Великорецкий крестный ход
Воспоминания о Великорецком крестном ходе
Помнится праздник «Провожанье». Это проводы иконы Николая Чудотворца на реку Великую. Поразительное, незабываемое зрелище! Все духовенство в блестящих праздничных ризах с хоругвями, иконами. Спуск с пристани усеян народом. А сколько нищих! Многие в грубых мешковинных рубахах. Все тянут руки, покрытые язвами (говорят, их специально натирали бодягой), хромые, слепые, всякие калеки… А на реке стояли пароходы и огромные лодки, украшенные березками…
Воспоминания Нины Николаевны Сухановой, 1916 г.р.
История Великорецкого паломничества с точки зрения атеистов
Интересный исторический отчет удалось найти в архиве, посвященный истории Великорецкого паломничества, среди других партийных документов 1960-х гг., когда новая волна борьбы с религией была в разгаре. Написано все с понятной точки зрения, но есть здесь и интересные вещи. Например, что вместе с иконой предприимчивые дельцы сделали святым все окрестности села Великорецкого - начиная с песка и кончая соснами на берегу реки Великой, а ведь действительно сосны считаются здесь считаются священными и по сей день (в одном из документов сообщалось, что верующие выгрызли всю кору с деревьев). А если подумать, при чем здесь сосны, если святость имеет только одна Великорецкая икона?!...
Истоки паломничества верующих на Реку Великую Верховинского района уходят во вторую половину 17 столетия. Тогда ловкачами была придумана легенда о якобы явлении на берегу р.Великой чудотворной Иконы Николая. Позднее, когда молва о новоявленной иконе широко разнеслась, потекли и доходы в церковныйденежный мешок. Были построены 2 больших храма 1 вс.Великорецкое и 1 в г.Кирове, в обоих храмах много сделано всевозможной живописи, она изображала что-то вроде летописи о жизни и «чудесах» Николая, т.е. эта небылица показывалась в лицах. Между прочим судя по картинам, которые написаны на стенах сохранившегося церковного здания в с.Великорецком «явленная» икона изображалась очень маленькая и ободранная без всяких украшений, а позднее она уже стала больше метра вышиной, новинькая, вся в бархате и позолоте, таким образом ясно, что роль новоявленной играла не 1, а несколько икон.
Постройка 2 церквей в с.Великорецком и г.Вятке была рассчитана на создание большого авторитета иконе, которая уже тогда становилась верным инструментом выкачки из народа большой суммы денег. Саму икону держали в Вятской церкви, а в с.Великорецкое, расположенное в 60 км. от г. Вятки, приносили ее 1 раз в год. Перенесение иконы из г.Вятки в с.Великорецкое и обратно было в период с 3 по 10 июня (нового стиля), сопровождалось большой напыщенность и торжественностью. Время переноса иконы избрано такое, когда в свои права входит лето, наступает тепло. Поэтому многие говорили «пока Никола не сходит на Великую тепла не жди».
Принимали участие в этом Николаевском походе десятки тысяч человек, стекавшиеся туда из разных мест России.
Всячески поддерживали это паломничество царское правительство, вятский губернатор, епархиальное Управление, духовенство и богачи, т.е. все те, кто извлекал из этой трагикомедии огромные доходы. Стекались туда богачи целыми семьями, везли с собой жен и невест для знакомства, было много нищих, калек и воров.
Организаторы паломничества построили в с.Великорецкое большое подворье (до 1000 семейных номеров) для знати и на несколько тысяч мест для простонародья ночлежные бараки, устраивали там несколько каруселей, приводили медведей с бубнами и т.д. Имевшие большие торговые ряды смекалистые (без стыда и совести) организаторы ежегодно бросали в Великорецкую гору несколько штук камней с искусно выгравированным на них ликом Николая, нашедшие эти камни считали себя счастливцами.
Следя за историей развития паломничества на р.Великую видно, что вначале играла главную роль там «новоявленная» икона, позднее падкие люди на даровые деньги объявили святым вытекающим из горы и впадающий в реку ручей, потом песок, что на дне ручья, потом камни в горе и наконец всю р.Великую и сосны на ее берегу.
Ежегодно в результате паломничества с р.Великой не возами, а большими возами увозили деньги, искусно перекачанные из карманов бесчисленных обманутых паломников в церковные мешки.
Приходится с сожалением отмечать, что еще многое из того, что описано выше сохранилось и до сих пор, даже в худшем виде, конечно это является результатом слабой, а часто неумелой атеистической пропаганды, слабой политически разъяснительной работы с верующими людьми….
ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.11 лл. 26-28
Назад к списку