- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июль 2015 г. (3я часть)

Табличка на здании первого общественного банка Анфилатова в Слободском

 

 

Вахруши. Правда, не знаю, купеческое наследие или новострой?

 

Старинная ограда у Никольской церкви г.Слободского

 

География сайта



Учитывая, что северные районы области входили ранее в Вологодскую губернию, ее территория также входит в сферу данного ресурса, а также республики Удмуртия, Марий Эл и Татарстан. Территория последнего вошла, т.к. территория Марий Эл частью относилась частью к Вятской, частью к Казанской губерниям. В свою очередь в состав Казанской губернии входила и современная Чувашия... Вот такой огромный охват (Вятская и Казанская губернии). Возможно, что по истории Казанской губернии, к которой пришел через историю Марий Эл, в будущем будет создан отдельный ресурс...
В прошлом году при посещении Казани возникла мысль о создании родоведческого портала для мусульман, работы по мусульманской генеалогии, поскольку у них также был аналог метрических книг. Но поскольку они велись на старо-татарском или арабском языке, для которых нужен переводчик, вопрос пока остался открытым... (Автор сайта).

 

Преподобный Матвей Яранский: жизнь в Пророчицком монастыре



В.Низов в своем биографическом очерке так пишет о жизни о.Матфея в тот период его жизни (1899-1917 гг.): «Знавшие о.Матфея в яранский период его жизни люди вспоминают, что это был благообразный старец, роста ниже среднего. Несмотря на постоянную бледность и худобу, лицо его в старости не утратило былой привлекательности и приятности. Волосы были длинные, курчавые и седые, борода и усы – черные, позднее – с проседью. Глаза умные, проницательные, глядя на собеседника, пронзал его душу насквозь. Стремление жить страннически, достигая внутреннего монашества вниманием к себе и молчанием, наложило отпечаток на его поведение. Он постоянно тяготел к уединению, был молчалив, ходил, опустив голову, погруженный в молитву. Пустых разговоров не вел, избегал шуток и смеха, праздничного времяпровождения. Любопытство считал одним из самых тяжких грехов. Но за этой внешней суровостью, неприветливостью скрывались ум мудреца, по-детски доброе сердце и душа праведника.
Обстановка его келии отличалась строгой простотой. В переднем углу стояли большое распятие, несколько икон (Нерукотворного образа Спасителя, Казанской Божией Матери и ряд других) с лампадою, да аналой с Евангелием. Около двери висели ряса и подрясник с мантией. Одежду носил скромненькую, порой залатанную. На деревянной кровати лежали холщовый, набитый соломой тюфяк и такая же подушка. Для приема гостей имелось несколько стульев. 
Повседневная жизнь о.Матфея началась с келейного правила. Вставал очень рано, одним из первых среди братии. Затем шел в храм и служил чаще – один. Пение любил негромкое, молитвенное, простое, а освещение храма полутемное. От торжественных богослужений, соборных служений и поздних литургий старался уклониться. Избегал ходить и на общую трапезу. В употребление же пищи соблюдал крайнее воздержание, принимая ее только для того, чтобы поддержать грешную плоть. В последние годы его часто беспокоили сильные боли желудка, но он никогда не скорбел, не стонал, считая болезнь явным действием Промысла Божьего, и возлагал всю надежду на Господа и Его Пречистую Богоматерь.
Утешение и поддержку своим силам о.Матфей находил исключительно в молитве. Для уединенной молитвы он, случаясь, удалялся на монастырскую дачу в д.Ершово Беляевской волости. Уходя в себя, старец простирал к небу руки и в слезной молитве просил милосердного Господа о ниспослании благодатного утешения и покоя в души его духовных чад. Не ограничиваясь ни местом, ни временем, старец постоянно пребывал в Иисусовой молитве, заключая весь свой ум в ее немудреные слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь!»
Был старец любим и уважаем не только в обители. Молва о его подвижничестве и прозорливости вскоре вышла за ее пределы и пошла по Вятской земле, донеслась до Казанской и Нижегородских губерний. До нас дошли некоторые факты его прозорливости. Например, в 1902 г. он предсказал иеромонаху Пахомию Кедрову получение святительского сана и то, что он пострадает за веру. Так оно и случилось. В 1920е годы уже как епископ Черниговский и Нежинский после репрессий вернется в Яранск, где и скончается…
О.Матфей, как и его наставник о.Стефан, неохотно принимал посетителей, в основном отсылая их к настоятелю («Идите к батюшке, он рассудит лучше меня»), сторонился славы людской, считая, что она мешает получить те добродетели, которые необходимы для достижения Царствия небесного. Ходил он, низко опустив голову, ни на кого не обращая внимания, а подходивших благословлял как бы нехотя, совершенно не интересуясь, откуда человек прибыл.
Только самых достойных он удостаивал беседы, давал им наставления. Богатый духовный и жизненный опыт позволял ему знать мысли приходящего к нему человека и часто бывало, что давал ответ на еще незаданные ему вопросы. Уже тогда людская молва утверждала, что старец может исцелять не только душевные скорби, но и врачевать бренную плоть. На самом деле, он редко принимался за подобное, а советовал приложиться святым мощам, чудотворным иконам или принять какую-нибудь целебную травку. Исцелившиеся твердо считали, что произошло это по молитвам старца и были правы. Уходили всегда от него люди, утешенные и с облегченным сердцем.

Безбожие: взрыв недостроенного храма Филейского монастыря. По проекту храм должен был превзойти по красоте и размерам Александро-Невский собор, но его судьба стала такая...

 

Яранский Пророчицкий монастырь - каким он был



За первые 18 лет жизни монастыря благодаря заботам своих настоятелей и насельников, в том числе старца Матвея, он превратился в большой духовный центр южной Вятки. Центром его был деревянный храм, построенный в самом начале трудами о.Нила, имевший престолы Симеона Богоприимца, Анны Пророчицы, св.Василия Блаженного. Снаружи церковь была покрашена масляной белой краской, а внутри оштукатурена, отбелена и украшена живописью. Рядом с храмом располагались два корпуса монастырских келий, двухклассная церковно-приходская школа, открытая в 1899 г. (детей из бедных семей здесь кормили бесплатно, в чем видна параллель с Филейским монастырем), два административных корпуса (в первом деревянном находились только покои игумена и трапезная). В первом монастырском корпусе, в его восточной стороне жил в своей келье о.Матфей. Из других монастырских построек можно отметить зерновые склады, два дома для кухни, погреба, пасека и красивая деревянная беседка. 
Вся территория обители была обнесена деревянной оградой; с западной стороны она была кирпичная с красивыми железными воротами и островерхими башенками по углам. На территории монастыря росли кедр, вишня малина; ввиду того, что кедру опасно вытаптывание почвы, ходить можно было только по особым тропинкам. Все корпуса были соединены тропинками под сенью молодых аллей. В ограде же находилось и два кладбища – монастырское и для мирян, пожелавших быть схороненными здесь. Обнесенный оградой монастырь производил очень приятный вид, все здесь было красиво и благоустроено.
В последние годы существования монастыря его территория оказалась плотно застроенной, и места под новые постройки уже не хватало из-за того, что большая часть ее была отведена под строительство нового большого храма, была занята кладбищем садом и кедровой аллеей. Также появилась гостиница с хозяйственными постройками, ферма для дойного стада коров; для прогона скота на заливные поля через болото построили насыпь. Уже за монастырской стеной был построен конный двор на каменных столбах. В отличие от Филейского монастыря хозяйственная деятельность Пророчицкого монастыря была скромнее – ферма для дойного стада коров, пасека, производилась селекция растений. За пределами монастырской ограды находились шорная и столярная мастерские, кузница. Севернее кузницы располагался домик иконописной мастерской. Также некоторые постройки имелись на земле, принадлежавшей монастырю в Шешургской волости – несколько домов в полукаменном исполнении, изба-амбар на пчельник, баня и каретник.
В монастыре жило много насельников. Здесь не было такой строгости как в Филейском монастыре. Еще в самом начале основания монастыря к о.Нилу стало приходить множество людей с просьбой принять их в обитель. Он никому не отказывал. Набралось 25 человек с разными навыками и знаниями. В 1909 г. в монастыре жило 18 монахов и 57 послушников, в 1915 г. – 23 монаха и 42 послушника (в том числе 1 игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона). Кроме монахов и послушников, в монастыре трудилось много трудников, особенно на строительстве, которое не прекращалось никогда. Сами монахи и послушники также работали на благо монастыря, например, обрабатывали земельные угодья.
За два первых десятка лет двадцатого века Пророчицкий монастырь рос, благоустраивался, росло и число его насельников, некоторым из которых предстояло стать мучениками за веру Христову в предстоящую годину гонений. По большим праздникам в обитель приезжало много народа. Он был очень популярен среди верующих южной Вятки. И никто даже не мог подумать, что все этому благолепию и размеренному ходу монастырской жизни скоро придет конец…

На фото: план монастыря. Выполнил Н.Редкозубов

 

Как обновленцы крестный ход по губернии делали



Есть в Государственном архиве КО такое интересное и толстое дело - "О крестном ходе по Вятской губернии со святыми иконами из Спасского собора"( 1924 г.). Интересность заключается в том, что ход этот был... обновленческийю. Правда, он не был нововведением обновленцев. Это был древний Понизовый крестный ход, издревле шествовавший по большинству приходов центральных уездов епархии. Известно, что Великорецкий крестный ход также стал обновленческим. Получив в свои руки главные святыни епархии, обновленцы в своих лучших традициях "модернизировали" крестные хода. Например, Понизовый крестный ход стал заходить еще в большее число приходов, в том числе и в тихоновские. В 1924 г. крестный ход посетил 130 приходов, из которых 77 были тихоновскими и в 53 поддерживали обновленцев.
Как видно по отчету, большинство православных прихожан приняли обновленцев насторожено и недоверено, но в глубинке даже приходские священники не понимали особой разницы между обновленцами и сторонниками Патриарха Тихона, поэтому обновленцы пошли на хитрость, получив к себе одобрение в большинстве своих приходов - они не демонстрировали свои нововведения, понимая, что это оттолкнет верующих, а службу делали по старому, мол мы же свои, православные! Народу старались объяснить, что вся разница не в обрядах, а в управлении. С приходским духовенством велась своя тонкая игра. Например, показывали обновленческие газеты с публикациями о том, что Вселенский собор признал не Патриарха Тихона и даже осудил его, а обновленческий синод. Здесь многие пастыри были введены в заблуждение.
Вот несколько примечательных выдержек из этого отчета, когда он шел по Уржумскому уезду:
С.Ветошкино. Настоятель священник о.Василий Спасский арестован и осужден на год в тюрьму за сокрытие креста по проискам своего бывшего сослуживца о.Абашева. 2й священник. о.Аркадий Домрачев тихоновец по требованию народа, в душе синодал. После встречи святых икон около 1 ч. ночи священник Домрачев с псаломщиком приходили на квартиру о.диакона Ильинского , где отведена для нас была квартира, побеседовали с нами. Когда я им прочитал из № 1 Епархиальных известий о том, что вселенские патриархи признают св. синод, а Тихона не считают Патриархом, на того и другого это произвело сильное впечатление. «Что говорят теперь станем мы делать?» спросил псаломщик священника. «Ждать собора вселенского» ответил тот 
С.Мелянда. В Мелянду пришли иконы в 8 вечера. Настоятель церкви этого села Алексей Емельянов живет на хуторе за 4 версты от села. Встречи икон не было. Не было в день праздника и службы. Церковный староста распорядился, чтобы не было службы. Народ остался очень недоволен последним обстоятельством и всю вину слагает на старосту, которого и хотели убрать в первое же воскресенье незадолго пред приходом святых икон. Староста, у которого сын коммунист служит председателем исполкома, ездил в Уржум к о.Половникову. Последний наговорил ему, что у них церковь безблагодатная, надо ее освятить и т.п. И вот он всеми силами старается теперь убрать о.Емельянова за то, что он не поминает Тихона. Пред частным молебном, когда собралось много народу, я говорил обычную проповедь, убеждая народ не слушать советов старосты и быть верными своему пастырю. Тут мне дали слово, что не дадут в обиду своего батюшку. 2 мужичка приходили ко мне в алтарь, просили у меня прощения, что у них вышло так, и не вычеркивать их из маршрута.
С.Лебяжье – синодальное. Настоятель священник о.Петр Мальгинов борется с тихоновщиной и заслуживает со стороны епархиального начальства поощрения в виде награды камилавкой. За обедом церковный староста и председатель приходского совета благодарили меня за проповедь, в кот я разъяснял народу, что разницы в службе у синодалов и тихоновцев никакой нет. А разница только в управлении. Через Вятку были устроены торжественные проводы св. икон на пароме.
С.Петровское – синодальное, но в приходе сильное брожение к Тихону.
С.Кичма. В этом селе святые иконы находились дня 2. Народ прихода Кичминского отнесся к приходу св. икон с должным вниманием и благоговением, сопровождали иконы из деревни в деревнюсотнями. Такого отношения к св. иконам не было замечено ни в 1 приходе. Храм был переполнен молящимися. За литургией с разрешения о.настоятеля Николая Селивановского мною было сказано поучение о нерукотворном Образе Спасителя, изложена была история появления чудесного образа Спасителя в г.Вятке, по какому случаю установлен крестный ход по городам, селам и деревням Вятской епархии и о том тяжком времени, каковое переживаем мы в последнее время. Проповедь эта видимо произвела впечатление на слушателей. Изумленные мужички в деревне,где ожидали св. иконы, заявили: « Вот если бы почаще такие проповеди говорили батюшки, давно бы и тихоновцев не было».
В Кичме получено извещение из Маробласти о не разрешении крестного хода по Марийской области. Сократили его на 16 дней.
Из Буйского завода вышли в 1 час дня и пришли в Буйско-Архангельское в 9 ч. вечера, служили молебны в 4 деревнях – все тихоновские. Пред молебном говорил краткое поучение о тихоновщине, молитву: «Спаси Господи» пели все, а после молебна во время прикладывания ко кресту общее пение «Верую» , «Отче наш» и другие молитвы. Все это очень понравилось молящимся. И почти в каждой деревне приходили получать благодарность за это в некоторых деревнях «тихоновские» мужички за то, что им давал объяснение о «тихоновщине». «Наши батюшки говорят нам не разъясняли это». Общение пение молитв особенно вечером или ночью видимо производило сильное впечатление. В 1 деревне мужичок обратился ко мне и сказал: «25 лет у нас не бывало таких священников». Я спросил его, что значит такое замечание. Он мне ответил только «так ничего». Я переспросил его и просил указать, если что не так пели мы, то скажи. Тогда он ответил: «нет, батюшка, очень хорошо вы отслужили молебен, 25 лет вот мы принимаем св. иконы и ни разу так нам не служили, как вы: разборчиво, не торопились». Подхватили его слова и другие и поблагодарили нас, что особенно приятно было слышать это от тихоновцев. В Буйско-Архангельском квартиру нам отвели у крестьянина в селе. Вечером приходят к нам церковный староста и член приходского совета учетчик и заявляют нам: «молебны в церкви вам не служить. Будет служить наш батюшка, все деньги поступают в его пользу, приклад весь поступает в нашу церковь» Пришлось с ними долго беседовать по этому поводу и указать, что такого нахальства еще мы ни в 1 селене видали и таких требований нам не предъявляли.
Результат беседы все таки оказался благоприятным для нас. Утром настроение у них переменилось и решили все сделать мирно – по хорошему. Между утреней и литургией служили мы молебен в селе. Народубыло очень много. Т.к. в церкви (тихоновской) я не имел возможность говорить, в поле подробно познакомил молящихся с «тихоновщиной». После общего молебна, когда настоятель из вотяков о.Сергий Иванов прикладывал ко кресту, я подошел к нему и спросил : «вы батюшка разрешите мне отслужить молебны?» Он ответил: «надо спросить народ». Тогда я обратился к народу. 1 из присутствующих закричал: «пусть служат наши православные!» А когда я спросил его, «а разве мы не православные?» Он ответил, что вы обновленцы и сам спрятался. Тогда другие закричали: « служите сначала вы, а потом будем служить мы, в суд за это не подадите?» Пришлось ему ответить, что такими делами мы не занимаемся. Больше половины нам отдали пометки и когда мы отслужили молебны, женщины тут же заявили : «никакой разницы нет в службе».
… В Уржуме все 3 дня св. иконы стояли в соборе. Из Воскресенской и Казанской церквей приходили церковные старосты, просили отпустить им иконы, но без священников обновленцев. Получили от меня конечно отказ. Но этим они не смутились. Как в той, так и в другой церкви устроены были торжественные службы, как значилось в объявлении, вывешенном на дверях храмов, пред выставленными иконами на средину храма и поставлены были свои агенты на перекрестках, которые говорили, что в соборе служат обновленцы, не ходите туда. Несмотря на такие нечистоплотные меры, публика посещала собор, хотя конечно и не в таком количестве, как бы следовало.

ГАКО ф.237 оп.74 д.3457
На фото: церковь с.Буйско-Архангельского. Фото советского времени

 

Из недавнего прошлого: порядок крестного хода на реку Великую в 1993 г.

3 июня чт. 
9.00 после окончания литургии, получив святое благословение, паломники крестным ходом отправляются в Успенский собор. После совершения молебна с водоосвящением, получения святого благословения крестный ход идет в Троицкую церковь, где также совершается молебен
5 июня. сб.
16 00 автобусы из Серафимовского собора отправляются в с.Великорецкое
18 00 прибытие крестного хода в с.Великорецкое, молебен у преображенской церкви. После молебна – ужин, размещение на ночлег
20 00 вечерня с акафистом на берегу р.Великой. Будут приниматься исповедники
6 июня. Воскресение.
7 00 от Серафимовского Кафедрального собора автобусы отправляются на р.Великую.
8 00 сбор у Преображенской церкви. Отправление крестного хода к месту явленной иконы Николая чудотворца на берег р.Великой
10 00 начало божественной литургии. После литургии молебен с акафистом и водосвятием.
12 00 обед для паломников
13 00 отправление первого рейса автобуса в Киров
17 00 отправление 2го рейса автобуса в Киров

ГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.113 л.29
 
И снова о мнимых "врагах народа"

В наше время, когда вновь начинается возврат к красно-коричневой чуме, нередко раздаются оголтелые окрики, что мол сталинские репрессии были обоснованы, что касались они только заклятых вредителей советской власти, а то и вовсе их не было, мол все выдумали антисоветчики. Однако сохранились документы, свидетельствующие об обратном. Вот один из таких документов - из отчета районной партконференции в Яранске, где указывалось проявлять бдительность и искать (именно искать) "врагов народа" среди мало мальски в чем то виновных людей. Но кто был настоящий "враг народа" - тот, на кого навешивали этот ярлык или тот, кто призывал к организации поисков новых жертв и к их репрессиям?

Из протокола общего районного партийного собрания в Яранске 22-24 января 1938 г.

Лежнин. Решения февральско-мартовского пленума Центрального Комитета требуют от партийной организации, от каждого руководителя и каждого члена и кандидата партии повышения большевисткой бдительности, умение распознавать подлых врагов народа и выкорчевывать их. Многие члены партии и отдельные члены райкома бюро не поняли этого, не сделали для себя большевистких выводов из этих указаний ЦК. Только этим можно объяснить тот факт, что враги народа долгое время проводили вредительскую работу в районе и долгое время не были разоблачены. В этом большая вина парторганизации. Перед партийной организацией сейчас стоит задача до конца разоблачить остатки притаившихся врагов народа, вскрывать подлых врагов народа замаскировавшихся, чтобы сохранить себя в партии для продолжения вражеской работы. Враги народа чтобы замаскироваться клеветали на честных коммунистов и расправлялись с ними. Решения январского пленума ЦК дают четкие указания в исправлении ошибок, допущенных при исключении коммунистов из партии. Задача партийной организации – правильно понять эти указания. И на основе их по большевистки повести борьбу с врагами народа, разоблачать их показную бдительность…

ГАСПИ КО ф.П-1177 оп. 1 д. 199 л.121
 

 

Сведения о числе ремесел в г.Вятке 1862 г.



Булочники 13
Кондитеры 1
Пряничники 6
Башмачники 22
Модистки 1
Портные 80
Сапожники 53
Скорняки 5
Шапочники и картузники 6
Белильщики 9
Каретники 5
Кровельщики 3
Кузнецы 8
Лудильщики 2
Медники 4
Маляры 9
Обойщики 2
Печники 6
Рещики дерева 3
Свечные мастера 12
Стекольщики 5
Столяры 11
Трубочисты 4
Шорники 9
Штукатуры 10
Граверы 1
Гребенщики 1
Жестяники 2
Золотильщики 2
Зол и сер дел мастера 21
Кожевники 5
Красильщики 4
Монументальные мастера 1
Овчинники 1
Оловянщики 1
Рещики печатей 1
Слесари 2
Токари 1
Форте-пианисты 1
Цирульники 2
Часовщики 4

Итого 342 мастера и 324 работника

Не было: звероловы, квасники, колбасники, мясники, пирожники, пчеловоды, рыбаки, хлебники, перчаточники, рукавишники, шубники, бочкари, горшечники, каменщики, плотники, раб ковры и половика, бурлаки, живописцы, иконописцы, замшеники, занимающиеся деланием глиняных кукол, извозчики, колоколотейщики, коновалы, ткачи, табачники, типогравщики, шерстобиты

На примере малых городов все обстояло проще. Там не было и половины ремесел, как в больших губернских городах, но иногда оказывались и неожиданные для этих мест ремесла (иконописцы)
Глазов
Булочники 2
Калачники 20
Хлебники 4
Башмачники 2
Портные 3
Сапожники 12
Белильщики 3
Кузнецы 4
Стекольщики 6
Трубочисты 1 из крестьян
Столяры по найму 3
Извозчики 2
Иконописцы 1
Красильщики 1

Итого 34 и 11

ГАКО ф.574 оп.1 д. 130
Некоторые мастера указаны в единственном числе. Например, в Вятке был один резчик печатей, 1 фортепианист, 1 монументальный мастер (видимо, делал изваяния, скульптор иначе говоря), 4 часовщика. Это значит, что они могли быть единственными мастерами своего дела со своим уникальным стилем. Произведения их, скорее всего, давно заполняют коллекции любителей антиквариата... С другой стороны удивляет, что на весь город приходилось всего 4 трубочиста и 2 цирюльника (это говорит о том, что вятчане в основном носили бороды и редко брились), не было совсем мясников, горшечников, коновалов...

 

Домовладельцы г.Вятки. 1917 г.

В ГАКО есть подробнейшая перепись всех домовладельцев г.Вятки за 1917 г. Называется она "Реэстр для раздачи окладных листов домовладельцам г.Вятки на предмет платежа городского оценочного сбора"(ф.628 оп.6 д. 999). Поскольку реестру подлежали все домовладельцы города, в него попали все, а так же - городские храмы, монастыри, торговые дома, государственные и общественные организации, как то - Вятское общество потребителей, торговый дом под фирмою «Алексей Клабуков с сыновьями и К», общество Красного Креста, вятское благотворительное общество, попечительство Императрицы Марии Александровны о семьях, церкви, Успенский монастырь, торговый дом « В. и П.Кирьяновы и С.И.Ложкин в Вятке»...
Поэтому из данного дела можно узнать имена не только всех домовладельцев,нои какие организации торговые дома существовалми в городе на тот период времени.

Еще из персональных фондов и дел в ГАКО по г.Вятке можно отметить личные дела служащих (ф.583 оп.608, здесь они перечислены пофамильно со всеми анкетами) и "Дело о взятии недоимок с ремесленников и мастеров" за 1865-1882 гг. (ф. 628 оп.1а д.21).

 

Список действующих церквей по Кировскому району на 1939 г.



Название села число служителей
Макарьевская 2
Трехречинская -
Анкушинская 2
Кстининская 1
Медянская 2
Никулицкая 1
Бурмакинская 2
Загорская 2
Пасеговская 2
Лубягинская 2
Филейская 2
Вязовская -
Русское 2
Красное 1
Бахта 1
Митино – деревянная 

ГАКО ф.2169 оп.44 д.7 л.23
На фото: храм в с.Макарье, в котором в 1939 г. служило 2 священника

 

 

Послужной список одно из священников Васнецовых. 1880 г. ГАКО

 

Запись из метрической книги за 1874 г. о смерти крестьянина с.Космодемьянского Уржумского уезда Григория Михайловича Морозова. Ему было 68 лет. Самое интересное, что спустя полгода его вдова родила сына, до рождения которого отец не дожил. Кстати несколько поздних детей у Морозовых родилось и несколькими годами раньше. Вот такие были люди раньше...
Их старшие дети в это время уже имели свои семьи и детей.

 

Зарисовки из Филейской жизни



Эти и многие другие рисунки из жизни Филейского монастыря были сделаны будущим художником Александром Фищевым в конце 19 века, когда он жил послушником в Филейском монастыре. Уникальные рисунки художника изданы в книге-альбоме "Гармония неба и земли". Интересные воспоминания о своей жизни оказались запечатлены им в его книге "Записки художника". Книга воспоминаний очень интересна - бедное крестьянское детство, ранняя смерь отца и мучительный выход "в люди", поиск себя. В то же время автор воспоминаний не очень лестно отзывается о служителях Церкви (книга вышла в 1984 г.), например монахов Филейского монастыря он называет "пьяницами и развратниками"... Тем не менее воспоминания и рисунки художника очень ценны для исторического исследования.

Художник – вятич, Александр Владимирович Фищев родился в 1875 году в деревне Богородской Куменской волости Вятской губернии в семье бедняка отставного солдата Владимира Прокопьевича. В десять лет, окончив Кумёнское мужское начальное училище, Саша остался без отца. Из-за крайней нужды он вынужден «идти в люди», т.е. браться за любую работу в поисках пропитания. Одно время он был даже послушником Филейского монастыря что в Вятке. В двадцать пять лет сбывается его мечта – продолжить образование. Александр поступает в Казанскую художественную школу. В течении долгой своей жизни, выходец из бедных крестьян, он смог блестяще окончить Императорскую Академию художеств, кроме того, Императорский Археологический институт, получил высшее педагогическое образование, окончив высшие министерские курсы. В сентябре 1925 года Фищев приезжает в г. Малмыж. В конце 40-х годов Он расписывает главный предел Богоявленского собора. За всю жизнь Александр Владимирович Фищев написал сотни картин и икон. До конца своих дней ежедневно уделял любимому делу по два часа. В рейтинге художников мира записан как состоявшийся художник в масштабах страны. Умер 6 апреля 1969 года в возрасте 92-х лет.

 

Стефан Филейский и Матвей Яранский: встреча двух вятских святых 



К началу 1880-х годов имя Стефана Филейского знала уже вся Вятка. Душеспасительные книги его читал весь город, проникаясь мыслями старца, как сам он когда-то при чтении «Писем Святогорца». Не мог не слышать о нем и молодой столбовский помощник Митрофан Швецов. К сожалению, обстоятельства их знакомства не дошли до нас. Писатель В.Шачков в своей книге так описывает знакомство двух вятских святых: «Не знаю – как, но подвернулся под руку Митрофану в эту пору душевных смятений Стефан, монах Трифонова монастыря – главной цитадели духовного воспитания жителей старой Вятки. Фанатик и аскет, полностью порвавший не только с миром, но и одевший схиму, он поражал воображение людей своим неистовым умерщвлением плоти, исступленной верой, богомолениями на всю ночь, постами, когда месяцами не прикасался к молоку или мясу. А то и голодовками на неделю и больше. Его знала, им восхищалась вся Вятка: церковь умела тонко и ненавязчиво возводить свои авторитеты на высокие пьедесталы. Стефану, человеку, без сомнения мудрому, сразу же пришлась по душе природная одаренность Митрофана, настойчивость, честолюбие. И Стефан понял: человек этот, если его по-умному поставить, может сделать для церкви что-то значительное…»
Когда молодой человек впервые посетил старца, между ними произошло то проникновенное общение, которое определило всю дальнейшую жизнь Митрофана. Они стали часто общаться, и вскоре Митрофан становится любимым учеником старца, а старец Стефан – его духовным наставником. Возможно, с этого времени у него появляется мысль о монашестве. Об этом может говорить и тот факт, что до самого принятия монашества в возрасте 35 лет Митрофан Кузьмич не связывал с себя узами брака, хотя возможности для этого у него были. Молодой приказчик купца Столбова с перспективами на будущее мог составить хорошую партию любой городской барышне…

 

Филейская обитель: начало


 

Книги о.Стефана становятся популярными за пределами губернии. Путешествуя по святым местам, он возил и свои книги, благо на средства благодетелей их можно было печатать сколько угодно. Однажды он прибыл в Раифскую пустынь Казанской епархии. Как раз там находился Владыка Казанский Павел.Познакомившись со знаменитым автором, он предложил ему остаться в пустыни и устроить здесь скит. Однако вятский епископ Аполлос не желал этого. Тогда о.Стефан предложил основать скит на Филейке – свою давнюю мечту. Владыка дал согласие, сказав «Бог благословит», дал просфору и выделил немного денег. Так в 1883 году вблизи губернского города Вятки появился новый монастырь, пока скит. Интересно, что поставлен он был на земле родителей о.Стефана (похоже, земля перешла к нему после смерти брата). Со своими помощниками и на средства благодетелей старец построил здесь же деревянную церковь, покрытую железом. Были благоустроены дороги и вся прилегающая местность; в оврагах были устроены знаменитые филейские пруды. Вокруг Стефана начали собираться ученики. Многие хотели остаться в новой обители, но батюшка принимал далеко не всех, проявляя большую осторожность, и поначалу взял в скит только шестерых человек. Хотел присоединиться к братии о.Стефана и Митрофан Кузьмич, но не мог осуществить этого желания из-за того, что на руках его находилась сестра Елизавета. Батюшка учил их богомыслию. Каждый из братии ежедневно исповедывался у своего наставника. 
После основания скита почитание о.Стефана еще более увеличилось. По словам современника, «народ шел к о.Стефану громадными толпами, кто за советом, кто за благословением». Еще больше народа посещало его в мае, во время возвращения Великорецкого крестного хода. Многие имели возможность пообщаться с живым старцем, попросить его благословения или совета. Отец Стефан раздавал богомольцам свои книжки, завоевывая ими еще большую любовь к себе. По просьбе народа, с 26 мая 1884 г. о.Стефан начал служить в своей церкви молебны, увеличив еще раз число богомольцев.
Зимой 1884 г. пустынь о.Стефана посетил местный благочинный. Все увиденное им, ему понравилось, и в своем полугодовом отчете о состоянии благочиния он изложил то, что видел. Для нас это тем более ценно, так как по существу это первое документальное описание Филейского монастыря. Благочинный писал: «Около села Филейки в лесу иеромонахом Стефаном Куртеевым выстроен молитвенный дом, при котором поставлено несколько келий и дом для приема богомольцев. Молитвенный дом иеромонаха Стефана Куртеева построен его попечением и средствами, им самим изобретенными. В этом доме (деревянном) устроен иконостас ; в нем есть между прочим замечательная икона св.великомученика Пантелеймона, принесенная с Афонской горы; в икону вложено 6 частиц св.мощей. Молитвенный дом иеромонаха Стефана посещает ежедневно множество богомольцев. Отец Стефан в этом молитвенном доме служит для богомольцев молебны и читает акафисты…»

Здесь и далее использованы некоторые фото храмов с сайта http://sobory.ru

 

Вычеркнутые из Филейской обители
Книга на записку монашествующей братии, преуказных и временных послушников, богадельщиков, конюхов, дворников, работников и других лиц, живущих в Александро-Невском монастыре 1908-09 гг.


Вычеркнуты

6. иеромонах Матфей. В миру Митрофан Козьмич Швецов.
Согласно указа ВДК за № 6786 принят в число братии Александро-Невского монастыря 1891 24 июня
Пострижен в монашество 15 августа
Рукоположен в иеродиакона 17 ноября
Во иеромонаха 5 апреля 1897 г.
Временно послан в Яяранский Пророчицкий общежительный монастырь 24 ноября 1899 г.
Указом ВДК от 21 ноября 1900 г. за № 17861 перемещен в Яранский Пророчицкий монастырь

Иеродиакон Геннадий в миру Григорий Сергиев Парфентьев. 
Был послушником в Молченской Софрониевой Пустыни 9 лет с 1886 г.
Согласно указа ВДК принят в число братии АНМ 11 декабря 1895 г.
Пострижен в монашество 6 апреля 1896 г.
Рукоположен во иеродиакона 2 мая
Перемещен в Вятский Успенский Трифонов монастырь 1897 22 декабря

Диакон Николай Константинов Люстрицкий
Причислен к братии сего монастыря 10 октября 1898 г.
Перемещен в Яранский Пророчицкий монастырь указом от 18 июня 1899 г.

ГАКО ф.1100 оп.1 д.2

 

А вокруг цвели ромашки (о церкви с.Филейки)...



...К 1875 г. теплая Филейская церковь стала тесной и утверждается проект перестройки теплой церкви с установлением деревянного купола и фонаря над холодным храмом по типу Великорецкого
В 1876 г. теплая церковь разобрана и построена новая большая церковь на 2 престола. Правый придел был освящен во имя пр. Ильи, а левый – в честь св.Николая чудотворца..
В этом виде Покровская церковь простояла до своего закрытия и разрушения в 1939-40 гг.
Юные паломники из Вятского духовного училища, епархиального училища, из младших классов обеих гимназий любили ходить на Филейку пешком и слушать службу в Покровской церкви, а на службу в Покровскую субботу сюда съезжались вятичи со всей округи.
В 1890 г. недалеко от Покровской церкви открыт Филейский мужской Александро-Невский монастырь
Рядом с церковью была построена каменная 2этажная 4классная школа, в которой обучалось 120 девочек. В селе была также мужская земская школа.
Сейчас на Филейке земельные наделы вятских мещан застроены гаражами, предприятиями, каменными домами и уже трудно догадаться, что здесь когда-то стояли храмы, крестились дети, венчались, исповедывались люди, обретали покой ушедшие от нас, что вокруг них колосилась рожь, на лугах цвели ромашки и гудели трудолюбивые пчелы…

Олег Виноградов

Покровская церковь села Филейки// Вятский край - 1992 г. № 160

На фото: Вятка. Сестры Преображенской обители в Покровской церкви слободы Филейки. В центре снимка - священник Покровской церкви о.Виктор Левашов. Фото около 1930 года.

 

Из воспоминаний о преподобном Стефане (Куртееве)

Художник Александр Фищев, впоследствии живший послушником в Александро-Невском монастыре г.Вятки, так вспоминал свою первую встречу с о.Стефаном: " «… По обещанию, может быть .в благодарность за успех в делах, пешком пошли на Филейку к монастырю о.Стефана…. Разнеслась слава о нем по всей Вятской губернии. Пошли… люди, кто ради спасения своей души, кто за разрешением житейских вопросов. Получить у затворника благословение пришли и мы. К нашему огорчению о.Стефана здесь не оказалось. Власти духовные при помощи светских увезли его в Вятку, в Трифонов монастырь. Здесь мы удостоились видеть о.Стефана, несмотря на запрещение, он все-таки ухитрялся принимать у себя паломников. Помещался о.Стефан в доме на 2 этаже. Дом был большой, с террасой… расположен в фруктовом монастырском саду.
Мы вошли на террасу, недолго пришлось ждать. Он вышел – может лет 50, черный, худой в подряснике. Мама бух ему в ноги, за ней и я. «Что ты, что ты, зачем и что тебе надо? – тихо сказал он». Мы встали. «Благослови, нас, батюшко, и научи, как жить». И мама поведала свое горе. «Молись, все в руках Божьих» - сказал о.Стефан. Он благословил нас и произнес: «Идите с Богом». И мы ушли..."

А.Фищев. Гармония земли и неба Вятские Поляны 2007 г. (под редакцией протоиерея Алексия Сухих)

 

Первое описание Вятского Александро-Невского монастыря. 1890 г.



16 сентября совершилось открытие нового мужского общежительного Александро-Невского монастыря.
Монастырь находится в 6 верстах от г.Вятки и в полуверсте от с.Филейки и занимает участок земли в 7 дес., покрыт крупным еловым лесом. В южной части монастырская земля представляет возвышенность, довольно ровную площадку, с небольшой покатостью к северо-западу, а в северной половине она постепенно понижается и идет узкой полосой по берегам очень небольшой речки, которая с правой стороны имеет крутой и высокий берег, пересеченный глубоким оврагом. На реке устроены 2 небольших пруда: на 1 из них поставлена деревянная мукомольная мельница. Неровная поверхность земли, высокий хвойный лес, спруженная вода, разбросаннные по лесу деревянные постройки дают монастырю очень красивый, живописный вид.

Вятские епархиальные ведомости - 1890 г. №20

На фото: один из храмов монастыря. 

 

Как устраивался Яранский Пророчицкий монастырь


Владыка Алексий - "Отец Нил, помнишь ли, я когда-то говорил тебе, что одна купеческая вдова из Яранска, умирая в 1895 году, завещала на устройство мужского монастыря около 115 тысяч десятин земли в Яранском уезде? — говорил владыка Алексий, беседуя с отцом Ни-лом. 
— Да. Помню, владыка... Вы тогда высказали, что это вас сильно заботит и беспокоит... 
— Вот именно, именно... — прервал владыка, — заботит и бес-покоит, что до сих пор еще не приступлено к исполнению воли завещательницы Анны Дмитриевны Беляевой, царство ей небесное, — и владыка благоговейно перекрестился. — Не было в виду человека, которому можно было бы вверить это большое дело... Ну, а теперь Господь мне указал этого человека, и человек этот — ты, отец Нил...
Весна была в самом разгаре. Везде все распустилось, зазеленело и зацвело. Долго ехал отец Нил и много испытал разных дорожных неудобств, пока, наконец, он добрался до города Яранска. 
Маленький захолустный городок, скорее похожий на небольшое село с населением около 5 тысяч человек, находился в 225 верстах от Вятки. 
По приезде в Яранск отец Нил тотчас же начал свои хождения по делу устроения новой обители. Везде, где только нужно было, побывал он с рекомендательными письмами от владыки. Недолго пришлось отцу Нилу разыскивать нужных людей и хлопотать само-му, чтобы начать работы. В самом Яранске нашлись сочувствующие устроению новой обители, готовые помочь и советами, и материальной помощью». 

Из книги "Жизнь и труды игумена Нила (Пилякова)»

На фото: игумен Нил, основатель обители
 
 

 

 

 


Назад к списку