- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Извозчики

Таксы для извозчиков, проезжающих по Яранско-Царевококшайскому уездному тракту в пределах Яранкого уезда, установленные Яранским уездным земским собранием 2 мая 1914 г. 

На 1 лошади паре тройке 
15 марта-1 мая 6 10 15 
1 мая-1 сентября 4 8 12 
1 сентября-1 ноября 6 10 15 
1 ноября-15 марта 4 8 10 копеек 

Вятские губернские ведомости - 1915 г. № 55

 

Сарапул. В числе обязательных постановлений местного городского управления существует такое, коим городские  легковые извозчики, обязываются на пожар  являться с бочками, прекращая, при звуке набатного  колокола,  биржевую езду.  Благодаря  только  такому постановлению  наш город    вот уже по 3 год не знает  больших  пожаров.  В 6 часов  вечера  5 декабря набат дал знать, что на Старцевой горе что-то горит, причем набатный звон был непродолжительным  и для городских  извозчиков понятным: - помощь, значит, требуется небольшая и тем не менее к месту пожара  прибыло до 25 бочек с водой от извозчиков, чего было  достаточно, чтобы тотчас же потушить пожар. Горела в  это время кузница.  Как известно, обязательные  постановления не всегда исполняются, так как в большинстве случаев, они несут материальный ущерб частным лицам; сарапульские  же извозчики  ущерба не несут, так как   с каждой лошади, явившейся на пожар, получено из городской управы   по 1 рублю. При небольшом,  как настоящем,  пожаре  для управы это пожалуй и не выгодно, но зато она уверена,   что никогда   не может остаться без воды в этих случаях, как не должна держать и излишек пожарного обоза. 

 

Вятский край - 1895 г. № 122

 


Повозка въехала в темные улочки городка. 
— Куда везти, госпожа? — оглянулся извозчик. — По какому адресу живут родственники? 
— Не будем огорчать родственников. Отель здесь есть? 
— Есть, но уж больно паршивый. Весь в клопах. 
— А что-нибудь получше? 
— Есть купеческий дом. Только туда посторонних не пускают! 
— Пустят. Гони в купеческий дом! 
Михеич ударил по лошадям. 

В.Мережко "Сонька Золотая Ручка".

В XIX – начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. Кто они? Извозчик – это кучер наемного экипажа, повозки либо сам наемный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом. 
В 1887 году были изданы правила о сборе с извозного промысла: сбор не мог превышать десяти рублей в год с каждой лошади, употребляемой в извоз. Высший размер сбора в пределах указанной нормы, а также изъятия от сбора определялись по каждому городу министром внутренних дел по соглашению с министром финансов.
Торговый извоз в городских поселениях Российской империи регулировался думами, которым в 1892 году было предоставлено право составлять обязательные постановления о производстве извозного промысла, о типе извозчичьих экипажей, о городских омнибусах и других общественных экипажах, а также устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами. Законом 1900 года земским учреждениям было предоставлено право издавать обязательные постановления, касающиеся производства легкового извозного промысла, и устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами вне городских поселений. С извозного промысла в городах мог быть установлен, по усмотрению городских дум, особый сбор в пользу города. Кучер, извозчик – одна из массовых профессий старых крупных городов России. Без вереницы карет, пролеток, одноколок, возов, телег невозможно представить жизнь города XVIII-XIX столетий. Большинство извозчиков были крестьянами, приехавшими в город на заработки.
В Вятке извозчики должны были возить горожан по установленной думой таксе. Цены росли, а дума - не спешила повышать таксу, поэтому извозчики стали запрашивать в 2 - 3 раза больше, чем полагается, а это вызывало недовольство населения. Сначала дума решила повысить таксу на 50%, " однако когда стало очевидным, что и новая такса не исполняется, от неё пришлось отказаться, при условии, чтобы извозчики не злоупотребляли ценами. По утверждению вятского краеведа Евгения Пятунина такса вятских извозчиков составляла 20 копеек в город или обратно. В пределах самого города это было 10 коп. в один конец.
После 1917 г. профессия извозчика начала клониться к своему закату, причиной этого стала забастовка в Москве в 1923 г., хотя в провинции они существовали еще долго, вплоть до того времени, когда частный извоз был запрещен, как впрочем и все предпринимательство...

 

Извозчики города Сарапула



Критично пишет «Прикамская жизнь» о сарапульских извозчиках. «Кто не знаком с нашими «легковыми извозчиками», кому не известна их грубость, неряшливость, чей взгляд не удивляла разнокалиберность их «летних» экипажей «времен Очакова и покорения Крыма»?... Чье сердце не сжималось от боли при виде грязной, заплатанной подушки на сиденье экипажа и такого же кожаного чехла или фартука, кто не обратил внимание на пеньковую веревку, протянутую от передней оси к задней, для скрепления выбивающихся из своих орбит рессор? Кто не любовался летнею порою их костюмами – дырявой фуражкой или шапкой на голове, заплатанными валяными сапогами, разнокалиберными кафтанами? Не суждено сарапульскому муниципалитету достичь порядка».
Через полгода, 4 октября, газета рассказала о казусной ситуации: прибывшие в пять часов утра в Сарапул пассажиры парохода «Пермь» брали извозчиков «с бою». Замерзшие несчастливцы, которым не удалось заполучить извозчика, побрели по домам пешком. В их числе был городской голова С.И.Бодалев.

Т.Пеганова. Диалог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.200


Назад к списку