Марийцы
Воспоминания Сидоркиной Елены Емельяновны
Родилась я в деревне Мари-Кугунур Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии, а ныне эта деревня входит в Куженерский район колхоза имени Кирова С.М. Мои родители были совсем неграмотные, не умели ни читать, ни писать. Отец вместо росписи ставил крестик или свою метку. Газеты и журналы мы не выписывали до тех пор пока не стали грамотные. В деревне удел марийской девушки был с малолетнего возраста учиться прясти, ткать новины и вышивать, и шить. Так вот и меня мать с 7 лет вместе с сестрой Анютой учила этому крестьянскому труду и то только в свободное от сельскохозяйственных, полевых и домашних работ, а пряли мы все трое - мама, я и сестра, только по вечерам при маленькой керосиновой лампе, а когда с керосином было плохо, тогда пряли при свете лучины. К 9 годам, когда мне надо было идти в школу, я уже эти работы усвоила в совершенстве, приходя из школы по вечерам опять приходилось прясти, пряли мы с сестрой вперегонки, т.е. приходилось соревноваться. У отца надел земли был маленький, хлеба не хватало до нового урожая, поэтому нужно было каждый год с лета делать хлебный запас. Отец брал за хлеб полосы хлебные жать и поснопно и поденно у кулаков. И всей семьей жали до конца жнитвы – жатвы у разных хозяев. По воскресным дням отец с матерью не ходили жать, считали грешно жать в воскресенье, но нам они разрешали ходить в наем жать и зарабатывать деньги расходовать на покупку разных украшений для марийских костюмов, рубашек, шовыр и на покупку платков. Кроме этих работ еще с малых лет 8-9 лет в каждое лето сосед нанимал меня возить навоз к одному священнику – богатому Фаддееву на 2-3 недели, платили мне по 3 копейки за день и на заработанные деньги покупала тоже украшения, а часть брали родители. У этого священника было большое поместье, много скота, лошадей, коров, свиней, имелись свои сельскохозяйственные машины косилки, жатки, молотилки и даже сепараторная и маслобойня, но настолько был скупой, что нам рабочим не давал даже молока к чаю, в то же время при наших глазах свиньям своим по полному корыту выливали обрат – перегон от молока, жили мы у него на сеновале, чай пили в подвале его двухэтажного дома. Поэтому у меня с малых лет возникла ненависть и презрение к таким богатым эксплуататорам…
ГА РМЭ ф.Р-954 оп. 1 д..73 л.1
Черемисы живут главным образом в двух уездах - Уржумском и Яранском; всего черемис считается в губернии до 169 тысяч. Они среднего роста; имеют по большей части черные волосы, худощавое лицо, осунустые скулы, узкие подслеповатые глаза и жидкую бороду. В одежде их также преобладает белый цвет, причем рубашки вышиваются цветными шерстями; женщины носят головные уборы с монетами, кольцами и браслетами, на ногах лапти и толстые черные онучи. Черемисы простодушны, миролюбивы, честны, но с русскими скрытны и робки. Живут они довольно бедно, и скупо, занимаются земледелием, пчеловодством и охотой. Хотя большинство черемис считается православными, но многие до сих пор не покидают своих языческих обрядов и верований и теперь нередко еще приносят в лесу жертвы своим языческим богам. Черемисы говорят своим языком, но грамоты своей у них нет, а русская распространена весьма слабо. Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г.
Остальные темы по истории и традициям марийского народа можно почитать здесь, на сайте "Прикамье: наследие": Народы, быт и обычаи » Марийцы |
Назад к списку