Сарапул. В числе обязательных постановлений местного городского управления существует такое, коим городские легковые извозчики, обязываются на пожар являться с бочками, прекращая, при звуке набатного колокола, биржевую езду. Благодаря только такому постановлению наш город вот уже по 3 год не знает больших пожаров. В 6 часов вечера 5 декабря набат дал знать, что на Старцевой горе что-то горит, причем набатный звон был непродолжительным и для городских извозчиков понятным: - помощь, значит, требуется небольшая и тем не менее к месту пожара прибыло до 25 бочек с водой от извозчиков, чего было достаточно, чтобы тотчас же потушить пожар. Горела в это время кузница. Как известно, обязательные постановления не всегда исполняются, так как в большинстве случаев, они несут материальный ущерб частным лицам; сарапульские же извозчики ущерба не несут, так как с каждой лошади, явившейся на пожар, получено из городской управы по 1 рублю. При небольшом, как настоящем, пожаре для управы это пожалуй и не выгодно, но зато она уверена, что никогда не может остаться без воды в этих случаях, как не должна держать и излишек пожарного обоза.
Вятский край - 1895 г. № 122
Повозка въехала в темные улочки городка.
— Куда везти, госпожа? — оглянулся извозчик. — По какому адресу живут родственники?
— Не будем огорчать родственников. Отель здесь есть?
— Есть, но уж больно паршивый. Весь в клопах.
— А что-нибудь получше?
— Есть купеческий дом. Только туда посторонних не пускают!
— Пустят. Гони в купеческий дом!
Михеич ударил по лошадям.
В.Мережко "Сонька Золотая Ручка".
В XIX – начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. Кто они? Извозчик – это кучер наемного экипажа, повозки либо сам наемный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом.
В 1887 году были изданы правила о сборе с извозного промысла: сбор не мог превышать десяти рублей в год с каждой лошади, употребляемой в извоз. Высший размер сбора в пределах указанной нормы, а также изъятия от сбора определялись по каждому городу министром внутренних дел по соглашению с министром финансов.
Торговый извоз в городских поселениях Российской империи регулировался думами, которым в 1892 году было предоставлено право составлять обязательные постановления о производстве извозного промысла, о типе извозчичьих экипажей, о городских омнибусах и других общественных экипажах, а также устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами. Законом 1900 года земским учреждениям было предоставлено право издавать обязательные постановления, касающиеся производства легкового извозного промысла, и устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами вне городских поселений. С извозного промысла в городах мог быть установлен, по усмотрению городских дум, особый сбор в пользу города. Кучер, извозчик – одна из массовых профессий старых крупных городов России. Без вереницы карет, пролеток, одноколок, возов, телег невозможно представить жизнь города XVIII-XIX столетий. Большинство извозчиков были крестьянами, приехавшими в город на заработки.
В Вятке извозчики должны были возить горожан по установленной думой таксе. Цены росли, а дума - не спешила повышать таксу, поэтому извозчики стали запрашивать в 2 - 3 раза больше, чем полагается, а это вызывало недовольство населения. Сначала дума решила повысить таксу на 50%, " однако когда стало очевидным, что и новая такса не исполняется, от неё пришлось отказаться, при условии, чтобы извозчики не злоупотребляли ценами. По утверждению вятского краеведа Евгения Пятунина такса вятских извозчиков составляла 20 копеек в город или обратно. В пределах самого города это было 10 коп. в один конец.
После 1917 г. профессия извозчика начала клониться к своему закату, причиной этого стала забастовка в Москве в 1923 г., хотя в провинции они существовали еще долго, вплоть до того времени, когда частный извоз был запрещен, как впрочем и все предпринимательство...
Извозчики города Сарапула
Критично пишет «Прикамская жизнь» о сарапульских извозчиках. «Кто не знаком с нашими «легковыми извозчиками», кому не известна их грубость, неряшливость, чей взгляд не удивляла разнокалиберность их «летних» экипажей «времен Очакова и покорения Крыма»?... Чье сердце не сжималось от боли при виде грязной, заплатанной подушки на сиденье экипажа и такого же кожаного чехла или фартука, кто не обратил внимание на пеньковую веревку, протянутую от передней оси к задней, для скрепления выбивающихся из своих орбит рессор? Кто не любовался летнею порою их костюмами – дырявой фуражкой или шапкой на голове, заплатанными валяными сапогами, разнокалиберными кафтанами? Не суждено сарапульскому муниципалитету достичь порядка».
Через полгода, 4 октября, газета рассказала о казусной ситуации: прибывшие в пять часов утра в Сарапул пассажиры парохода «Пермь» брали извозчиков «с бою». Замерзшие несчастливцы, которым не удалось заполучить извозчика, побрели по домам пешком. В их числе был городской голова С.И.Бодалев.
Т.Пеганова. Диалог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.200
|