- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

12 сентября 2015 г.

Как уржумцы в 1923 году комету ждали
 


«Страсти Господни!!! От Сатурна оторвался осколок разиков этак не то в 12, не то в 16 больше Земли и прямо летит на нее! Встретившийся на пути этого осколка бравый Марс долго жить приказал!»
Вот о чем говорят сейчас обыватели всего Уржума и крестьяне окрестных деревень. Этот «осколок» взбудоражил почти все население Уржума. Говорят об осколке в своих домах, на улицах, в учреждениях. Говорят наша судьба должна решиться тогда-то и тогда-то.
Один из попов города был уверен, что осколок упадет в один какой-то день и в этот день он, против своего обыкновения, раньше на час службу начал. 
В Светлицах говорят, что если осколок минует Землю, то немедленно покажется второе солнце и у нас будет юг.
Граждане, живущие в Шинерке, полагают, что осколок своим хвостом должен ткнуть в Тихий океан, вытеснить воду и образовать всемирный потоп. Старики д.Шурана Теребиловской волости, почесывая свои затылки, делают следующий вывод: так как ни они, ни их отцы и деды не знавали случая, что бы благовещенье было накануне Пасхи, то нынче быть светопреставленью.
Пущенная кем-то «утка» обнаружила то, что большая часть граждан г.Уржума питается слухами, вследствие чего делает слона из мухи. Между прочим, причиной всего этого, вероятно, служит следующее:
В газете «Вятская правда» № 67 читаем:
«Астрономы сообщают, что в текущем году нам предстоит удовольствие наблюдать одновременно на небе 3 кометы. Эти кометы названы в честь Шиллеруца, Бландзе и Петриова. Соответствующие телеграммы разосланы центральным астрономическим бюро в Копенгагене».

"Планида"// "Красный пахарь" - 1923 г. № 25
 
 
Первые детские сады Вятской губернии


Иногда в советских публикациях первых лет можно найти косвенные упоминания об учреждении каких-либо учреждений. В нолинской газете "Деревенский коммунист" за 1920 г. в статье "Не надо ворожей в школу" как-то удалось найти сведения о первых детских садах. Примечательно, что первый детсад здесь разместился в бывшем доме священника:
"Село Мелянда Сердежской волости Уржумского уезда. В нашем селе есть детский сад в поповском доме; прислугой в этом саду служит одна старушка с семейством в 5 человек, которые не находясь нигде на службе, кормятся с общей кухни. Не удовлетворяясь этим, прислуга, как большая ворожея, задумала продавать свое довольно прибыльное занятие и на новом месте.
И вот темный народ, по преимуществу жены красноармейцев, повалили к ней гурьбой поворожить: где находится муж, не убит ли он, почему не пишет писем и т.п. Ворожба обычно происходит тут же на глазах у детей, что развращающее действует на их детские умы и они нередко уже просят «бабушку» поворожить!"

Деревенский коммунист - 1920 г. № 36 

На фото: К. А. Луппова и воспитанники первого детского сада города Вятки. .1911 г.
 
 
Волисполком "Добрый"

Село Лудяна Буйской волости Нолинского уезда. В нашей волости «духовные отцы» по старой привычке все еще продолжают ездить по деревням, собирая «ругу» - масло, яйца, муку, ржаное и яровое жито, несмотря на то, что местный волисполком в достаточном количестве удовлетворяет их всеми продуктами продовольствия из волостного продотдела. При таком двойном пайке попы живут себе припеваючи, а бедняк-крестьянин пухнет с голоду.

О поповской жадности// Деревенский коммунист - 1920 г. № 36 

Удивительный факт: "местный волисполком в достаточном количестве удовлетворяет их всеми продуктами продовольствия из волостного продотдела". Что бы советский орган власти снабжал духовенство продуктами из волостного продотдела... Хотя в 1920 г. в Вятской глубинке еще все было возможно, т.е. построить социализм по-людски...
 
 
Вятские села на излете НЭПа


Из статьи о селе Кичма Яранского уезда: 
Хорошее и плохое в селе. Село Кичма Яранского уезда – большое, торговое. 19 коммунальных зданий занято под советскими учреждениями. Последний год эти здания приобрели приличный вид. Построено одно новое. Нынче на эти средства от самообложения отремонтирован дом под медпункт, заканчивается постройка ветпункта. В некоторых помещениях произведены поправка полов, крыш, побелка стен и т.д. Через реку на конце села перекинут навесной мост.
Вот площадь. Футбол, баскетбол и крокет, гиганы, горки, за этим проводит праздники моложежь села. Кооперация торгует неплохо: имеет три лавки. Частник свернулся давно, лишь по воскресеньям на площади села открывается захудалая лавчонка с вывеской игольно-галантерейная торговля». Неплохо орудует и кредитное.
Это частица хорошего. Но есть и плохое, которое сразу бросается в глаза. Во многих учреждениях выбиты стекла, низ в доме кооперации холодный, жилые помещения пропадают без всякого надзора. Надворные постройки у домов разрушаются, крыша на складе кредитного прогнила, проваливается.
Выйдем за Кичму. Два хлебозапасных магазина расходуются: доски ободраны, уже подбираются под фундамент. Радио – прививающееся к культуре в деревне около года – молчит. Народный дом оживает изредка: когда подойдет компания или приедут артисты с Волги с халтурными постановками и системной культурной работы нет.

Алянский. Кичма // Вятская правда -1928 г. № 256

На фото: село в наши дни
 
 
 
 

Назад к списку