В настоящее время большая часть вотяков населяет край, расположенный между реками Камой, Вяткой и Чепцой. Эта территория распределяется между тремя административными единицами – Вотской автономной областью, Вятской губернией и Татарской республикой. До революции все это пространство входило в состав Вятской губернии, в пределах которой вотяки занимали восточную часть – уезды Глазовский, Малмыжский, Сарапульский и Елабужский. Из народов, населявших эти уезды: русских, татар,черемис и вотяков, вотяки являлись по времени своего поселения древнейшими, но они не были аборигенами местного края.
По археологическим памятникам и историческим воспоминаниям, сохранившимся как у самих вотяков, так и у других народов, можно установить, что ранее вотяки обитали в местностях, расположенных к юго-западу от занимаемой ими теперь территории. В первые века по Р.Х. вотяки жили в среднем Поволжье и занимали оба берега Волги вокруг Камского устья. В Свияжском, Тетюшском, Спасском и Чистопольском уездах бывшей Казанской губернии сохранилось большое количество городищ, относящихся к первым столетиям нашей эры и перечисленных в книге проф.С.М.Шпилевского «Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии» (Казань, 1877 г.). Значительную часть этих городищ, относимых покойным казанским археологом П.А.Пономаревым к позднефинской культуре железного века (в отличие от раннефинских костеносных городищ эпохи переходной от бронзы к железу), следует считать именно принадлежащими именно вотякам.
Помимо сходства археологических находок с этих городищ с древностями вотяков из Глазовского уезда, исследованными Н.Г.Первухиным в 1880- х годах, населенность Среднего Поволжья вотяками доказывается наличием вотских названий и урочищ по обоим берегам среднего течения Волги, а также живыми воспоминаниями вотяков о р.Волге, от которой они в настоящее время отодвинуты далеко к северо-востоку. Самое название «Волга» является вотским, тогда как на других языках приволжских народов название этой реки звучит по-иному: на марийском – Юл, на мордовском – Ра, на татарском – Идель и т.д. Среди мордвы Алатырского, Ардатовского и Буинского уездов сохранилось воспоминание, что в прежние времена мордва здесь граничила с соседним народом, в котором нельзя не признать вотяков, так как племенные названия этих соседей по мордовским воспоминаниям вполне совпадают с именами вотских племен: Калмез и Ватка.
С берегов Волги вотяки были вытеснены к северу, по всей вероятности, в эпоху великого переселения народов, когда в Поволжье вторглись с юга степные народы. Таковыми были прежде всего чуваши, появление которых на Волге следует относить к 4-5 векам по Р.Х. Чуваши заняли местность вокруг слияния Камы с Волгой, откуда были в свою очередь подвинуты к западу новой волной степняков, а именно – болгарами, прочно обосновавшимися вслед за этим в Волжско-Камском районе. Вотяки, отодвинутые на север, заняли среднее течение р.Вятки – местность, соответствующую современным Вятскому, Халтуринскому, Котельничскому,Яранскому и Уржумскому уездам Вятской губернии. Самыми южными поселениями вотяков оказались пункты, расположенные по верховьям р.Казанки и по р.Шошме, в северной части Арского и Мамадышского кантонов Татарской республики. Некоторые из этих вотских селений уцелели среди многочисленных народных переселений, заливавших данный край непрестанными колонизационными волнами до настоящего времени. Этот островок вотского населения, сохранившийся между рр.Вяткой и Волгой, можно назвать Арским краем; в настоящее время это так называемые «казанские» вотяки.
В западной части Вятской губернии вотяки оставили следы своего пребывания в названиях рек и селений. Таковы названия «Одинерь», «Одосола», «Одо-илем», в состав которых входит слово «одо», как вотяков описывают мари (черемисы). Названия правых притоков Вятки – вотские Ошторма, Нурма, Бур, Шошма, Шурма, Пижма и т.п. – тоже вотские. Здесь же вотяки оставили следы своего пребывания и в виде городищ, из которых Нижне-Вотское на р.Немде (в Яранском уезде) было исследовано П.А.Пономаревым. Название р.Вятки совпадает с племенным названием северных вотяков – «Ватка», а р.Кильмези – с названием южных вотяков – «Калмез». А.А.Спицын считает вотскими следующие городища, расположенные в районе древнего обитания племени Ватка: Скорняковское, Истобенское, Вершининское, Подрельское, два Вятских, Никулицкое, Подчуршинское и Криоборское. В районе Калмазов были городища Нижне-Вотское, Ернурское, Кузнецовское, Арское, Чекринское, Слартинское и др. Северное племя (Ватка) занимало течение р.Вятки от Чепцы до Пижмы, южное племя (Калмез) – от Пижмы до Шошмы и Оштормы.
М.Г.Худяков.История вотского народа. // История Камско-Вятского края. Избранные труды – Ижевск 2008 г.
На рубеже 1-2 т. н.э. на правобережье Вятки начали продвигаться предки марийцев, вытеснившие древние удмуртские группы в бассейн Кильмези, а также Чепцы. Основным фактором, оказавшим влияние на развитие удмуртского этноса в последующий период, явилось постепенное заселение бассейна Вятки русскими, начало которого исследователи относят к рубежу 12-13 вв., укрепление их позиций на этой территории, утверждение превуалирующеговлияния на местное население. Освоение Прикамья выходцами из русских княжеств проходило в русле общего процесса колонизации древнего русского населения Европейского северо-востока. Посколькуустойчивые торговые связи были установленыеще 2-3 столетия тому назад, по видимому, у поселенцевуже были достаточные представления о географических условиях края и его этническом составе. Полагают, что это были выходцы из Новгородских и Ростово-Суздальских земель, население которых к тому времени уже успело смешаться с жившими там до их приходафинно-угорскими мерянскими имуромскими племенами.
Первоначально они заняли среднее течение Вятки и начали там основывать свои поселения, часто используя удобные для возведения укрепления мысы древних городищ, в т.ч. и тех, где к их приходу жили удмурты. Об этом свидетельствуют наличие дорусского слоя на Никульчинском, Вятском и Подчуршинскомгородищах. По-видимому, укрепленные пункты были необходимы для обороны не только от местногофинно-угорского населения, но и от волжских булгар, которым бассейн Вятки был хорошо известен и как 1 из основных путей торговли с северными народами через Северо-Двинский бассейн, и не мог ими не контролироваться.
На характер взаимоотношений между местными жителями и пришельцами проливают свет некоторые письменные источники в частности, в «Повести о стране Вятской» рассказывается о том, как группа новгородцев в 1181 г. поднялась по р.Каме до устья Чусовой, откуда сухим путем перешла к истокам Чепцы; пройдя по р.Чепце, где попутно были пленены удмуртские городки, в ее устье с боем взяли стоявший там удмуртский «Болванов городок» и на его месте основали город Никулицын. Другая часть новгородского отряда прошла от устья верховьев Вятки, захватила марийский городок Кокшаров. Через некоторое время обе группы новгородцев объединились и общими усилиями построили новый город на Вятке, близ устья Хлыновицы, на высоком месте, именуемым Балясковым полем. Город был назван Хлыновым (впоследствии – Вятка и Киров).
Процесс расселения русских на новых землях сопровождался военными столкновениями и ущемлением интересов жившего здесь населения. Избегая соседства с новопоселенцами, удмурты покидали свои населенные пункты и уходили в глубинные районы бассейнов Чепцы, Кильмези, а также на нижнюю Вятку и в прикамскиерайоны, о чем свидетельствуют некоторые предания удмуртов и общая картина расселения воршудно-родовых групп. Очевидно, удмурты сначала оставляли районы средней Вятки, где сосредоточились первые русские поселенцы, постепенное возрастание которых и расширение ими территории стимулировало дальнейшее переселение коренного населения.
История Удмуртии с древних времен до 15 века – Ижевск 2007 г.
Отношение удмуртов к царской власти
Как-то осенью я сидел на берегу реки Чепцы и удил рыбу. Ко мне подошел вотяк, порядочно говоривший по-русски, и предложил мне вопрос, как знающему и бывалому человеку: «На сколько лет выбирается наш царь?» Я услышал этот вопрос с величайшим удивлением и ответил, что царь у нас не выборный, как их сельские старосты, а наследственный, «служит» до конца жизни, а когда умирает, то престол опять без выбора переходит к сыну. Эти толки, очевидно, были связаны с отголосками юбилея и, пожалуй, указывали на зачатки недовольства царствованием «Освободителя». Теперь в глухих Починках я услышал те же толки: останется ли царь «на вторительную службу» или нет? Вопрос был предложен Санниковым и горячо подхвачен Кузьминым. Общее желание было — чтобы Александр ушел, передав дела более молодому наследнику. Когда я опять указал на то, что у нас наследственная монархия и никаких сроков для царской службы нет, то со мной не согласился даже умный и довольно развитой Несецкий. С авторитетностью бывшего солдата он решительно заявил, что я ошибаюсь. Царь тоже «утверждается» на срок, причем Александр II поступил на службу по николаевским правам, то есть на двадцать пять лет. А его наследник поступит уже по новым правам, то есть на восемь лет… А потом?.. Могут его утвердить или не утвердить. Это мнение решительно восторжествовало. Когда же я спросил, кто же у нас утверждает царя, то Несецкий не так уж уверенно ответил, что это делают «господа сенаторы».
Короленко В.Г. Полное собрание сочинений. Госизд. Украины, 1922. Т.третий. История моего современника. Ч.3, с.75-76
Жертвоприношения у удмуртов
Громадную роль у вотяков играют туно, т.е. жрецы; можно думать, что если бы не было туно, то вотяки скоро забыли бы свою языческую религию. Во всех выдающихся событиях своей жизни вотяк обращается к туно за советом; тот указывает ему, какую он должен принести жертву. При этом жрец часто часто называет скотину с какой-нибудь оригинальною мастью, какая имеется у его родственника. Бедный вотяк принужден купить эту скотину, а продавец пользуется случаем и берет громадные деньги. И вообще, языческие жертвоприношения для вотяков крайне разорительны. – Жертвы у вотяков бывают как общественные, так и домашние. Последние приносит отец семейства в шалаше, т.е. деревянной постройке , которую вы увидите в глубине каждого вотского двора. В шалаше нет печи, а очаг. В переднем углу на полке хранится языческая святыня воршуд. – Жертвы приносятся главным образом злому, грозному божеству кереметю; благодарственные жертвы приносятся и другим богам (Инмару и проч.). – Оригинальный обычай «гонять шайтана» бывает весной. Вереница мущин мчатся по деревне во весь опор на конях, хлопая бичами о ворота, стены домов и т.п., и проезжают потом в поле, к лесу. В слове шайтан некоторые местные исследователи видят испорченное христианское сатана, но несправедливо; это тюркское салтан. – Относительно мифологических воззрений вотяков исследователи никак не смогут спеться между собою; диаметрально противоположные ответы встречаем по самым существенным вопросам вотского олимпа. Объяснять ее вернее тем, что в молитвах и действиях вотских жрецов очень много импровизации. – Покойнику в гроб вотяки кладут все нужное в домашней жизни; одному мальчику-школьнику положили даже учебники (казенные), в уверенности, что они будут нужны ему для продолжения учения.
Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.
Фамилии у удмуртов
Село Нылга Сарапульского уезда. Многое должны перенести и испытать дети, прежде нежели они дойдут до мысли оскорбить своего родителя. Не этим ли следует объяснить тот факт, имевший место при селе Килуде, где нашего отца волости побила и зело крепко одна вотячка. Этим поступком строптивая дщерь подорвала родительский авторитет волостного отца, но стремясь к дружбе, он, в силу одному ему известных причин простил эту дочь, приписывая ей поступок почему-то племенной розни между вотяками и русскими. К поднятию же среди вотяков своего престижа, наш отец придумал оригинальное средство – это натурализоваться коренным вотяком. Сделаться вотяком очень просто: для этого надо исключить из обихода ненавистную фамилию, заменив таковую отчеством, и дело в шляпе… Он так и сделал; и на первых порах он под своей новой кличкой выписал на свое имя какую-то новую газету, в печати бандероли которой теперь значится уже теперь «Матфей Лазарев», без фамилии.
Вятский край - 1896 г. № 7
Кумышковарение у удмуртов
Село Малая Пурга Сарапульского уезда. В здешнем крае варение кумышки среди вотского населения за последнее время приняла небывалые размеры. Кумышку варят все, богатые и бедные обыватели, ее варит даже и местное «начальство», например, сотские и старосты. Новый окружной контролер Сенилов составил протокол даже на дочь местного волостного старосту Дыгаева. На некоторых вотяков уже составлено по 2-3 протокола. По всей Мало-Пургинской волости уже теперь составлено более 200 протоколов, а вся то волость состоит только из 12 вотских селений!
Вятский край - 1896 г. № 7
Удмуртские топонимы
В западной части Вятской губернии вотяки оставили следы своего пребывания в названиях рек и селений. Таковы названия «Одинерь», «Одосола», «Одо-илем», в состав которых входит слово «одо», как вотяков описывают мари (черемисы). Названия правых притоков Вятки – вотские Ошторма, Нурма, Бур, Шошма, Шурма, Пижма и т.п. – тоже вотские. Здесь же вотяки оставили следы своего пребывания и в виде городищ, из которых Нижне-Вотское на р.Немде (в Яранском уезде) было исследовано П.А.Пономаревым. Название р.Вятки совпадает с племенным названием северных вотяков – «Ватка», а р.Кильмези – с названием южных вотяков – «Калмез». А.А.Спицын считает вотскими следующие городища, расположенные в районе древнего обитания племени Ватка: Скорняковское, Истобенское, Вершининское, Подрельское, два Вятских, Никулицкое, Подчуршинское и Криоборское. В районе Калмазов были городища Нижне-Вотское, Ернурское, Кузнецовское, Арское, Чекринское, Слартинское и др. Северное племя (Ватка) занимало течение р.Вятки от Чепцы до Пижмы, южное племя (Калмез) – от Пижмы до Шошмы и Оштормы.
М.Г.Худяков. История вотского народа // История Камско-Вятскогот края – Ижевск 2008 г., с.130
Мултанское дело в печати
Село Вятские Поляны Малмыжского уезда. 4 октября сюда прибыл известный русский писатель В.Г. Короленко, который тотчас же отправился отсюда в село Старый Мултан, где совершено было человеческое жертвоприношение вотяками. Осмотрев шалаш, где совершили убийство, и место, где найден труп убитого, В.Г. вернулся обратно в Поляны, а отсюда отправился на пароходе Булычева в Нижний Новгород. В.Г. Короленко присутствовал при разборе этого дела в городе Елабуге.
Вяткий край - 1895 г. № 96
Из Сарапула нам пишут, что на обвинительный приговор присяжных заседателей по делу о человеческом жертвоприношении вотяками Малмыжского уезда, поверенным последних, М.И.Дрягиным, принесена кассационная жалоба в правительственный сенат. Кроме того, тем же поверенным подана, в порядке надзора, жалоба в сенат на действия полиции, следователя и товарища прокурора, производивших предварительное следствие по настоящему делу.
Вятский край - 1895 г. № 12
Сарапул. Оригинальная присяга. На страницах Вятского края уже сообщалось о тех приемах, какие употреблял пристав Шмелев, производя дознание по делу человеческого жертвоприношения вотяками села Мултан Малмыжского уезда. Теперь мы считаем не лишним ознакомить читателя с оригинальной присягой, к которой приводил мултанских вотяков г.Шмелев. Эта присяга – специальное изобретение талантливого пристава. Вот как описали ее свидетели и обвиняемые. Привез Шмелев в с.Мултан чучело медведя, положил на чучело корку хлеба, а впереди чучела упряжную дугу, а на последней поставил горящую восковую свечу. Когда все это было устроено, то по приказу Шмелева, подводили допрашиваемого вотяка к чучелу, заставляли его целовать рыло последнего, далее приказывал откусить кусок хлеба от корки и затем уже протягивали вотяка под дугой. После всех этих мытарств допрашивал вотяка г.Шмелев. вот к каким способам прибегает малмыжская полиция, чтобы создать громкое дело об убийстве якобы с целью принесения в жертву вотяками языческим богам.
Вятский край - 1895 г. № 43
Дореволюционные этнографы об удмуртах
Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение свое от одного начала. Сверх сего, сильная земля Венгерская, хотя от здешних чудских областей отделена великими славянскими государствами, т.е. Россиею и Польшею, однако не должно сомневаться о единоплеменстве ее жителей с чудью, рассудив одно только сходство их языка с чудскими диалектами… Представив чудской народ в нынешнем его состоянии и по большой части у других держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете.
М.В.Ломоносов. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года.
«Вотяки от самой природы флегматичны. Когда заговариваешь с вотяками, они отвечают медленно, но вдумчиво. На базаре часто на вопрос, сколько стоит их товар, они, почесывая голову, отвечают угрюмо: «Не знаю». Только На второй вопрос уже сообщают цену, но обыкновенно ни на грош не сбавляют… Обычно это приписывают их глуповатости. Русский крестьянин на вопрос отвечает быстро и определенно: за свой товар он назначает двойную цену и своей бойкостью производит впечатление толкового малого… При близком знакомстве с вотяками убеждаешься, что они смышленые и достаточно развиты. В поведении вотяка, сколько я наблюдал, чувствуется независимость, он не обнаруживает того раболепства, какое можно наблюдать среди русских крестьян западных губерний России…»
Вотяки. Ижевский земский врач Макс Бух
«Наружность вотяка носит на себе отпечаток бессилия. В сравнении с русскими и татарами вотяк роста ниже среднего, телосложениемслаб, худ и невзрачен на вид, сутуловат и с кривыми ногами. Цвет лица желтый, смуглый, волосы чаще рыжие или русые, жесткие и без блеска, всегда нечесаные… В нравах вотяка, вообще говоря, больше хороших, чем дурных черт. С одной стороны он миролюбив, дружелюбен, в домашней жизни не сварлив, гостеприимен, тих, скромен, бережлив, часто до скупости, хороший земледелец, страстный пчеловод и неутомимый лесник, с другой стороны он робок и боязлив, особенно перед русскими и властями…. В сравнении со своими соседями – русскими и татарами, вотяк представляет себя существом слабым и беззащитным…»
Бехтерев В. Вотяки - Вестник Европы СПБ 1880 г.
«Мужики бедные, избы худые…» (из записок А.Н.Радищева)
13 ноября 1790 года. Ехали лесом: сосняку мало, ель, дуб, береза, осина и пр. Здесь вышла дорога из Оренбурга; вятская отделилась от пермской. Татары ездят в Ирбит, Оренбург, Семипалатинскую и Устькаменогорскую крепость за лошадьми. От Юрука до реки Вятки 9 верст, до озера от Вятки 3 версты, где (купцы из Тобольска) потонули, в Янгуловой продавали одеяло двойное теплое из степных лисьих хвостов, 6 р. просили. Татары, черемисы, чуваши селятся по увалам и долам. Русские по горе.
У чуваш и черемис избы черные, но воздух здоровее, нежели у русских в избах, ибо прямо с надворья.
Они холод любят, тараканов нет, но много блох. У татар избы белые, впереди камелек. По лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц.
На перевозе (реки) Вятки стоит село русское г.Юшкова, мужики бедные, избы худые.
Река Вятка,лес по обе стороны, ельник по большей части и всякий черный лес…
…Вотские деревни… Народ боязливый и добрый… Народ простой. В Зятцах писарь ученый по-русски… В Дебесе похожина русских… Вотяки почти как русские, женаты многие на русских бабах. Избы уже белые у иных… Вотяки поют, едучи, как русские ямщики. Нравы их склонны более к веселию, нежели к печали.
Не доезжая оной деревни 5 верст, реку Вале переезжали. Летом на ней паром, шириною сажен в 25. Иным годом разливается на дорогу. По реке лес черный, а немного далее ель и пр. Две версты от реки – вотские деревни. Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой, а когда молоть, то сушат в печах. Народ боязливый и добрый. В Какси один овин. Живет один отставной сержант с семьею, держит постоялый двор.
А.Н.Радищев. Избранные сочинения. М-Л, 1949 г., с.705-707
…«Целомудрие у них не есть добродетель, и родители охотно уступают своих дочерей для плотских удовольствий посторонним мужчинам, т.к беременная легче находит мужа: она уже может считаться плодовитою. Впрочем, у них допускается многоженство. – Муж редко бранит свою жену и еще реже бьет. Если что-нибудь подобное и случается, то это смотрят как на нечто предосудительное». Характерно, что беременные жены у вотяков освобождаются от всех тяжелых работ; этого гуманного обычая нет у русских крестьян. (записано у Иоганна Эрдмана от 1816 г.).
Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.
Обычаи вотяков. Появление на свет ребенка сопровождается поздравлениями, причем посетители приносят подарки. Затем начинается пирушка, носящая название «кабака; она продолжается день и ночь в продолжение 3-4 суток, при вся собственная кумышка потребляется и вино достают уже со стороны.
При кончине кого-либо приглашают соседей, потому что вотяки, особенно вотячки, боятся мертвых. Домашние оплакивают умершего, а соседи обмывают его, облекают в чистое белье и прочее. Проводы покойного считаются непременной обязанностью.
Вотяки // Вятские губернские ведомости - 1885 г. № 45
Вотяков в губернии считается 443 тысячи. Они живут главным образом в 4 уездах: Глазовском, Сарапульском, Малмыжском и Елабужском. По наружному виду вотяки заметно отличаются от русских: они низкого роста, с плоским лицом, выдающимися скулами и узкими подслеповатыми глазами; одежду вотяки носят преимущественно серого и белого цвета, у женщин вышитые сарафаны и рубашки, а на шее жестяные и оловянные кружки и серебряные монеты. Вотяки смирны, бережны, неповоротливы и упрямы, живут большими семьями, дружно и зажиточно, но грязно и неопрятно; кроме земледелия, вотяки не занимаются почти никакими промыслами, но любят водить пчел и ходить на охоту. Почти все вотяки православные, но и до сих пор сохраняют многое из своих языческих обрядов и верований. У вотяков есть свой язык, хотя слов нем сравнительно немного; грамоты же вотяцкой нет и они обучены русской грамоте; грамотность развита среди вотяков еще меньше, чем среди русских.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.
Родовые обряды народов Вятской губернии: удмурты
После того как отрезана будет пуповина ребенка и наречено ему имя, ребенок переходит опять в руки повитухи, которая и начинает его обмывать, причитая благожелания и призывая водяного (Ву-мурта) (в Лыпской волости). Самое омовение ребенка бабка совершает, положив ребенка ничком на обнаженную левую ногу, поставленную на ступеньку полка: придерживая здесь ребенка левою рукою, горстью правой руки бабка черпает воду из стоящего подле нея на ступенях то же полка бурака и плещет на ребенка, растирая потом его тело тою же правою рукою. Никогда маленький ребенок не моется в колоде (заменяющей корыто) и весьма редко (и то когда он уже подрастет) окачивается водою прямо из бурака, в чем можно видеть остатки какого-то поверья, так как наоборот обмывая мертвеца, вотяки не берут воды в горсть, а всегда поливают, в большом или меньшем количестве прямо из бурака…
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1155 лл.36-36 об. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Корреспонденции сотрудников «Вятских губернских ведомостей» за 1889 год.
На фото: экспозиция Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда (г.Ижевск). Из этого музея у нас сотни интересных снимков как экспонатов, так и исторических. Начинаем их публикацию...
|
|
|
|
|
|