«Мы, вячки – робята хвачки: семеро одного не боимся, а один на один, так и котомочки отдадим».
Народное присловье
Фото С.А.Лобовикова. Беседа двух вятчан на улице Николаевской города Вятки
…Северная часть Вятской губернии является центром, ядром Вятского края, и жители ея – настоящими вятчанами, от которых резко отличает себя население южных уездов Вятской губернии. К этому же ядру нужно еще отнести Нолинский уезд…
Здесь сохранилась древнерусская старина. Правда, она уже прячется от берегов Вятки в глубь страны, но встретить и познакомиться с нею еще крайне легко. Интересен местный обычай общественных пиршеств, какими сопровождаются большие праздники (в частности, Николин день) и особенно крестные ходы…
…Из местного костюма замечательны головные уборы замужних женщин, т.н. моршеньки и шашмуры. Это род упрощенного кокошника; вышиты золотом или серебром. Шушун – сарафан из синяго сукна домашняго изготовления.
Наконец, замечательно наречие вятчан – с сильным протяжением конечного слога, с смешением букв Ц и Ч (последнее преобладает) и с громадною массою местных провинциализмов. По поводу этих последних г.Никонов замечает, будто вятчане «выдумывают свои слова», что, конечно, совершенно неверно. По говору вы узнаете и интеллигента из вятчан; «ой да что это!», «ох Господи Батюшко», «больно хорошо», «страсть до чего хорошо», - обычные выражения вятчан. Изредка слышно и: ошшо (еще), пойдитё и т.п.
При всем том, вятчане очень сметливы и умны, хотя на вид и простодушны. Сказанное нами выше о вятских кустарных промыслах и о местном земстве избавляет нас от необходимости доказывать это.
Среди представителей других губерний, простодушный на вид и сохранивший старину вятчанин пользуется незавидной репутацией. О вятчанах сложилось почти столько же анекдотов и присловий, сколько пресловутых пешехонцах. Доминирует название вятчан слепородами: вячкой слепень наехал на пень, да и кричит: своротитё (местное произношение); «Эй буди Ванчё, полезай на каланчё (=колокольню), буди богородичу ведут: в энотовой шубе, да и колчё в губе» (вели медведя).
Зеленин, Д.К. Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. С 7 ил / Сост. Д. Зеленин. — Юрьев: тип. Эд. Бергмана, 1904.
Жители Котельничского уезда в описаниях этнографов
Жители Котельничского уезда очень добродушный и простодушный народ. К тому же они совсем не знают буквы ц, заменяя ее ч. Все это послужило основанием к созданию многочисленных анекдотов и присловий о котелянах. Они будто бы молились гоголе, т.е. лесной кокоре, плывшей по р.Вятке в вешную воду: «матушка гоголя, спаси нашу Котельничу, отнеси на попову мельничу». «В Вятке калачи по пятке, в Орлове по корове, а в Котельниче только по мельниче», «в Котельниче на мельниче посыпку молол» (в уезде много мельниц)…
По своему характеру жители Котельничского уезда (и б.ч.Орловского) довольно сильно отличаются от населения Вятского уезда. Мы лично убеждены, что русская колонизация в эти уезды направлялась с различных сторон. И вообще вопрос о русской колонизации вятского края далеко не так прост, как обычно думают.
Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.
Русских в губернии более ¾ всего населения (2,912 тысячи); они живут во всех уездах и везде своим числом превышают всех инородцев вместе. Города же и заводы населены почти исключительно одними русскими. Русские, составляющие городское население, ничем не различаются от жителей других городов России; сельское же русское население, т.е. крестьяне несколько разнятся от крестьян соседний губерний: вятские крестьяне пониже ростом, приземисты и более невзрачны и серы на вид; по характеру вятчане кажутся простоватыми, неповоротливыми, но на самом деле сметливы и далеко не так просты, что доказывается обширным развитием различных промыслов и ремесел. Коренные вятчане, живущие в северных и средних уездах, отличаются от других по своему наречию или говору: в говор певучий, с растяжением на последнем слоге, с сильным ударением на звук о, который часто переходит в ё (поштё); во многих словах звук ч заменяется на звук ц и наоборот (улича, курича, цай, цево и пр.). вятские крестьяне набожны и усердны к благоустроении храмов: в большинстве вятских сел хорошие каменные церкви, выстроенные и поддерживамые исключительно усердием крестьян; каждый год по селам и деревням совершаются крестные ходы в сопровождении множества народа.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г.
…Вятчане очень сметливы и умны, хотя на вид и простодушны… Среди представителей других губерний, простодушный на вид и сохранивший старину вятчанин пользуется незавидною репутацией. О вятчанах сложилось почти столько же анекдотов и присловий, сколько о пресловутых пешехонцах. Доминирует название вятчан слепородами: вячкой слепень наехал на пень, да и кричит: своротитё (местное произношение); «эй, буди Ванчё, полезай на каланчё (= колокольню), буди богородичу ведут: в энотовой шубе, да и кольчё в губе» (вели медведя).
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904
Остальные темы по истории и традициям русского народа можно почитать здесь, на сайте "Прикамье: наследие": Народы, быт и обычаи » Русские
|