1917 год в воспоминаниях и публикациях прессы
Многие ужасы правления большевиков проистекли из 1917 года
Читая хроники 1917 года, убеждаешься, что в 1917 году впервые проявились те низменные инстинкты человеческой натуры, которые позднее станут повседневным явлением....
Разрушение памятника Александру Третьему. 5 июля, между 1 и 2 часами дня группа солдат разрушила памятник Александру Третьему, находящемуся в сквере Александро-Невского собора. Сначала был сбит и низвергнут бронзовый бюст, а потом позднее и мраморный постамент. При падении бюст помят.
Вятская речь - 1917 г. № 143
Беспорядки в Тойкино Сарапульского уезда. Губернский комиссар и редактор « Вятской Речи» получили следующую телеграмму:
« 11 августа бывшие в Тойкине прапорщик Борисов с командой солдат в 22 человека избили нагайками по наущению священника Ваганова. Всего избито до 20 человек, причем некоторые биты до потери сознания. 6 женщин, наказывая, позорно оголели, секли до испражнения. Жить страшно. До приезда прапорщика Борисова никаких волнений в Тойкино не было. Просим распоряжения не принимать таких жестоких мер".
Вятская речь - № 184 22 августа
Таинственный хлеб. 12 августа, в 5 часов утра, сторож Головин, охранявший кабель, и слесарь Никитин выловили из реки Вятки плывший по реке несколько караваев черного хлеба. Хлеба оказался около 10 пудов.
Кроме того, хлеба проплыло много вниз по реке. Головин и Никитин узнали от служащей стоявшего у берега шитика, что к шитику подъехало 2 воза с хлебом, возчики выбросали хлеб в воду и уехали обратно. Хлеб был в формах и без форм. Чей хлеб выброшен в воду – пока неизвестно . Производится расследование.
Вятская речь - № 177 18 августа
1917 год. Отношение к монархии в глубинке.
Глупо и грубо. Крестьянки д.Сыропятовой враждебно встретили земских статистов, уничтожили их документы и заявили, что если они посланы от «Николая», то они их примут, если же они от управы, то пускай отправляются туда, откуда приехали. В деревне агитировал какой-то монах, неизвестно куда скрывшийся. Так поступили крестьянки, несомненно, по своей темноте, грубости и непониманию, как много зла сделал Николай всему русскому государству.
Крестьянская газета (Яранск) - 1917 г. № 48 7 июля
Беспорядки в Елабуге. Вечером 24 ноября телеграф принес известие, что в Елабужском уезде разграблены имения; в городе идет погром; винный склад разгромлен и горит; солдаты не оказывают помощи; власти нет.
Вятская мысль - 1917 г. № 101
3 августа 1917 года через Вятку прошел таинственный секретный поезд
3 августа, около 1 ч ночи, через станцию Вятка 1-я, не останавливаясь на ней прошел специальный поезд, в составе 7-8 вагонов всех классов (курьерского состава).
В поезде, как передают, ехал неизвестный железнодорожному начальству «важный преступник».
Поезд прошел при усиленном конвое солдат (350 человек), охранявших площадки вагонов.
Огней в окнах не было – освещены были лишь площадки вагонов. Есть предположение, что в настоящем поезде проехал бывший царь Николай. Затем вскоре после прохождения означенного поезда прибыл с охраной поезд северной железной дороги и тоже был отправлен далее станции Вятка- 1я по Пермской железной дороге вслед за ушедшим поездом.
Секретный поезд // Вятская речь - 1917 г. № 166
Между тем, 2 августа 1917 года Николай Второй записал в своем дневнике: “Гуляли до Вятки, та же погода и пыль. На всех станциях должны были по просьбе коменданта завешивать окна; глупо и скучно!”...
Вятская печать о событиях в Петрограде осенью 1917 года
Яранская газета «Крестьянское слово», перепечатывая одну из публикаций «Петроградских ведомостей», так писала о том, что творилось в столице страны после большевисткого переворота:
«Город переживает страшные дни. Жизнь человеческая потеряла всякую ценность: сплошь убийства на улицах, в домах, учреждениях убивают лиц служащих, далеких от политики. Город буквально купается в крови. Ее пролито много, ужасно много. Ужасы германских зверств, армянской резни бледнеют пред событиями последних дней. Пресловутая «мягкая» личина славянина оказалась притворной. В натуре русского человека выявились чудовищные инстинкты. Городское население в тревоге и поголовно вооружается. Умопомрачительные слухи наводят панику. Каждый дом, каждая квартира обращены в форт Шаброль. По железной дороге с юга нет ни одного поезда с продовольствием. Запасы в городе истощились. Через 2-3 дня начнется голод со всеми его ужасами; если безумцы не прекратят братоубийства... ».
Безумие и ужас // Крестьянское слово – 1917 г. № 57
Волнения в Сарапуле. Из Сарапула телеграфируют, что в местном полку из-за ведения хлебной монополии волнение. Командир полка и комиссар в ночь на 19 августа были арестованы.
Вятская речь - 1917 г. № 180 от 22 августа
Уход солдат. В четверг 26 октября из Вятки отправилось на фронт 3 маршевые роты, с ними пойдут подарки для 84 дивизии в количестве 2 вагонов в сопровождении представителей от Вятского Совета рабочих и солдатских депутатов ( ("Вятская мысль" от 26 октября).
Прибыл в Вятку кадровый эшелон из состава 84 дивизии при 30 офицерах с полковником Соловковым во главе. Цель прибытия завязать связь действующей армии с тылом ("Вятская мысль" от 27 октября).
Интересно, какова была судьба этих трех вятских рот, отправившихся на фронт в злополучный день 26 октября...
Когда Вятка впервые узнала о Троцком
17 ноября 1917 г. уржумская «Крестьянская газета» сообщала, что накануне Вятский Совет Рабочих и Крестьянских депутатов получил первую телеграмму от новой власти, от Льва Троцкого, в которой тот просил «немедленно оказать всяческое содействие шветскому делегату Бергендалю для охраны интересов германских гражданских пленных». Обсудив эту телеграмму «самозванного» комиссара, Исполнительный Комитет Вятского совета Рабочих и Солдатских депутатов, решил категорически игнорировать ее, «так как не считает для себя возможным признавать «новую власть», тем более считаться с какими то ее распоряжениями».
Источник: Первая забота Троцкого // Уржумская крестьянская газета – Уржум 1917 г. № 169
Объявления 1917 года
Поймано бревно во время вешней воды, в верху реки Уржумки, не найдется хозяин, бревно остается в пользу перенимателя, срок до 20 сентября. Перениматель бревна Егор Загвозкин
Уржумская крестьянская газета - 1917 г. № 117 от 15 сентября
Красный Крест объявляет, что 20 июля 1917 в г.Вятке открываются двухмесячные сокращенные курсы для подготовки сестер милосердия военного времени. Будут приниматься девицы и замужние женщины в возрасте 18-40 лет с образованием не ниже двухклассного училища. Обучение бесплатное. Пособий на содержание или проезд выдаваться не будет. Желающие поступить на курсы должны письменно или словесно обратиться к члену попечительского совета общины Клавдии Андреевне Лупповой (г.Вятка, Всесвятская улица, дом Якубовского) с предоставлением надлежащих документов о звании и образовании.
Вятская речь - 1917 г. № 153
Июль 1917 года в селе Порез
Чаю, сахара и других сладостей и в помине не стало, а вода и дрова необходимые в жизни, создавали большие проблемы.
В село Порез прибыл военный отряд. Он остановился в доме комиссара Карпова (сейчас здание администрации) и в нашей школе, стоявшей рядом с карповским домом.
Отряд почему- то очень много стрелял со второго этажа нашей школы, во все стороны, в воздух, от чего у многих создавался страх. Я находясь в дядином огороде и впервые услыхав винтовую стрельбу и свист пуль над головою, испугался их и ползком убрался в деревянные постройки.
Вечером того – же дня в наше село из соседней деревни «Дёминцы» привезли двоих раненых крестьян, которые занимались удобрением и обработкой поля. Им безвинно пострадавшим требовалась срочная помощь, а имевшаяся в селе, единственная на всю волость, фельдшерица А.И. Крекнина могла им помочь только перевязкой ран, а операции по удалению пуль делать уже было некому. Такой пострадавший уже был обречён на смерть.
Этот военный отряд в нашем селе тогда пробыл около месяца. Разъезжая на подводах из села по окрестным деревням Порезской волости и при подъезде к каждой деревне он тоже очень много стрелял в воздух. Какую цель преследовал этот отряд, я тогда не понимал. Отряд был человек в 50. Как видимо, эти устрашения делались с ведома избранного нового волостного правления, для укрепления его власти. Да ведь и не зря же они и свой штаб расположили в доме комиссара Карпова.
1980 год. Воспоминания Лопатина Н. Н., 1905 г.р. (из фонда краеведческого музея п.Уни).
Назад к списку