовали очень долго…»

Здесь же И.Я. Порфирьев рассказывает о своем деде о. Максиме, служившем в Атарской церкви в XVIII столетии, который считался богатым человеком и, несмотря на то, что он был священником, разбойники несколько раз пытались его ограбить и убить. Однажды глухой осенней ночью они проникли к о. Максиму в дом и начали спрашивать, где у него деньги. Не добившись ничего, начали пытать его на огне. Матушка. Спавшая в чулане, услышала крики мужа, успела выбежать на улицу и, взбежав на колокольню, начала бить в набат.

После этих переживаний, как пишет её внук, «она выжила из ума».

Другой случай произошёл уже с отцом И.Я. Порфирьева, тоже атарским священником, в 1820-х годах. Однажды к нему домой заявился мужик из разбойничьей деревни и, вынув пистолет, попросил сто рублей «взаймы». Батюшка не только дал ему денег, но и напоил его водкой, после чего разбойник обещал непременно расплатиться. В назначенный день  священник пришёл к разбойнику домой за деньгами. Тот узнал его, усадил за стол и стал точить нож. Батюшка, будучи ни жив ни мёртв, сказал, что пришёл за деньгами, но может и подождать. В конце концов разбойник вынес ему деньги, поблагодарив, «что из беды выручил».

Промышляли разбоем лихие люди и к югу от Атар, на берегах реки Немды. Здесь раньше рос дремучий лес, по которому проходил торговый тракт. Ещё историк-краевед П.В. Алабин записал легенду о том, как «однажды устюжские купцы возвращались с товарами с Востока и остановились здесь лагерем. Разбойники, воспользовавшись беспечностью, напали на них, убили и закопали в лесу, забрав товары». Позднее на месте убийства была поставлена часовня, между деревнями Косогор и Долбилово Советского района.

Разбойничьи шайки в нашем краю водились и в начале ХХ века.

Одна из жительниц д. Чупраки (Меляндинское сельское поселение) рассказывала мне, что в старину эта деревня считалась разбойничьей – чупраковские разбойники на лошадях, руководил которыми некий одноглазый атаман, «грабили и чужих, и своих». Даже полицейский урядник боялся иметь с ними дело и ограничивался только тем, что поставил на краю деревни «чёрный столб» - чтобы добропорядочные путники обходили её стороной.

Наступившая советская власть объявила настоящую войну любителям разбойного промысла, которых расстреливала беспощадно. Один из первых таких ударов был сделан как раз на границе Лебяжского и Советского районов, где издавна было немало разбойников. Газета «Известия Вятского губернского исполнительного комитета» за 12 января 1919 года писала: «Ликвидирована банда грабителей, действовавших на границе Уржумского и Царевосанчурского уездов. Часть грабителей разбита, главарь шайки расстрелян, отобраны колоссальные суммы денег».

Так пришёл конец разбойной вольнице, память о которой осталась жить лишь в легендах да географических названиях.


Назад к списку