- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Пермяки

Пермяки в небольшом  числе живут  в Глазовском уезде по реке Каме  и в Орловском  по реке Летке. Они малорослы, худощавы, с небольшой головой, низким лбом, узкими,  немного наискось лежащими глазами, с выражением вялым и безжизненным; волосы  они стригут кругом.  Пермяки простодушны и доверчивы, любят выпить  и в пьяном виде бывают злы и надоедливы.  Одежда сходна с вотяцкой, причем белый цвет  считается любимым.  Нравы довольно свободные.   Постов пермяки не соблюдают, хотя и исповедуют православную  веру. Занимаются земледелием, скотоводством  и охотой и других промыслов  не знают.

 

 

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.

 

 

На севере прикамского края, в Чердынском и Соликамском уездах (по р.Иневе) Пемской губ. и в Глазовском и Орловском уездах Вятской живет финский народ пермяки, называющие сами себя «камскими людьми» (ками-морт). Это один народ с зырянами, обитающими в Вологодской губ. По языку и обычаям они очень близки к своим соседям – вотякам, но все (мущины)говорят по-русски, почему русские и выражаются про них: «худ пермяк, да два языка знат».
По наружности пермяки сильно похожи друг на друга: все на один покрой. На вид они очень невзрачны, хотя некогда, как уверяют, это был рослый и сильный народ. Роста среднего или даже ниже среднего, сухощавые; глаза маленькие и узкие, монгольского типа; развитыя скулы; белокурые или рыжие волосы, остриженные по-русски в кружок, и скудная растительность на лице; у женщин почти нет бровей, бороды у многих мущин совсем не бывает; вздернутый нос и и несколько вывороченные наружу ноздри; походка неуклюжая, мешковатая. Некоторые авторы (Добротворский) предсказывают пермякам близкое вырождение. Между ними очень сильно распространен сифилис («омаль вишан», т.е. дурная болезнь); дети во множестве умирают от оспы. Масса больных глазами. Часты случаи бесплодия.

 

Яневич пишет: «Характер пермяка странный. Еще весьма недавно пермяки не могли высказать на своем родном языке чувство благодарности; да и теперь, если они говорят «спасибо», то лишь потому, что переняли это слово от русских. Слов «здравствуй», «прощай» у них тоже нет. Еще более замечательно то, что нет пермяцкого слова, выражающего понятие о чистой любви. Напротив, что касается слов, относящихся до любви нечистой, то в них пермяки перещеголяли нас, русских. Воровство – распространено весьма сильно и за порок почти не считается; есть деревни, в которых не воры лишь те, что  лежат в люльках». При всем том, пермяки очень гостеприимны, набожны: ходят на богомолье в монастыри за 200 и 300 верст. «В молодом поколении резко обнаруживается стремление к продолжению образования. Встречаются примеры, когда мальчики идут пешком до пристани на Каме (150 вер.) с грошами в кармане с целью добраться до Казани и Красноуфимска, где учатся насчет казны» (Шестаков). Учатся пермяцкие дети вообще недурно, но им не дается математика.  И взрослые пермяки считают с большим трудом.  Штейнфельд (из Глазовского уезда) считает их вообще тупыми…

 

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.

 

 

Вятские  обруселые пермяки т.н. Зюздинского края, проходя  мимо нечистого места, где живет  их «кусьдядя» с женой – «кикиморой», слыхали в ночную пору детский плач  и говор. Значит, живут  семьями.

В хлевах у этих вятчан вместо кикиморы живет  «стриж»,  который поселяется среди овец, вместо всяких паразитов, выстригает у нелюбимых животных почти всю шерсть догола. Представляют  себе этого  злодея виде птицы сыча с крыльями из мягкой кожи, не покрытых перьями.

 

Максимов Сергей Васильевич. Нечистая, неведомая и крестная сила – 1899 г.


Назад к списку