Святыни Вятской земли: святые образа
… Общевятской святыней был образ Архистратига Михаила на камне, обретенный во время пахоты близ с.Курино. В 1675 году Владыка Иона благословил создание Михайло-Архангельского монастыря.
Вятчане также почитали образ Спаса Нерукотворного в г.Орлове, явленный на дереве в 6-ти верстах от города. Епископ Иона благословил создать в Орлове обитель в честь образа, во время путешествия по епархии освятил выбранное под монастырь место и стал первым вкладчиком в новоучрежденную обитель.
Раифская икона Богородицы была пожертвована на Вятку Государем Феодором Иоанновичем и прославилась своим чудесным заступничеством в Смутное время. Позднее здесь была построена Раифская пустынь (на этом месте сейчас находится с.Пышак Юрьянского района). Историк и архивист В.И.Шабалин (1867-1923) в своей рукописи о вятской духовной истории утверждает: пустынь была основана Владыкой Вятским и Великопермским Ионой (Барановым) около 1691 года.
Особое место в истории Вятской земли занимает Тихвинская икона Божией Матери, которая спасла не только Тихвинскую обитель от нашествия шведов в Смутное время, но издавна считалась покровительницей всего северо-востока России.
После епископского рукоположения Владыка Иона привез с собой из Тихвина в Хлынов список с Тихвинской иконы. И не просто привез, но соделал Тихвинский образ Богородицы духовным событием вятской истории.
Находилась Тихвинская икона в вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе. Интересно утверждение советских и музейных работников, составлявших опись при закрытии собора в середине 1930-х годов: «по преданию, писана архиепископом Ионою» (говорится об этом и в других источниках).
Икона стала одной из главных местных православных святынь. В 1844 году протоиерей Иоанн Куртеев из г.Слободского назвал Тихвинскую икону «с особым усердием чествуемой и поныне, - и сообщал, что «ныне (в 1844 году) иконе оной будет 168 годов» (следовательно, она написана в 1676 году).
Во время общеепархиальных крестных ходов Тихвинскую икону Божией Матери присоединяли к Великорецкой иконе Святителя Николая и образу Архистратига Михаила, что, бесспорно, способствовало росту ее почитания.
Очерки истории Вятской епархии (1657-2007) – Киров 2007 г., с.73-75
Назад к списку