Студенческие автобиографии
Я – Ванда Рудольфовна Келлер, дочь провизора, родилась в городе Уржуме Вятской губернии 16 апреля 1887 года.
До 15 лет я жила в этом городке, где отец мой служил провизором в земской аптеке, а мать давала уроки иностранных языков. Когда мне минуло 8 лет, я начала учиться дома, а 11 я поступила во 2 класс местной гимназии. Переходя каждый год с наградами из класса в класс, я дошла до 6 класса, после чего родители, желая дать мне большее развитие и больше знаний, поместили меня в Казанскую Ксенинскую гимназию, где я окончила курс с золотой медалью в 1905 году. В 8 классе я избрала своею специальностью новые языки, чтобы изучить их для поездки за границу. Надо сказать, что я с детства мечтала о курсах, и именно естествознание влекло меня к себе. Сначала сама природа, которую я всегда любила, затем простые беседы, детские статьи по естественной истории, позднее уроки в гимназии доставляли мне истинное наслаждение, и мой интерес к естествоведению превратился в сознательное желание изучить его серьезно. С этой целью я решила поехать за границу.
В первый же год после окончания гимназии я, как члены семьи, в которой все работали, захотела также трудиться и занялась уроками. Я готовила и к вступительным экзаменам (это дело, как наиболее живое, мне нравилось больше всего), и репетировала, и давала уроки немецкого и французского языков. Несмотря на массу дела, я не изменяла своему естествознанию: в тот год я прочитала Дарвина, кое-что по астрономии, биологии – вообще с того года я перестала идти ощупью к достижению своей цели. Я пользовалась каждым рефератом, каждой публичной лекцией, чтобы хотя немного быть подготовленной к предстоящим серьезным занятиям. Осенью должна была осуществиться моя мечта – заграница и университет, но меня постигла неудача: сложившиеся обстоятельства отняли у меня все – они отняли возможность ехать за границу.
Это было весной 1906 года, я приуныла: впереди были только уроки, на которых я должна была передавать те неполные гимназические знания, которые меня не удовлетворили; я чувствовала, что этого мало, что я скоро выдохнусь и я сознавала, что было бы совсем другое, если бы я взялась за дело преподавания с серьезными знаниями и подготовкой.
Но вот судьба мне улыбнулась: в тот год в университет были допущены женщины. Я поступила на отделение естественных наук физико-математического факультета. День поступления был самым счастливым днем в моей жизни.
Я с жаром принялась за дело и ушла в него вся. Для меня открылся совершенно другой мир!
Теперь я училась не по книгам, а по живым образцам. С каждым годом я втягивалась в занятия все сильнее и сильнее. Особенно пристрастилась я к биологическим наукам. Часами просиживала я в лабораториях и кабинетах с микроскопом, среди препаратов, пробирок и часто, не замечая ужасной атмосферы химической лаборатории, проводила там по пять-шесть часов, вдыхая воздух, отравленный сероводородом и другими газами. Так проходило время до 3 часов; наскоро пообедав, я бежала на уроки и до 7, а иногда до 9, я не принадлежала себе. Вечером я отдыхала за какой-нибудь химией, физиологией или ботаникой. Несмотря на физическое утомление, я была бодра и счастлива: у меня было любимое дело.
Но были, конечно, и черные дни… Очень неприятно, например, было запрещение экзаменовать нас, вольнослушательниц; затем как огорчила меня весть о недопущении нас к практическим работам – ведь это значило лишать самого главного, самого существенного! Самым же ужасным ударом для нас был циркуляр 1908 года, вследствие которого мы, вольнослушательницы должны были покинуть университет.
Путь к университетскому образованию был отрезан. На средине я остановиться не хотела и поехала в Петербург, желая продолжать работать на Бестужевских курсах, но, в виду переполнения, меня не приняли, и я тогда же подала прошение на Московские курсы. Попасть так поздно (то были конец сентября и начало октября) было очень трудно. В ожидании ответа я вернулась в Казань. Сознание, что я осталась за бортом, вся эта неопределенность были тяжелы, так что, когда в середине октября, нас снова приняли в университет, я до того была измучена, что даже кабинетная работа не дала мне на первых порах забвения. Эта ломка не прошла бесследно; у нас не было даже надежды, что нам дадут кончить, и наши ряды заметно поредели. Тот год я посвятила специальной работе и с 9 до 3 сидела с микроскопом. Интерес работы и хороший профессор-руководитель помогли мне оправиться от неудач.
В целях заготовить материал для зимы, так как с осени я намеревалась взяться за сочинение по специальности, я поехала на Кавказ. Там собрала я гербарий, небольшую коллекцию насекомых и возвратившись осенью домой, принялась за работу. Кончить ее в тот год мне не удалось, так как нужно было сдавать дополнительные экзамены при мужской гимназии. Сначала я разрывалась между университетской работой, подготовкой к дополнительным экзаменам и уроками, которые за все время университетской жизни я не прерывала. Не выдержавши того напряжения, я принуждена была оставить все и скорее ехать из города. Дополнительные экзамены пришлось отложить до следующей, то есть до нынешней, весны. Я решила было кончить начатое сочинение, но мое прошение об оставлении в университете еще на год для окончания работы не было удовлетворено, потому что все необходимые восемь семестров и все практические работы имелись у меня на лицо.
Масса занятий по предстоящим полукурсовым (а в течение всего университетского курса мы не имели права сдавать ни одного экзамена), а также испытаниям при Государственной комиссии, кроме того подготовка к дополнительным экзаменам – все это вместе, поглощая все мое время и мою энергию, едва ли дало бы возможность окончить задуманную мною работу.
Университет дал мне много: он обогатил мою душу, мой ум. Несмотря на все препятствия и затруднения, которые пришлось испытать за время пребывания в его стенах, он все-таки мне дорог.
Много впереди работы и, может быть, затруднений, но хочется верить, что купленное столь дорогой ценой огорчений, трудов и здоровья даст хотя что-нибудь и для других.
Как часто препятствия и трудности заставляли бессильно опускать руки, снова подниматься в надежде на лучшее будущее и многое прощать ради достижения заветной цели!
НАРТ ф.88 оп.1 д.2225 лл.293-295. Подлинник.
Автобиография Вишневской Нины Гурьевны. 1913 год. Я родилась 23 мая 1894 г. в городе Козьмодемьянске Казанской губернии. Но еще когда мне было всего года 2, отец мой перевелся в Казань. В Казани я получила свое первоначальное образование. Я начала учиться с 6 лет. Мой отец купил дом на Поперечной Второй горе улице, и в этом доме я провела все свое детство. Когда мне уже было лет 10, моего отца назначили директором учительской семинарии в слободе Кукарке Вятской губернии. Там я продолжала учиться дома с репетитором и каждую весну ездила в Казань сдавать проверочные экзамены при Ксениевской гимназии. В детстве я очень любила читать. Прежде всего, конечно, я прочитала массу детских книг, а когда стала старше, начала увлекаться классиками. Самым моим любимым писателем был Тургенев, а любимыми произведениями «Дым» и «Дворянское гнездо». Когда в слободе Кукарке открылась женская прогимназия, я поступила туда в 3-й класс. Училась я всегда очень хорошо, переходила из класса в класс с наградой 1-й степени. Вскоре моего отца перевели в город Бузулук Самарской губернии директором реального училища. Я поступила в Бузулукскую женскую гимназию. Там я училась тоже очень хорошо, переходя каждый год с наградой 1-й степени и кончила курс 7 классов с серебрянной медалью. Но так как находила для себя гимназическое образование недостаточным и хотела получить высшее образование, то поехала в Петербург. Там я поступила на курсы иностранных языков Лохвицкой-Скалон и проучилась там год. Но изучение французского языка не удовлетворяло меня, мне хотелось посвятить себя более серьезному делу. Меня интересовала медицина. Движимая страстным желанием поступить в женский медицинский институт, я еще летом 1912 года начала готовиться к дополнительным экзаменам и всю эту зиму продолжала усиленно заниматься. Мои родители пожелали, чтобы я поехала сдавать экзамены в Казань, так как здесь у нас свой дом и много родных. В ноябре месяце я приехала сюда.
Государственный архив Республики Татарстан НА РТ ф.88 оп.1 д.2295 лл.8-8 об.
Дубровин Анатолий Парфенович. 17 марта 1912 г.
Мой отец приехал в Казань, когда ему было 6 лет. До того он жил в с.Тарлашах Казанского уезда, крестьяне которого являются, так сказать, автором нашей фамилии. Вот как мне об этом рассказывали. Мой прадед по имени Григорий Абросимыч жил также в том селе и занимался хлебопашеством. Не знаю, - с горя или с радости, но только он любил «выпить». А как выпьет так запевал свою любимую песню «Не шуми мати зеленая дубравушка». Очевидно он частенько певал эту песенку, коли в конце-концов мужички-соседи прозвали его «Дубровой». Вот каким образом сложилась фамилия «Дубровин».
Родился я в 1891 году 27 июня в доме Платонова на Мочальной площади. Рассказывают, что когда я родился, то особенно рада была моя бабушка, которая усиленно просила Бога, чтобы был мальчик, а не девочка. За что она и прозвала меня «Прошеным-моленым». Я был четвертым ребенком у моих родителей, но первым и последним мальчиком. Вскоре я был перевезен в академическую слободу в собственный дом, где родились еще две мои сестры. Ранее детство я, конечно, помню очень мало, только некоторые моменты, которые на меня, очевидно, произвели сильное впечатление, как например, ушибы, порезы и т.п.
Рос я вместе с сестрами, и хотя мне покупались лошадки и топорики, тем не менее, я больше любил нянчиться с куклами и шить им платья. С приходом весны мы обыкновенно в сад, где и проводили время за различными играми. Особенно хорошо я запомнил один случай, как я тонул в кадке с дождевой водой. Мне было тогда около шести лет, а сестре, которой суждено было сыграть такую большую роль в моей маленькой жизни, около семи лет. В саду была врыта в землю по самые края огромная кадка, в которой задерживалась для поливки цветов дождевая вода. Затеяв пускать в этой кадке лодочки мы улеглись около нее. Потянувшись за уплывающей лодкой, я потерял равновесие и упал в воду. К счастью, сестра не растерялась схватить меня за ноги и вытащить из воды.
Через два года после этого памятного случая, меня отдали учиться в прогимназию А.И.Котовой (преобразованная теперь в третью женскую гимназию), в которой мальчикам можно было учиться до первого класса. Через два года она была преобразована в частную гимназию. Тогда я перешел в школу Вяткиной, где также мальчики и девочки занимались вместе. Проучившись в той школе год, я выдержал экзамен за первый класс в третью гимназию на этот раз уже в мужскую.
Еще будучи во втором классе, я особенно близко сошелся с одним из дядей со стороны отца, который оказал большое влияние на мой умственный кругозор. Больше всего я любил говорить с ним по поводу только что прочитанных книг. Книги читались мною без особой системы и больше произведения классиков. Я совершенно не читал книг для младшего возраста; особенно же не любил Жюля Верна, Майн Рида и описаний каких-либо путешествий. Из сказок мне нравились только народные русские сказки, собранные Афанасьевым, которые приводили меня в искренний восторг своим неподкупным юмором или же действовали нагоняли жуть.
Скоро мне пришлось с дядей расстаться, и после того сложились так обстоятельства, что я вышел из гимназии по домашним обстоятельствам. Однако влияние гимназии не могло, конечно, пройти бесследно. Она внушила мне стремление к образованию и науке. Следствием чего было то, что я стал готовиться к экзамену за шесть классов, который и провел весьма удачно. Я пошел дальше и теперь считаю себя более или менее подготовленным к экзамену на аттестат зрелости.
Заключение экзаменатора: «Автобиография написана удовлетворительно».
Читал С.Петровский.
Государственный архив республики Татарстан, НА РТ, ф.88, оп.1 д.2254 лл.61-62 об. Подлинник
Назад к списку