Капитан Степанов - кто он?
Меня, как и многих вятчан, давно интересует история т. н. «Степановского мятежа» и особенно фигура его главного руководителя – капитана Степанова. Кое-какой свет помогла пролить публикация уржумского краеведа С. В. Пушкина «Хомаковщина» в краеведческом альманахе «Уржумская старина» (№ 10 за 2004 г.), а недавно в мои руки попала замечательная книга «Гражданская война в России: борьба за Поволжье», в которой упоминаются и наши края. Сведения, приведенные в книге, позволили мне понять, как произошло все на самом деле.
В официальной историографии (писавшейся, правда, любителями-краеведами) до сих пор считалось, что капитан Степанов был летом 1918 г. послан в Уржумский уезд во главе Первого Московского социалистического продовольственного полка для добывания хлеба для голодающих Москвы и Петрограда, который поднял затем мятеж против Советов, сразу переметнувшись на сторону белых. На самом же деле в архивных документах как руководитель этого полка упоминается совсем другое лицо – политический комиссар А. С. Хомак, а вовсе не Степанов. Из романа А. Филева «Живое – живым» можно узнать об этом человеке, что он «до мировой войны учился на Украине по коммерческой части. Призван в армию, ранен и Советами был послан заготавливать хлеб. Высокий и бравый, в синих галифе, из-под фуражки смоляной чуб…» Именно Хомак начал формировать полк в Москве и, как комиссар, был послан в начале июня 1918 г. с передовой частью в Вятку.
В материалах за 11 июня сообщается, что в Вятке «…комиссар военно-продовольственного отряда тов. Хомак просит ознакомить его с порядком распределения и отправки в потребляющие губернии хлеба, который будет реквизирован с помощью его отряда». В подчинении у Хомака 400 человек, из которых 300 направляются в Вятские Поляны, а 100 – в Малмыж, в распоряжение командующего 1-й продовольственной армии Ф. Ф. Карпова, где находился его штаб. Но 2 июля 1918 г. штаб продармии переместился из Малмыжа в Русский Турек Уржумского уезда. К этому времени в ней насчитывалось 885 продотрядовцев. Вот как писал о них современник: «…Эти отряды, составленные из подонков городского населения, выпущенных из тюрем преступников, «красы и гордости революции» - матросов и другого сброда, отнимая у крестьян продукты пропитания, заодно грабили у них деньги и все ценное. Их «продовольственная» деятельность сопровождалась насилием, избиениями и нередко убийствами».
Документ за 1 июля 1918 г. сообщал: «прибыли из центра товарищи Нетапов, Мутускин и Отрешко, облеченные широкими полномочиями» для реорганизации отрядов в Малмыжском и Уржумском уездах. Как видим, Степанов здесь не упоминается, т. к. не имел к продотрядам никакого отношения. Кем же был капитан Степанов на самом деле?
В упомянутой книге «Гражданская война…» об этом человеке пишется, что Степанов Николай Николаевич родился в 1887 г., в 1907 г. окончил Морской корпус, с 1908 г. – офицер русской армии. Мировую войну он закончил в чине старшего лейтенанта, а с началом Гражданской перешел в белые войска Восточного фронта. Звезда Степанова взошла летом 1918 года, когда на Волге вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса, захватившего Казань и Самару, возникло даже маленькое правительство – КОМУЧ (Комитет Учредительного собрания).
Вместе с частями регулярной армии при КОМУЧе возникает и Волжская боевая флотилия. На нее прибыли несколько морских офицеров, среди которых был и лейтенант Степанов.
В течение лета 1918 года правый берег Волги был очищен от красных до Симбирска, а к середине августа флотилия насчитывала в себе уже 3 дивизиона, в каждом из которых было от 6 до 8 судов, над которыми развевались Андреевские флаги. Отсюда уже не трудно догадаться, как лейтенант Степанов мог попасть на Вятку, а дело было в следующем.
Один из авторов книги «Гражданская война…» Д. И. Федичкин, непосредственный свидетель тех событий вспоминает, что когда вспыхнуло восстание против большевиков в Ижевске летом 1919 г., послали туда своих делегатов и вятские крестьяне «с просьбой о выдаче оружия для защиты собственной жизни и имущества от грабежа большевистских продовольственных отрядов». Просьба их была удовлетворена, а поскольку среди крестьян было не мало бывших солдат, руководители восстания сформировали из них большие отряды, которые «начали с жаром уничтожать на своей территории все большевистские отряды и драться против отрядов Красной армии, которых не пропускали к Ижевску». В Уржумском и Малмыжском уездах было создано 8 таких отрядов по 10 тысяч солдат-крестьян в каждом. Большую помощь им в этом оказал, безусловно, и отряд Степанова.
Краевед С. В. Пушкин в своей публикации пишет, что еще за 3 недели до мятежа около с. Космодемьянского Уржумского уезда степановцы обстреляли пароход с красными, а в августе у с. Кузнецово задержали почти на 1,5 миллиона рублей ценностей и денег, причем в мелкой монете, отобранных у местных крестьян местным исполкомом. Пришел конец за все злодеяния и комиссару Хомаку: по некоторым данным Степанов лично застрелил негодяя. Это был, можно сказать, наш местный «Робин Гуд», к сожалению на многие годы оказавшийся оклеветанным в советской печати. Из книги «Гражданская война…» я с удивлением узнал, что в Уржуме был создан даже 51-й стрелковый полк 1-й Казанской дивизии Симбирской группы Поволжского фронта Западной армии и правительство Южного округа. К степановцам примкнули и многие другие продотрядовцы, что и сделало этот отряд двойственным, хотя сами степановцы объявили себя передовым отрядом чехословацкой армии (а чехи в отряде, действительно, были.
Дальнейшая история Степановского мятежа хорошо известна. Отряд Степанова, каким бы он ни был, был разгромлен большевиками, захвачены Казань и Самара. Остатки отряда Степнова вместе со своим командиром отступили на реку Каму, где началась подготовка наступления Колчака на Вятку. Волжская флотилия была преобразована в Камскую. Н. Н. Степанов, уже капитан 2 ранга, весной 1919 г. был назначен командиром 1 батальона бригады морских стрелков Сибирской армии. Камская флотилия существовала не долго. После ряда блистательных побед и отступления от Перми, летом 1919 г. она была преобразована в Иртышскую флотилию.
Дальнейшая судьба капитана Степанова неизвестна. Скорее всего, он сложил свою голову в неравных боях с Красной армией. Из всех офицеров бывшей флотилии лишь не многие смогли избежать общей участи и с большим трудом добраться до Дальнего Востока. Так, около Красноярска попали в окружение при отступлении командующий Обь-Иртышской флотилией капитан 1-го ранга П. П. Федосьев и около 20 морских офицеров и с честью погибли в неравном бою с красными бандитами, отдав свои жизни за свободу России.
Назад к списку