Спасо-Преображенский Цепочкинский монастырь в «Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии»
В этом исследовании хотелось бы кратко осветить историю Цепочкинского монастыря, отразившегося в документах «Трудов Вятской Ученой Архивной Комиссии». Издатели «Трудов Вятской Ученой Архивной Комиссии» нередко обращались к таким историческим темам, как история вятских монастырей. На страницах «Трудов…» можно найти интересные документы из истории Вятского Успенского и Цепочкинского Спасо-Преображенского монастырей. В основном это были грамоты на владение землей и крестьянами, спорные вопросы и указы из духовных правлений. Такая сохранность документов именно по этим вятским монастырям получилась в том числе и из-за земельной тяжбы между ними, сохранившаяся в многочисленных актах; по другим монастырям, находившимся в глубине губернии, документов в «Трудах…» или нет или они очень обрывочны.
В XVII столетии на юге Вятского края, тогда еще относившегося к Казанской губернии, появляется духовный центр в виде Спасо-Преображенского Цепочкинского монастыря. Он возник в 1622 году в 12 верстах от города Уржума по реке Вятке, выше Уржумского устья «Чепочкиных гор1». Объяснение этого названия также можно найти в «Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии» - тогда слово «цепочка» говорилось как «чепочка2», т.е. говоря по-современному – Цепочкины горы.
В первой грамоте, выданной монастырю царем Михаилом Федоровичем, говорится о его основании, о том, что монаху (старцу) города Уржума Нифонту разрешено в «Чепочкиных горах» построить храм и основать обитель вокруг него. Было это сделано в ответ на прошение монаха учредить здесь монастырь. В прошении об основании монастыря он писал: «…то де место лежит впусте, не владеет им нихто, а в Уржумском де городе монастыря нет». Место для монастыря было выбрано удобное и красивое – на крутой возвышенности, на берегу реки Вятке, сравнительно недалеко от города Уржума, административного центра округи. Вокруг обители простирались плодородные земли в тени густых лесов. Неподалеку же в Вятку впадала речка Уржумка, несущая свои тихие воды к Уржуму. В царской грамоте писалось: «…По нашему указу, а по их челобитью велено им, строителю с братьею в Уржумском уезде на Чепоцкиных горах черный лес расчищать и монастырь строить… И они де на тех поросших Чепоцкиных горах, расчистя черного леса, воздвигнули церковь во имя боголепного Преображения…».
В 1622 году Нифонтом был заложен первый монастырский храм в честь Преображения Господня в деревянном исполнении, который сгорел в 1636 году. После этого был построен еще один храм, исправно прослуживший до конца столетия, когда в 1700 году был построен двухэтажный каменный храм3. На его освящение приезжали Владыки Казанские. Например, 18 января 1701 (1702) г. был освящен престол нижней церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы митрополитом Казанским Тихоном. 19 января 1718 г. был освящен им же верхний храм во имя Преображения Господня. Есть предание, что иконостас верхней церкви был привезен Владыкой из Казани и пожертвован храму.
В 1916 году участники археологической экспедиции по Вятской губернии посетили церковь села Цепочкино, оставившие ее описание: «Село Цепочкино. Первый храм был заложен и освящен старцем Нифантом в 1642 году деревянный, который в 1636 году сгорел со всем имуществом и документами. Настоящий каменный двухэтажный заложен в 1700 году: нижний храм освящен в 1711 году, а верхний в 1718 году митрополитом Казанским Тихоном. Это третий по счету храм со дня освящения монастыря. В нижнем храме довольно много отдельных помещений, ныне соединенных с храмом посредством арок, которые в прежнее время были келиями монашескими и кладовыми. При более внимательном рассматривании можно нарисовать картину прежнего помещения. Верхний храм, кажется, остался без перемен. Один из древних иконостасов нижнего храма находится теперь или в деревянной часовне на кладбище, или в часовне Шумской Рождественского прихода.
Колокольня построена в конце 18 столетия, после упразднения монастыря, из игуменского дома и бывшей при монастыре башни4…»
Спустя двадцать лет после этого описания уникальный старинный храм был уничтожен.
До самого закрытия церкви в Цепочкино в 1930-х годах, в ней сохранялись монастырские реликвии, например, старинные книги - Евангелия 1662 и 1694 годов, а также «Апостол» – печатная книга 1666 года. В ризнице храма находился знаменитый синодик «Спасо-Чепоцкого монастыря», писаный «на Москве лета 7196 от сотворения мира июля в 19 день при игумене Макарии». В этом синодике было записано для поминовения значительное число родов, в том числе основателей монастыря. Все они оплачивались вкладами, которые давались деньгами, скотом, хлебом или предметами церковной утвари5.
Во владение новому монастырю царским приказом поначалу были переданы земли уржумских новокрещен – Исайки Маматикова и Емельки Келдыбекова, а также поляна за рекой Сиком, которая принадлежала стрельцу Пашке Дюкову. В последующие годы Цепочкинская обитель получает все новые и новые земли в свои владения. В «Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии» сохранился «Акт о черемисине Турецком, крестившемся по настоянию монахов Чепочкина монастыря и отдавшего монастырю обширное Жеребцово поле6». По всей видимости, данный язычник был крупным землевладельцем, которому принадлежало сельцо Жеребцово Поле (будущее Петровское), по преданию пожалованное ему царем за ратную службу, после крещения пожертвованное монастырю; после этого в селе был возведен первый храм. По преданию, Турецкий, принявший во крещении имя Петр, сам был инициатором строительства церкви в честь Петра и Павла. Процесс увеличения монастырского землевладения был в те времена практически беспредельным и неконтролируемым. Например, земельные владения Вятского Трифонова монастыря доходили аж до Уржумского уезда.
Спустя всего несколько десятилетий после своего основания Цепочкинская обитель, благодаря значительным земельным вкладам, стала крупнейшим землевладельцем. По переписной книге 1646 года Я.М. Толочанова и Ф.Фаворова за монастырем числилось 62 двора в слободе и в в починках, среди которых были «отписанные на государя» Буй, Сардинское и починок Пенбинский: «… И всего за Спасским Чепочкиным монастырем в слободке и в починках 64 двора крестьянских, да 28 бобылских, а в них крестьян и бобылей 99 человек, да детей и братьи 85 человек7».
В 60-80-е годы XVII века Цепочкинский монастырь по царской грамоте получил в свое владение обширные земли марийцев от д. Аркуль до д. Килмес (позднее село Кильмезь) с рядом озер, ранее тоже принадлежавшим им. Земли отбирались у коренного населения, а также у пришлого русского, разумеется, без их спроса. Монахи показывали цареву грамоту и на правах законных владельцев получали огромные земельные наделы в свое распоряжение. В связи с передачей пашенных, сенокосных и лесных угодий по обоим берегам реки Вятки во владение монастыря, марийцы, чтобы не оказаться крепостными на своей же земле, вынуждены были покидать свои местожительства. Как происходило отобрание крестьянских земель, в 1669 г. сообщалось в «Ввозной грамоте Казанских воевод, данной игумену Спасского Цепочкинского монастыря Геласию с братиею на вотчинную их пашенную землю, на сенные покосы и на крестьян»:
«…А в сыску 13 человек крестьян сказали: тех де деревень и починков крестьяня поселились на черном лесу и росчищали тот лес они, крестьяня, а прежде сего тот лес был черемиской, а старцы де почему в тот лес вступаютца, того они не ведают. Да 12 человек крестьян же сказали: тех де деревень и починков крестьяне поселились на черном лесу и тот лес росчищали, а ясачный ли тот лес или монастырский, того они не ведают. Да и с тех же людей 3 человека в речах своих прибавили: тот де лес вотчинной ясачной черемиской исстари, а не монастырский, а почему в тот лес старцы вступаютца, того они не ведают. В сыску же 33 человека черемисы сказали: тех де деревень и починков крестьяня поселились на черном лесу и тот лес росчищали, а тот де лес исстари их черемисский, а платили де они с того лесу меду по 17 басман с четью на год, а сенные де покосы и рыбные ловли были их же, черемисские. А в списке с грамоты блаженые памяти великого Государя Царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, какова прислана на Уржум к воеводе к Василью Горжбоку по челобитью Уржумского уезда Спасского Чепоцкина монастыря строителя старца Кирила з братьею написано: велено владеть монастырю землею по прежнему великого Государя указу и по грамоте, какова великого Государя грамота о том Чепочкин монастырь и о земле прислана на Уржум из Казани от боярина и воевод князя Бориса Михайловича Лыкова с товарищи и по отдельным книгам уржумца сына боярского Казарина Немцова с товарищи 132го году8…».
В 1688 г., Цепочкинский монастырь, получая в свое владение все новые и новые земли на юге Вятской земле, столкнулся с другим крупным духовным землевладельцем – Вятским Трифоновым монастырем. В «Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии» сохранились акты, подписанные царями Иоанном и Петром Алексеевичами, касательно «о спорной с Чепочкиным монастырем землей между реками Буем и Чепочкой9». Произошло это, когда Спасо-Преображенской обители по очередной грамоте были переданы земли между реками Буй и Чепочкой, пожалованные в свое время еще основателю Вятского монастыря преподобному Трифону. Видимо, в те времена вятские монахи не осмелились претендовать на земли, где русских еще не было. Цепочкинский монастырь не уступил ее, имея на это законную грамоту. Возникла долгая тяжба между монастырями, которая дошла до Боярской думы и все-таки решилась не в пользу Спасо-Преображенского монастыря. Трифонов монастырь имел больший вес на Вятской земле. Только в 1692 году земельный спор был решен в пользу Вятского монастыря. Тогда же все доходы с местных крестьян стали поступать в казну не Цепочкинского, а Успенского монастыря10…
Иногда местное марийское население пыталось, по-современному говоря, обжаловать незаконный захват своей земли. В «Правой выписи Цепочкиному монастырю от 1649 года на владение Жеребцовым полем» они высказывались, что если «…Жеребцово поле и сенные покосы станут отводить к тому монастырю, им-де черемисе биться о той земле до смерти, потому что-де та земля исстари их черемисская…». И они пытались вернуть себе землю, отнятую у них, но силы оказались не равны. Для этих целей и стояло стрелецкое войско в Уржуме. Да и сам монастырь, скорее всего, представлял из себя крепость, окруженный мощной деревянной оградой. Жалобщиков жестоко наказывали. Так, в назидание другим, марийцы, добивавшиеся возвращения себе Жеребцова поля, были публично биты палками.
Взамен изгнанных марийцев Цепочкинский монастырь звал на свои обширные земли приходящее русское население, наделенный правом «испомещения» на этих землях пришлых русских крестьян. Русских крестьян в свою очередь гнали на переселения малоземелие, жадность царских чиновников, «моровые поветрия», наконец, были беглые крепостные крестьяне. В 1673 г. одна из царских грамот сообщала: «… в прошлых де годах сбежали они с Вятки, Микифорко (Редкин) с товарищи, от наших великого государя податей и служб, и поселились в Казанском уезде, в селе Лебяжье11». Основной приток русских поселенцев на юг Вятской земли шел с верховьев Вятки, с Вятского севера, уже давно обжитых русским населением. Многие поселенцы поселялись на месте покинутых марийских селений, оставляя за ними старые названия.
Земледелие было главным в хозяйстве монастыря, поскольку он являлся общежительным. В это хозяйство входили также покосы, рыбные ловли, мельница на р. Буй, деревни с крестьянами. Большие площади пахотных земель и сенокосов, пожертвованные монастырю царем, позволяли ему выращивать зерно и содержать скот. Учитывая такое огромное хозяйство, возникает вопрос, занимались ли монахи миссионерской и просветительской работой, до неё ли им было? Поскольку среди братии могли быть и немощные члены, больные и пожилые, монастырь мог заниматься и этими вопросами. Так, в монастыре была библиотека, которой могли заниматься немощные монахи.
Благодаря «синодику монастыря» до нас дошли имена настоятелей обители. К сожалению, в ней упоминались только настоятели. Имена священников и монахов монастыря в «синодик», очевидно, не записывались. Здесь же был записаны даты, когда настоятели управляли монастырем.
Вспомним эти имена:
Старец Нифант: основатель монастыря, 1622-1624 гг.
Старец Кирилл: упоминается как «строитель монастыря» Кирилл Мачехин, 1645-1647 гг.
«Черный поп» Самсон: «строитель черный поп Самсон», 1648-1649 гг.
Игумен Тихон: 1657 г.
Игумен Геласий: 1669 г.
Игумен Авраамий: 1670-1677 гг.
Игумен Ануфрий: 1686 г.
Игумен Макарий: 1688-1694 гг.
Настоятель Ефрем: 1700-1701 гг.
Игумен Софроний: 1702-1703 гг.
Игумен Александр: 1712-1721 гг.
Игумен Логин: 1724 г.
Игумен Михаил: 1734-1735 гг.
Игумен Дорофей: 1746-1751 гг.
Игумен Никон: 1756-1761 гг12.
Учрежденный с миссионерской целью, для христианизации языческого населения, Спасо-Преображенский монастырь с первых лет своего существования становится духовным и экономическим центром края. Вокруг обители стало концентрироваться приходящее русское население, а к концу века в его подчинение попали и все ближайшие храмы: в 1681 году одной из грамот сообщалось, что «у Уржумского заказчика – игумена Спасо-Чепоцкого монастыря Софрония в ведении 16 церквей». В этот же период монахами Цепочкинского монастыря были основаны церкви в новых селах Петровское и Космодемьянское.
Монастырь, как духовный центр, регулировал всю церковную жизнь в уезде. Именно сюда в первую очередь приходили списки с указов Казанской духовной Консистории, которые затем рассылались по приходам, видимо, старательно переписанные во множестве монахами. Поскольку до конца XVIII века весь юг Вятской земли относился к Казанской провинции (губернии), в духовном плане православные приходы принадлежали, соответственно, к Казанской епархии, учрежденной в 1555 году решением московского собора.
Всего в «Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии» сохранилось 12 указов, присланных из Казанской Духовной Консистории, относящихся к истории Цепочкинского монастыря. Указы, приходившие на Уржумскую землю из Казани и дошедшие до нас благодаря трудам Вятской ученой архивной комиссии, своими названиями говорят сами за себя: «Список с указа из Архиерейского Казанского судного приказа Чепоцкого монастыря игумену Александру о присылке сказок и росписей о исповедающихся и неисповедающихся» (1721 г.), «Указ Казанской духовной Консистории Уржумскому закащику, наместнику Чепоцкинского монастыря иеромонаху Дорофею о невенчании жениха и невесты без исповеди и о времени дня венчания13» (1746 г.), «Указ Казанской духовной семинарии Уржумскому закащику игумену Дорофею об предоставлении священно церковнослужителей детей для обучения в семинарии» (1751 г.). Как видим, через монастырь регламентировалась вся православная жизнь края.
Некоторые указы, поступавшие из Казанской Консистории, касались не только духовной жизни, но носили и чисто светский характер, в них публиковались царские указы, чтобы священники, как наиболее грамотные люди в провинции, могли их донести до сведения своих прихожан. Список с указа Казанской духовной Консистории от 3 марта 1751 г., присланный игумену Спасо-Преображенского монастыря Дорофею, запрещал «чинить богопротивные игрища и бесовские плясания с воспоминанием в песнях древних идольских имен». Поводом к этому указу был случай, имевший место в Казани 2 января (или генваря, как говорили тогда) 1751 г.:
«… В Казани в некий обывательский дом мужеска и женска полу люди собираются, игрищи производя бесовские, плясания с соблазнительными действами и воспоминанием в песнях древних идольских имен, отчего ничто иное происходит, как точно соблазн и умножение беззаконий и худых действ, в самом деле немаловажных, то есть грех. Сверх того причиняются при том и убийственного случая тяжкого побойства, как то 1 генваря числа и действием оказалось». Далее уржумским священослужителям предписывалось: «…Обоего полу жителем вышеписанные богопротивные игрища чинить воспретить, и для того им, приходским священникам, каждому в приходе своем, нарохианом объявить, дабы таких игрищ, яко весьма богопротивных, отнюдь не производили и блазнящихся в том отвращали14…»
В начале XVIII века, после реорганизации Петром Великим всей церковной жизни в империи и учреждения Святейшего Синода, значение Цепочкинского монастыря несколько снизилось. Он перестал играть ведущую роль церковно-административного центра на юге Вятской земли. Все вопросы данного характера перешли в ведение созданного в Уржуме духовного правления. Сюда стали поступать все указы Казанской духовной Консистории и царские манифесты, а в монастырь шли указы только духовного характера. Несмотря на это, до самой своей ликвидации Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром духовной жизни на юге Вятской земли и имел большое значение в ее светской и культурной жизни.
- Здесь и далее из истории Цепочкинского Спасо-Преображенского монастыря: Грамоты и акты Уржумского Спасского Цепочкинского монастыря // ТВУАК 1645-1694 гг. 1913 г. № 3-4 с.18-23;
Ветлужских В.А. Очерки истории Уржумского района. 1998 г, рукописный сборник.
2.Расходная книга земского старосты г.Хлынова Ивана Репина //ТВУАК. 1905 г. Выпуск 5, ч.2
3. Отчет археологической экспедиции по Вятской губернии в мае-июне 1916 г. // ТВУАК. 1917 г. Ч. 2, с.54-60
4. Отчет археологической экспедиции по Вятской губернии в мае-июне 1916 г. // ТВУАК. 1917 г. Ч. 2, с.54-60
5. Отчет археологической экспедиции по Вятской губернии в мае-июне 1916 г. // ТВУАК. 1917 г. Ч. 2, с.54-60
6. Акт о черемисине Турецком, крещенном по настоянию монахов Чепочкина монастыря и отдавшего монастырю обширное Жеребцово поле // ТВУАК. 1907 г. Ч.1, с.12
7. Уржумский уезд и посад в 1646 году по переписной книге Я.М.Толочанова да подьячего А.Фаворова // ТВУАК. 1646 г. 1906 г. Выпуск 1-6, отдел 3 с.34
8. Грамоты и акты Уржумского Спасского Цепочкинского монастыря // ТВУАК 1645-1694 гг. 1913 г. № 3-4 с.18-23
9. Грамоты и акты Уржумского Спасского Цепочкинского монастыря // ТВУАК 1645-1694 гг. 1913 г. № 3-4 с.18-23;
Грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Уржум межовщикам Д.Полачанинову и Т.Бакшееву по челобитью Вятского Успенского Монастыря архимандрита Александра с братиею о спорной с Чепочкина монастыря землей между реками Буем и Чепочкой // ТВУАК 1683 г . Ч.1., с.207-210
10. Отчет археологической экспедиции по Вятской губернии в мае-июне 1916 г. // ТВУАК. 1917 г. Ч. 2, с.54-60
11. Новгородцев Е.А. Средневековое Лебяжье // Знамя октября – Лебяжье, 1967 г. 21 января.
12. Отчет археологической экспедиции по Вятской губернии в мае-июне 1916 г. // ТВУАК. 1917 г. Ч. 2, с.54-60
13. Указ Казанской духовной Консистории Уржумскому закащику, наместнику Чепоцкинского монастыря иеромонаху Дорофею о невенчании жениха и невесты без исповеди и о времени дня венчания // ТВУАК. 1746 г. 1907 г. Ч. 1, с.54
14. Указ Казанской духовной Консистории игумену Дорофею о запрещении богопротивных игрищ // ТВУАК 1907 г. Выпуск 2, с. 30
Назад к списку