С татарами вы будете встречаться во всем Прикамском крае: они живут не только в Казанской и Уфимской губерниях (последнюю Н.И.Ильминский называл «Магометанским царством»); их масса (свыше 136 тысяч ) и в Вятской губернии; еще более в Пермской. Целые деревни татар встречаются в Слободском уезде (здесь татар более 5 тысяч), т.е. севернее города Вятки. Это так называемые каринские татары, пришедшие на Вятку еще прежде покорения Казани.
Относительно наружности: татарина вы легко узнаете по большим ушам и выдающимся скулам; у женщин узкий разрез глаз и переваливающаяся с боку на бок походка. Пермские татары очень близки к казанским и, вероятно, произошли от этих последних. Они роста большей частью среднего и редко большого; голова продолговатая; глаза небольшие, узкие, большей частью черные; нос острый и худой; рот небольшой с тонкими губами. Волосы на бороде и усах редкие и небольшие, преимущественно русые. Сложение сухощавое. Выражение глаз более хитрое, нежели умное. Женщины в общих чертах схожи с мущинами и красотой не отличаются (в противоположность казанским татарочкам, вообще красавицам).
Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г., с.24-25
Татары живут в южных уездах: Малмыжском, Уржумском, Елабужском и Сарапульском; кроме того, немного татар живет Слободском и Глазовском уездах; всего татар в губернии около 144 тысяч. Татары красивее вотяков, только скулы у них немного выдаются, да глаза узковаты. Мужчины бреют головы, носят широкую просторную одежду преимущественно ярких цветов – красную, зеленую, желтую; татарские женщины белят и румянят свои лица, чернят брови, подводят глаза и красят зубы и ногти черной краской; татарки также любят одежды ярких цветов, носят нагрудники с монетами, а голову покрывают шалью или покрывалом. Татары живут опрятно, любят довольство и удобства жизни, гостеприимны и приветливы, живут между собой согласно и любят общественную жизнь. Они весьма сметливы и расторопны и склонные более к торговле, чем к земледелию. Татары исповедуют магометанскую веру, отличаются набожностью и строго исполняют свои посты и обряды. У татар есть свои храмы – мечети и духовные лица – муллы, а также есть и своя грамота.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г.
Как на Вятке появились каринские татары
В 1361 году столица Болгарии г.Булгар подверглась разгрому со стороны Тимура, и в связи с этим произошел усиленный отлив болгарских переселенцев в лесную полосу на правом берегу р.Камы. К этому времени относится возвышение Казани, основание болгарских колоний на р.Бур (Бурбаш, Ишменево и т.д.), и в этот же период болгары предприняли в крупных размерах колонизацию Вотского края. Естественно, что они тяготели к этой местности, богатой пушными мехами и составлявшей основу их материального благосостояния. Болгарские предприниматели могли легче расстаться со своими насиженными местами, чем с источниками своего существования - с северными лесами, богатыми пушниной. Таким образом, в связи с разрушением Булгара и в виду надвигавшейся русской колонизации часть болгарских промышленников решилась переселиться в Вотский край, чтобы быть ближе к лесным богатствам. Болгарская колонизация облюбовала себе местность близ слияния Чепцы с Вяткой, и здесь возникло болгаро-татарское Каринское княжество, которое у самих татар называлось Арским, т.е. вотским. Каринские князья отличались хозяйственными наклонностями и не старались навязать вотскому населению ни своей политической власти, ни тяжелых повинностей. Поэтому отношения между вотяками и Каринским княжеством установились мирные и дружественные, окрепшие в общих торговых сделках и промышленных предприятиях.
М.Г.Худяков. История Камско-Вятского края - Ижевск 2008 г., с.176
|
Остальные темы по истории и традициям татарского народа можно почитать здесь, на сайте "Прикамье: наследие": Народы, быт и обычаи » Татары
|