Из описания Вятской губернии: "Сухопутные дороги вообще дурны..."
Вятская губерния наделена таким счастливым географическим положением, что вывоз произведений ко всем 4 пограничным морям России одинаково благоприятен. Однако сухопутные дороги вообще дурны, не исключая и тех, которые идут до главных складочных мест хлебной торговли, т.е. Вятки, Орлова и Слободска. Дорога, по которой идет подвоз к складочному месту – Ношульску, в бассейне Двины, очень неудобна, однакоже есть возможность проехать по ней. – Дорога, ведущая к месту погрузки – Быкову (при Лузе, ниже Ношульска), может скорее назваться тропой, хотя уже и приняты меры к устройству удобной для проезда дороги.
В бассейне Верхней Вятки крестьяне не употребляют телег; даже летом они возят тяжести по луговым и болотистым местам на полозьях…
Штукенберг И.Ф. Описание Вятской губернии – Санкт-Петербург, 1858 г., с.48
Дорога Ижевск-Гольяны представляет из себя сплошное болото. Несмотря на это, водители двигаются вперед и уже только совершенно обессилев, вынуждены были погрузить мотоциклеты на автомобили и подводы. Единственному из водителей, которому удалось самостоятельно довести машину до пристани, был настолько утомлен, что по окончании пути упал на землю почти без сознания.
Ижевская правда 1929 г. 20 сентября.
Год 1911-й. Тема дорог - ключевая в вятской прессе. Газеты губернского города пишут об извозчиках, которые тонут в грязи и ломают колеса, о «забывчивости городской управы к дороге», а отдельный «дорожные» вопросы Вятки доходят даже до Правительствующего Сената. Пробежимся по страницам вятских газет?
***
«Начатый по инициативе вятского полицмейстера спор между городом и уездным земством о том, кто должен содержать в исправности зимнюю дорогу через Вятку, дошел до Правителствуещего Сената. Который постановил, что содержать ... должно земство. Спор этот ведется между городом и земством с 1889 года.
Пока городская и земская управа препираются в словесном единоборстве кто должен содержать зимнюю дорогу через Вятку в Дымково, езда по ней стала совершенно невозможна и даже опасна. На этой неделе с преосвященным Филаретом едва не случился несчастный случай, при езде по этой дороге. Возок, в котором ехал вятский преосвященный, совсем чуть не опрокинулся, и только случайность спасла, и он опять стал на полозья. При этом преосвященный Филарет едва не выпал.
Не лучше обстоять дела и с дорогой по Ивановской площади и от Ивановской улицы по Владимирской до вокзала. Хотя по представлению пристава второй части Якимова, управа произвела 11 января частичную поправку, но к 20 числу путь снова пришел в первоначальный вид. В связи с этим вятский полицмейстер, просил управу уведомить его, кто является ответственным лицом по исправлению дорог. Не получая до сего времени от управы ответа, полицмейстер сделал представление губернатору». (Февраль 1911)
***
«Наши домовладельцы, несмотря на то, что мимо многих домов проходить по обледенелым тротуарам крайне затруднительно, упорно не желают очищать их ото льда. Между тем, в настоящее время, когда оттаявшие днем тротуары к вечеру застывают, особенно нужно следить за их состоянием, чтобы избавить их от опасных падений». (март 1911)
***
«Городская управа, изыскивая источники доходов, находить своевременным установить сбор в пользу города с велосипедов и прочих автоматических экипажей. Возражающих нет. Спрашивают лишь, в каком размере установить налог. Председатель сообщает – полтора рубля с велосипеда. В зале шум. Все говорят, перебивая друг друга. В целом мнение однозначно, – Мало, надо 10. Председатель объясняет: больше 1 р. 50 к., нельзя. Из зала– «Жаль». Решено налог с велосипеда установить по 1 р.50 к. в год, с автомобилей и прочих автоматических экипажей 3 р. с силы. (март 1911)
***
«И еще одна статья доходов изыскана управой. Это – места для стоянки извозчиков. Если они хотят зарабатывать деньги, пусть платят за место. Прения возбуждает лишь размер платы.
Решили: за места у клуба взимать по 10 р., на более бойких местах 6 р., на менее бойких 4 р., еще менее бойких 2 р». (март 1911)
***
Из приказов господина Вятского полицмейстера:
«Предлагаю господам приставам принять энергичные меры по очистке домовладельцами полотна дорог против своих владений и своевременной уборки навоза». (март 1911)
***
«С наступлением теплых дней пожарными городскими командами производиться поливка главных улиц иногда по несколько раз в день. Еще лучше было бы, если улицы в ночное время предварительно очищались от навоза и мусора. (май)
***
«О том, что в Вятке ухабистые дороги, не является тайной. Особенно плохо по ним передвигаться в темноте и в распутицу. Так дорога на вокзал – нерв города и в забросе не должна быть. Горожане с северной и северо-западной части города, направляющиеся на Котласскую линию, пользуются вокзалом. А там площадь весной и осенью тонет в грязи, проложенные мостки, по вятскому обычаю, снабжены капканами и ловушками, так что путешествие на вокзал, особенно впотьмах, незабываемо! Летом это неудобство можно перетерпеть, но вот с наступлением осени и непролазной грязи, сообщение с вокзалом поддерживается с великим трудом. Извозчики, которые тонут в грязи и ломают оси и колеса, вполне справедливо возмущаются забывчивости городской управы к этой дороге. А ведь они тоже – плательщики. Главной причиной отсутствия дороги является спор города с земством – кому содержать дорогу. Пока между ними спор будет продолжаться, обыватели будут ломать ноги свои и своих лошадей. Выиграет ли от этого город – неизвестно, а что проиграет – можно сказать наверняка». (август 1911)
***
«Вследствие дождливой погоды улицы города покрылись грязью, которая особенно затрудняет езду в немощенных кварталах города. Переходы через улицы так же покрылись слоем грязи, и пешеходы буквально утопают в ней. Тротуары к станции Вятка II совершенно не очищаются от скопившейся на них глины, благодаря чему, особенно на уклонах, пешеходам с багажом путешествие становиться тяжелым и опасным». (сентябрь 1911)
***
«По Хлыновскому мосту, стало почти невозможным пешее сообщение. В прошлые года место для пешеходов, вместо тротуаров, было выделено положенным для этих целей бревном. Ныне в целях экономии бревно не положили. Наиболее предприимчивые пешеходы, особенно учащиеся, переходят по концам мостовой, выступающим на 7-10 вершков за перила моста, рискуя ежеминутно свалиться под мост». (сентябрь 1911).
Об устройстве дорог в старину (из протоколов земских собраний)
Устройство проселочной дороги чрез село Юледур и Русские Шои до границы Казанской губернии отложено, закрыт кредит – деньги направлены на устройство Курбановской дамбы, т.к. по курбановским лугам проезд невозможен, топким и грязным, особенно весной и осенью.
Журналы Вятского губернского земского собрания чрезвычайной сессии 28-30 мая 1903 г. Вятка.
|