- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

11-20 декабря 2018 г.

Родственники русского композитора Петра Ильича Чайковского жили в Слободском



Первым слобожанином из известных его родственников был дед, Пётр Фёдорович Чайковский, биографические сведения о котором впервые были опубликованы в книге о его внуке -композиторе в 1895 году. Книга представляет собою трёхтомный труд о жизни и композиторской деятельности П.И. Чайковского. Её автор - Модест Ильич Чайковский, брат композитора. Основу книги составили мемуары родственников, которые уже в XIX веке о П.Ф, Чайковском отметили, что он служил городничим сначала города Слободского Вятской губернии, а потом Глазова той же губернии. В качестве статского советника и кавалера ордена Св. Владимира 4-й степени, по представлению бывшего сначала Вятским, а потом Казанским губернатором, Желтухина, его приписали к дворянам Казанской губернии. Данные факты в связи с деятельностью деда были весьма важны для родственников композитора. 
• Во-первых, потому, что они имели значение в повышении социального статуса рода Чайковских. 
• Во-вторых, составили часть семейной летописи рода. Очевидно не случайно в своей дворянской летописи родственники выделили город Слободской. 
Однако они не считали историю своего рода изученной. 
В XX веке поиск материалов о родословнойкомпозиторапродолжила Ксения Юрьевна Давыдова, его внучатая племянница. К поисковой работе в 1974 г подключилась Валентина Иосифовна Пролеева, поклонница музыки П. И. Чайковского и землячка композитора. В течение 10 лет она провела тщательную работу в архивах Кировской и Пермской областей, городов Казани, С-Петербурга, Киева, Москвы. Благодаря найденным ею документам, была составлена хронология событий, связанных с пребыванием Чайковских в Слободском. 
1785 год, 21 марта. Правитель Вятского наместничества Степан Данилович Жихарев предложил определить штаб-лекаря П.Ф. Чайковского на должность доктора в уездный город Слободской/2/. 
1785 год, 1 апреля. П.Ф. Чайковский заключил контракт на службу в качестве доктора в городе Слободском сроком на 2 года.\3\ 
1785 год, 23 сентября. П.Ф, Чайковский записан в документах Вятской губернии, как дворянин.\4\ 
1786 год, 31 марта. Родилась дочь П.Ф. Чайковского - Александра.\5\ 
1787 год, 18-19 февраля. Вятский губернатор Федор Федорович Желтухин подписал представление о награждении штаб-лекаря П.Ф.Чайковского чином.\6\ 
1789 год, 15 января. Родился сын П.Ф. Чайковского Петр.\7\ 
1789 год, 20 августа, П.Ф. Чайковский получает отставку из Медицинской Коллегии и noвышение на государственной службе - должность заседателя Вятского совестного суда. \8\ 
1795 год, 18 января. П.Ф. Чайковский получает должность городничего в гСлободском .\9\ 
1795 год, 20 июля. Родился сын П.Ф. Чайковского Илья.\10 
1796 год. Отъезд семьи П. Ф. Чайковского из Слободского, отставка в связи с назначением в город Глазов.\11\ 
Краткий слободской хронограф позволяет убедиться, что жизнь Чайковских в Слободском была непродолжительной. Тем более, что во время первой службы в этом городе П.Ф.Чайковский бывал здесь наездами, семья в Слободской на постоянное жительство не приезжала. За годы слободской службы у П.Ф.Чайковского и его жены Анастасии Степановны родилось трое детей. Двое из них - Александра и Петр - родились нев Слободском, а в Вятке - по месту проживания в то время семьи. Только Илья, который позднее стал родителем композитора П.И.Чайковского, родился именно здесь, но прожил в Слободском младенцем всего около года. 
Непродолжительная, можно сказать, эпизодическая жизнь Чайковских в Слободском no-прежнему мало изучена: не известно, на какой улице и в каком доме они жили, с кем общались, обучались ли дети. 
Некоторые факты из жизни семьи указывают на то, что с переводом отца по службе из г.Слободского в г.Глазов связи семьи со Слободским не прекратились. Например, в 1802 году, 6 лет спустя после жизни в Слободском, старшая дочь Евдокия была выдана в Слободской замуж за Василия Павловича Попова, заседателя Земского суда г.Слободского. Очевидно, что у Чайковских в этом городе оставался определенный круг друзей и знакомых, которые могли помочь установлению родственных связей Чайковских со слобожанами. 

(Материал собирала педагог музыкальной школы им. П. И. Чайковского, руководитель музея на базе школы (г. Слободской) – Кулакова Валентина Георгиевна)

 

Вопросы истории. Почему С.М.Киров не помогал своим бедствующим сестрам? 



Из биографии великого вятского уроженца и революционера": "Сергей Миронович не только добился полного контроля над парторганизацией города, но и стал практически хозяином Ленинграда, контролируя буквально все и решая даже жилищно-бытовые вопросы. Успехи в управлении городом в итоге сделали из него крупную политическую фигуру". 
О состоятельности семьи Кирова можно почитать у В.Шаламова в книге "Четвертая Вологда":
"...И Бухарин, и Сталин, и Рыков – также жили очень скромно. Еще скромнее жили их жены. 
Исключение составляла только жена Кирова, которая еще по Баку прославилась захватом буржуазных квартир для родных своего мужа. Притчей во языцех была эта дама. Подвиги ее говорили, что у Кирова не хватает времени, чтобы одернуть ретивую жену 
В 1926 году Киров получил назначение в Ленинград на борьбу с оппозицией и выехал громить троцкистов А жена его осталась в Баку и – когда она позднее прибыла к мужу – замучила всю железную дорогу. Она ехала в двух вагонах – сама в одном, в другом кировские собаки. Управление дороги было приведено в трепет ее телеграммой в Ленинград Кирову для ускорения движения спецпоезда в северную столицу. 
По прибытии в Ленинград дама эта бросилась выбирать и отбирать уже квартиры побогаче, чтобы дать наконец отдых мужу, мучающемуся в «Астории», не имевшему угла отдохнуть..." 
Между тем семьи сестер великого трибуна в далекой Марийской республике буквально голодали, не имея зачастую средств и нормальной одежды, не говоря уж о собственном жилье. Племянник его Константин Верхотин вспоминал: "Жилось нам чрезвычайно трудно. В голодные годы (1921 и последующие) мама продала все, что можно было продать из нашего небогатого имущества: мебель, утварь, кое-что из одежды. Мы носили одежду из холста, обувью нам служили лапти. Ели хлеб из лебеды, желудей. Спасла нас от голода купленная мамой корова...."
Из всего этого видно, что Мироныч явно не бедствовал и одним щелчком пальца мог бы легко помочь семьям своим сестер, но он не хотел или, точнее сказать, не хотел...

 

ПОЛЕ, РУССКОЕ ПОЛЕ....Я ТВОЙ ТОНКИЙ КОЛОСОК. Иду по тропке по ржаному поле в гости к матери. (В колхозе им. Ст. Халтурина Халтуринского района 80-е годы) Сегодня это поле заросло соснами и лиственными деревьями

Леонид Сорокожердьев

 

Из истории Троицкого собора города Уржума 



В 1889 году уржумцы решили построить новый большой храм на 1500 мест. 
Купец Иван Васильевич Бердинский собранием прихожан был послан в Вятку ходатайствовать перед епархиальным начальством о разрешении строительства, он и привлек Дружинина. Церковный староста Стародубцев избран председателем строительного комитета, именно он оказал очень большую материальную помощь – 1,5 млн. кирпича и 7 тысяч рублей. Было подсчитано, что все кирпичи и отделочные работы по собору стоят 7688 рублей. В договоре указывалось, в случае смерти Стародубцева деньги до 7 тысяч рублей выплатили бы его наследники. Оплата за укладку тысячи кирпича была 4 р. 60 коп. С каждого заработанного рубля платили 80 рублей, а 20 копеек – только после окончания работ. 
В 1960-е годы сбросили все 6 позолоченных крестов. Главный крест упал на крышу купола, проломил его и никто не удосужился заделать дыру. Инициатива обезглавливания собора принадлежала председателю райисполкома А.М.Кожинову. 
В 1987 году здание передано церкви. Активная реставрация началась отцом Александром. Через два года освятили и водрузили крест, покрыта жестью крыша, восстановлена юго-восточная башня, заменены сломанные оконные переплеты. 

И.Андреева. Троицкий собор в Уржуме // Вятский край – 1995 г. № 146

 

Из истории вятского Союза Воинствующих Безбожников 


На 22 апреля в кружке текущей политики в колхозе «Аврора» была назначена лекция о происхождении Пасхи. За пять дней до занятия я обратился к председателю СВБ товарищу Ширяеву, чтобы последний мне оказал в этом помощь и послал докладчика. Товарищ Ширяев мне пообещал. В день занятия, боясь за то, чтобы не подвели меня с докладчиком, я еще раз обратился к Ширяеву и опять получил положительный ответ. Слушатели собрались активно и с нетерпением ждали докладчика, но дождаться так и не могли. 

Руководитель кружка Низовцева. У Ширяева дела расходятся с делом // Кировская искра – 1938 г. № 99

 

О числе учеников церковных школах на юге Уржумского уезда в 1916 году 



Я родилась в Куженерском районе деревне Руш-Беляк Юледурского сельского совета. Мои родители были неграмотные. Раньше, когда я был маленькая, в деревне всего грамотными были два человека. Из девочек я первая одна пошла в Ляж-Вершинятскую школу. Мои ровесницы надо мной смеялись, особенно матерью, что я хожу в школу. Мать с отцом жили бедноте, одежонки плохие, ходили лапатошках… (воспоминания Ласточкиной Прасковьи Ивановны, ЦГА РМЭ ф. Р-954 оп.1 д.38 л.1). 

Больше-Кульшетская 37 (одни мальчики) 

Больше-Колокудская 15 (девочек 2) 

Больше-Ноледурская 20 (одни мальчики) 

Витлинская 33 (девочек 7) 

Купсолинская 27 (одни мальчики) 

Куприан-Солинская 38 (девочек 1) 

Торешкибарская 12 (девочек 7) 

Черемисско-Шойская 20 (девочек 4) 

Экран-Солинская 20 (одни мальчики) 

Деяновская 20 (девочек 13) 

Онодурская 17 (девочек 12) 

Второклассная мужская в селе Старый Торьял 45. 

Во всех училищах работало по одному законоучителю (преподавателю Закона Божьего) и одному учителю, только в Старом Торьяле работало три учителя. 
Всего на 1916 год в церковных школах уезда обучалось: 2790 детей, из них мальчиков – 1517 и девочек 1213. Их обучало: 67 законоучителей в священном сане, 63 учительницы, 21 учитель и 3 заместителя. 

Источник: Вятские епархиальные ведомости за 1916 год. 

Фото с сайта https://takiedela.ru/2017/05/takaya-rossiya-reforma-s..

 

«Журнал Московской Патриархии» как источник по истории Вятской епархии

Как известно, с 1920-х годов по 1990 год в Кировской/Вятской епархии не было собственного церковного издания, как и в большинстве других областей СССР. На всю страну выходило с 1943 года единственное церковное издание - "Журнал Московской Патриархии". Из этого журнала можно почерпнуть некоторые сведения из истории Вятской епархии в советский период. Например, об открытии новых храмов и визите епископа Вятского и Слободского по приходам. 
В 1979 году сообщалось о визите епископа Хрисанфа в Уржумский район:
30 июля в неделю 50-ю по пятидесятнице Преосвященный Хрисанф совершил богослужение, а накануне – всенощное бдение в Свято-Троицком храме в городе Уржуме, где был тепло встречен множеством верующих… Возвращаясь в Киров, он посетил Вознесенский храм в селе Рождественском. Архипастырь обратился к прихожанам с словом о любви к храму Божию (№ 7 за 1979 г., с.20).
Неоценимо здесь то, что в ЖМП публиковались биографические сведения о священнослужителях - об их назначениях и кончинах (некрологи). Большие некрологи, правда, были большой редкостью. Например, в 1982 году большой некролог был посвящен почившему отцу Николаю Решетникову из Уржума:
Протодиакон Николай Матвеевич Решетников, клирик Свято-Троицкого храма в городе Уржуме, скончался 9 января 1982 года. 
Родился он 27 ноября 1895 года в маленьком селе Уржумского района Кировской области, был участником Первой Мировой войны и Великой Отечественной войны, имел правительственные награды. С 1929 года он служил псаломщиком в храмах Кировской епархии. В 1950 году архиепископом Кировским и Слободским Вениамином был рукоположен во диакона и до конца своих дней являл пример смиренного молитвенного служения . Последнее время, превмозгая боль ранений военных лет и немощь преклонного возраста, отец Николай приходил в храм и здесь находил новые силы для ревностного служения. Но за год до кончины недуг приковал его к постели. 8 января 1982 года он причастился святых Христовых Таин, а на следующий день мирно почил. 
По благословению епископа Кировского и Слободского Хрисанфа отпевание совершил настоятель Свято-Троицкого храма в городе Уржуме священник Кирилл Палий. 
Похоронен отец Николай на кладбище в городе Уржуме (№ 3 за 1983 г., с.30). 
Гораздо более часто публиковались краткие сообщения о кончинах священнослужителей.
Священник Иоаким Никитич Дудин настоятель Вознесенского храма села Рождественского Кировской епархии скончался 3 мая 1971 года на 78 году жизни. Прослужил в священном сане 22 года (№ 2 за 1972 г., с.29). 
Заштатный игумен Питирим (в миру Петр Иванович Марамзин), клирик Кировской епархии, скончался 5 мая 1973 года, на 90 году жизни. Прослужил церкви Христовой 22 года (№ 10 за 1973 г., с.31). 
Протоиерей Николай Николаевич Воробьев, заштатный клирик Кировской епархии, скончался 12 февраля на 96 году жизни. Церкви Божией прослужил 66 лет (№ 3 за 1975 г., с.27). 
Номера этого журнала можно посмотреть в Областной научной библиотеке имени Герцена, хотя первые номера за 1940-50е годы сохранились, кажется, не все.

 

Была ли книга редким предметом в дореволюционной деревне? 



В 1912 году в Вятской губернии из 100 дворов 83 не имели ни одной книжки. У остальных может-быть встречались кое-какие главным образом религиозные книги. Если бы вы захотели в те годы найти в деревне одну научную книгу, вам пришлось бы для этого обойти 10 тысяч человек, т.к. по статистике тогда на такое количество людей приходилась одна научная книга… 

Н.Васенев. О Вятке // Кировская правда – 1938 г. № 136

Картина В.Васнецова "Книжная лавочка"

 

Похожие имена

Есть среди множества русских женских (и наверное, не только женских) имен и такие, которые вроде бы и похожи, но являются разными. Например, Мария и Марфа, Антонина и Антонида... Имена эти часто путают, принимая их за одно, но на самом деле это разные имена. Например, Марфа - русский вариант имени Марта. Поэтому назвать Марфу Машей будет по крайней мере неправильно...
А какие похожие имена знаете Вы?

 

На Вятке был Союз увечных воинов (к прошедшему дню инвалида)


Уржумский уездный союз увечных воинов Вятской губернии 

10 июля 1918 г. № 87 

14 июля 1918 г. Конганурский волостной исполнительный комитет 

Правление Союза увечных воинов просит вас срочно доставить сведения сколько в волости имеется нуждающихся в искусственных ногах. Сообщите их адреса и кто именно. 
По очереди все инвалиды – на средства Союза будут отправляться в Казань за протезами. 
Укажите время, когда была отнята нога у инвалида. 

Председатель Уржумского уездного союза увечных воинов Витвинин 
Секретарь Карташев 

ЦГА РМЭ ф.Р-368 оп. 1 д.15 л.38

 

"Коммунистическая партия пересадила Вас Андриян со скрипучей крестьянской телеги за штурвал кабины космического корабля...": письмо космонавтам



Пилотам космических кораблей «Восток 3 и 4» Николаеву и Поповичу 

Письмо 

Дорогие мои соотечественники Андриян и Павлуша, за проявленную Вами отвагу и мужество, низко кланяюсь Вам и как детей целую Вас. 
Молодцы парни! 
Коммунистическая партия пересадила Вас Андриян со скрипучей крестьянской телеги за штурвал кабины космического корабля, а Вы проявили упорство в достижении цели, удивили своим героизмом весь мир. 
Не только советский народ с гордостью и восхищением отзывается о Вас, а даже сам президент Америки Кеннеди снимает перед вами шляпу. 
Вот как! 
Вот вам и чувашский парень лапотник. 
Лапотником бы назвал он вас полстолетия назад, да времена теперь не те. Вот что значит наша родина и ее трудолюбивый народ! 
Андриян! Вы со своим другом Павлушей, бывшим пастушонком, штурмуете космос, так же бесстрашно как штурмовали Зимний Дворец самодержавия, и капитализм. 
Вот это да! По нашему, по русски! 
За что вам большое спасибо. 
На таком корабле, который сделали наши люди, я уверен что вы и ваши посланники донесете учение Ленина о мире, счастье и дружбе всех народов не только до Луны и Венеры, но и до Марса. 
Это также верно Павлуша, как верно то, что ваши имена будут жить в веках и не померкнут никогда. 
Слава Вам! 
Горячо поздравляю Вас с успешным полетом и приземлением на нашей советской любимой земле. 
Радуюсь за то, что вы выполнили с честью задание нашего правительства. 
Я желаю, чтобы мои дети и вся советская молодежь трудилась каждый на своем деле, так же как трудились и трудитесь Вы. 
Будьте здоровы и всегда с отличным настроением, как в космосе. 
Огромную радость переживаю я. 
С горячим приветом к Вам 
Пенсионер Семен Бирюков 

Йошкар-Ола, улица Орая д.64 
15.08. 1962 

ЦГА РМЭ ф.Р-716 оп.2 д. 5 лл.1-3 

Фото: судя по нему, такие письма знаменитым космонавтам шли со всего Союза 

 

По страницам газет 1928 года

Приближается весна. В союзе строителей чувствуется оживление. Приходят плотники, строители и другие рабочие сезонники. Заключаются договоры на летнее строительство. На днях укомотдел сдал в ремонт артели лебяжских плотников мост через Уржумку. Будут произведены также ремонты мостов по Яранскому и Казанскому трактам. Все работы сделаются, главным образом, членами союза строительных рабочих. 

Вятская правда от 2 апреля 1928 года 

В уездный совет физкультуры из деревень приезжают молодые крестьяне за 40-50 верст. Они требуют литературы и советов по физкультуре. 
В три волости командированы инструктора для помощи крестьянам-физкультурникам. 

Вятская правда от 5 июля 1928 года 

Примечание. Обе публикации относятся к Уржумскому уезду.

 

Вятские святые. Епископ Евсевий (Рождественский)



Из биографии Владыки и священномученика: Евсевий (в миру Евге́ний Петро́вич Рожде́ственский): епископ. Род. 22 дек. 1886 г. в с. Питим Моршанского уезда Тамбовской губ. в семье священника. Окончил Тамбовскую ДС в 1907 г., Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия в 1911 г. 11 окт. 1908 г. пострижен в монашество. В 1908 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1911 г. – иеромонаха. В 1911-1917 гг. – доцент Казанской духовной академии. В дек. 1917 г. уволился по болезни и стал насельником Московского Данилова монастыря. 7 апр. 1919 г. возведен в сан архимандрита.
15 марта 1920 г. патриархом Тихоном рукоположен во епископа Яранского, викария Вятской епархии. 19 окт. 1920 г г. назначен епископом Уржумским. 3 дек. 1920 г. он был перемещен на Уржумскую кафедру, в тоже время сохраняя обязанности по временному управлению Вятской епархией. Однако в Уржум Владыка не поехал, а вместо этого развернул в Вятке кампанию в поддержку своей кандидатуры на возможных предстоящих выборах епархиального архипастыря, чем внес смуту среди духовенства и верующих. Позднее Владыка Евсевий все же выехал в Уржум и жил там, о чем есть упоминание в газете «Вятская правда» за январь 1921 г. Однако он направил прошение даже в Священный Синод об освобождении его от управления названой епархией. Синод постановил 9 янв. 1921 г. прошение удовлетворить и поручить таковое управление епископу Виктору, о чем тот был извещен. 10 мая 1921 г. Епархиальное собрание постановило просить Патриарха Тихона повременить с назначением епархиального архиерея, чтобы самим выбрать такового. До выборов временным управляющим вятской епархии был назначен епископ Виктор (Островидов). 
Позднее служил в сане епископа, управляя различными епархиями. Череда епархий перемежалась с чередой ссылок. Например, 4 янв. 1923 г. был арестован в г. Ейске по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. 27 марта 1930 г. возведен в сан архиепископа. 28 окт. 1937 г. постановлением тройки УНКВД по Новосибирской области приговорен к расстрелу. Расстрелян 5 ноября 1937 г. в г. Новосибирске. Место погребения неизвестно. В 1981 г. РПЦ (З) причислен к лику святых новомученников и исповедников Российских. 

На фото: Епископ Яранский Евсевий (Рождественский) с духовенством Яранского уезда (1920 год). Если не ошибаемся, фото предоставил протоиерей Валерий Лавринов из г.Екатеринбурга.

 

Как бати в старину силой мерялись 

Из показания диакона села Богородского Котельничского уезда Николая Бехтерева по делу священников того же села Фаворского и Ронгинского (1912 год):

...Был однажды такой случай: я пришел к отцу Ронгинскому с метриками. Матушка Ронгинского шила на машине, а сам о.Ронгинский говорит: «Давай, отец диакон попробуем силу». Я при этом был в шубной рясе, и он меня придавил к стене. Об этом случае я говорил благочинному, и он советовал в квартиру к Ронгинскому одному не ходить. 

ГАКО ф.237 оп.211 д.1969 л.27 об.

 

Дело о батюшке с револьвером

Дело о священнике села Слудки Орловского уезда Гаврииле Мышкине, обвиняемом в отказе от служения 9 мая, в местный храмовой праздник, о нетрезвой его жизни и ношении при себе в нетрезвом виде заряженного револьвера (1892 г.) 

Священник Мышкин будто бы подвержен спиртным напиткам и в нетрезвом состоянии постоянно носит с собой заряженный револьвер и в то время небезопасен… 

ГАКО ф.237 оп.195 д.1203 л.18

 

По страницам уездных газет. Лебяжье в годы НЭПа



По Лебяжской волости комитеты взаимопомощи весеннюю посевную провели в общем удовлетворительно. 
Хотя часть крестьянского населения к посевной компании отнеслась КККОВ отнеслась и не особенно сочувственно, но все же в фонд взаимопомощи засеяли 14 деревень и 50 семействам была оказана трудовая помощь. Особенно хорошо выделились своей работой Блиновский и Калякурский районы, из которых первый произвел засев на коллективном участке, а также устроил воскресник по оказанию трудовой помощи беднейшему населению в начале посева. 

А.Новоселов // Красный пахарь – 1923 г. от 21 июня 

Недавно в селе Лебяжье состоялся волостной съезд крестьянских комитетов взаимопомощи. Собравшиеся крестьяне заявили, что работа комитетов для них видна, что они признают необходимыми организациями эти комитеты, в особенности для беднейшего крестьянства. 
Но как только вопрос коснулся создания материального фонда комитета, так сразу выяснилось, что крестьяне не понимают еще значения комитетов и их пользы для них же самих – крестьян. Все отказались даже от самого незначительного обложения в пользу комитета. С великим трудом удалось убедить крестьян собрать только по полфунта. 
На перевыборах собрания комитета крестьяне выбрали в комитет ушедших на заработки, не проживающих дома. 

А.Новоселов // Красный пахарь – 1923 г. от 22 декабря 

Лебяжское ЕПО 5 месяцев тому назад влачило жалкое существование. Основной его капитал составлял тогда только 500 рублей золотом. Авторитетом у населения ЕПО совершенно не пользовалось, т.к. председателем правления в то время являлся некто Новоселов, который предпочитал заниматься больше кумышковарением, а не работать в кооперации. 
С момента отстранения Новоселова и вступления в должность председателя кандидата в члены правления тов.Теплых, члена РКП, дела кооператива постепенно начали улучшаться. Так, например, основной капитал в течение 5 месяцев увеличился в 11 с лишним раз, и составил на 1 ноября 5879 р. 87 коп. золотом, причем отпускная цена товара у кооператива резко была выше, а в большинстве случаев ниже, чем у частных торговцев. Успешно ведется и заготовка. 
Частная торговля села Лебяжья начала сходить со сцены. 
За это время кооперативом выстроена новая контора и лавка, приобретен амбар для ссыпки хлеба. Открылся кредитный отдел с целью предоставлять кредит членам-пайщикам с капиталом в 500 рублей. Зная нужду населения в сельскохозяйственных орудиях, правление задалось целью к весне организовать прокатный пункт. Некоторые машины уже приобретены. Не оставлена и культурно-просветительская работа. Им выписываются газеты для волостной библиотеки и оказывается материальная поддержка Лебяжскому народному дому. 

Желтышев // Красный пахарь – 1923 г. от 19 декабря 

На фото: мельница в Лебяжье. Фото из коллекции краеведа Владимира Мамаева. Фото, правда, уже позднее - 1950-е годы. Фото по этому району между 1917 и 1950ми годами вообще большая редкость...

 


Чему учили в Вятской духовной семинарии. Перечень предметов

Церковные дисциплины: 
Библейская история 
Общая история церкви
История русской церкви 
Богословие: основное
Догматическое
Нравственное 
Обличительное
История и обличение русского раскола 
Практическое руководство для пастырей
Гомилетика
Литургика
Пасхалия
Церковное пение 

Светские дисциплины: 
Русская словесность 
История русской литературы 
Всеобщая гражданская история 
Русская гражданская история 
Алгебра
Геометрия 
Физика
Начальные основания и краткая история 
Философия 
Логика 
Психология 
Дидактика 
Языки: 
греческий 
Латинский
Французский
Немецкий
Еврейский
Татарский
Черемисский (марийский)

ГАКО ф.215 оп. 1 д.1615 л.64 (аттестат семинариста за 1891 год)

 

Семинария на болоте



Вятская духовная семинария была учреждена в 1758 году, на базе славяно-латинской школы. В 1795 году семинария перебралась на Филимоновскую архиерейскую дачу, на реке Люльченке, где и пребывала до 1918 года. Нужно заметить, что основание семинарии здесь оказалось делом неудачным.Местность здесь была болотистая и сырая, от чего семинаристы и преподаватели постоянно болели разными болезнями. Доходило и до эпидемий. Так в 1888 году в весьма короткое время развилась эпидемия тифа, от которой заболело 25 учеников. В 1889 году заболело 90 человек. Надо сказать, что уже в 18 веке люди знали прекрасно о связи болота и лихорадки. Вспомним, как в романе Л.Стивенсона "Остров сокровищ" доктор упрекает пиратов, что они основали стоянку на болоте и все заболели. Поэтому то, что в 1795 году разрешили основать учебное заведение в болотистой местности, удивительно...
Кроме всего прочего, семинаристы жили скученно (до 400 человек) в нескольких корпусах, такие же тесные были столовая, церковь и больница, что способствовало распространению эпидемий. Даже семинарская баня находилась далеко от жилых корпусов, на открытом обветриваемом пространстве. Выходя из нее, семинаристы простужались, пока шли до дома. Сама семинария находилась в двух верстах от города Вятки, куда семинаристы ходили пешком. При этом они часто простужались и обмораживались.
Уже в конце 19 века вятские доктора били тревогу, требуя изменить положение в семинарии, стоявшей на болоте, например, перенести ее в город или по крайней мере в здоровую местность, но до 1918 года, до закрытия семинарии, она оставалась на том же месте. Более того, после закрытия семинарии туда въехало, на болото, другое учебное заведение - КВАТУ (Кировское военное авиационно-техническое училище), т.е. советские руководители повторили ошибку своих предшественников из 18 века. 
Вот интересный отчет врача П.Фармаковского о положении Вятской духовной семинарии на 1889 год:

...Семинария, находящаяся на расстоянии 1 ½ верст от города, представляет много антигигиенических условий, вредно влияющих как на здоровье воспитанников, так и служащих семинарии. Семинария расположена в местности болотистой и низменной. Болота, окружающие семинарию, занимают довольно большое пространство, в следствии чего воздух семинарии всегда представляется сырым и после заката солнца переполнен болотными испарениями и туманами. Труд, находящийся при семинарии, образуется небольшою речкою Люльченкою, питающейся болотами. Вода в пруде вследствие слабого течения подвергается застою и гниению, отчего покрывается зеленью и гнилью. Вода всегда имеет специфический болотный запах и вкус. Колодцы, которых при семинарии два, питаются болотной почвенною водою. Вследствие отсутствия других источников водоснабжения приводится употреблять для питья и приготовления пищи болотную воду, оказывающую, конечно, вредное влияние на здоровье. 
Вследствие таким местным условиям среди учеников семинарии часто наблюдаются случаи перемежающейся лихорадки ...Такой большой процент заболевания перемежающейся лихорадкою объясняется конечно чисто болотистою местностью семинарии. Служащие при семинарии и их семейства также часто подвергаются заболеванию перемежающейся лихорадкой. Лихорадка часто является в скрытой форме. Подобные случаи наблюдаются по преимуществу в местностях, где перемежающаяся лихорадка является болезнью местной. Затем необходимо упомянуть, что заболевания перемежающейся лихорадкою встречаются в течение целого года. 
Помещения учеников представляют очень много антигигиенических условий. Первое, что следует о них сказать, это то, что они очень тесны, особенно спальни. Классные комнаты по кубическому содержанию воздуха (около 1 куба сажени на человека) могли бы быть признаны достаточными, если бы существовало удовлетворительное устройство вентиляции. Так как ученикам семинарии все время приходится бывать в классе, за исключением времени приема пищи, прогулок и сна, то понятно, что такие вентиляционные приспособления, как форточки в окнах и стенах крайне недостаточны. Профессор Доброславин в своем руководстве к гигиене говорит, что в классных комнатах необходимо иметь 20 куб. метров воздуха на каждого ученика, т.е. около 2 кубических сажень, считает возможным ограничиваться и 10 куб. метрами, но при том условии, чтобы воздух мог сменяться различными вентиляционными приспособлениями не менее 2-3 раз в течение часа. Помещения спален еще теснее, в большинстве спален кубического содержания воздуха не приходится и сажени на каждого ученика. Кроме того, спальни, помещенные в нижних этажах зданий семинарии, построенных на рыхлой болотистой почве, значительно осели. Фундамент и часть стен находятся в земле, отчего стены всегда сыры, что между прочим видно по пятнам и плесени на стенах и углах спален. Пятна эти часто не высыхают даже и в летнее время. 
От сырости почвы и совершающихся в ней процессов разложения воздух спален всегда сыр, спер и зловонен от гнили. В весеннее и осеннее время в некоторых спальнях замечается даже скопление воды в подпольном пространстве. При ремонте полов нижняя сторона полов оказалась во многих местах покрытой грибными организмами, вследствие чего пола, построенные в 1886 году, в 1888 г. в двух спальных комнатах прогнили насквозь. Такие антигигиенические условия спален конечно имеют влияние на здоровье учеников семинарии. Сырой, гнилой воздух располагает к заболеванию ревматизмом, болезнями дыхательных органов, малокровием, дает начало и расположение в будущем к развитию легочной чахотки и вообще сильно подрывает здоровье еще не вполне развившихся воспитанников семинарии. 
Такие антигигиенические условия помещений учеников могут содействовать скорейшему развитию и распространению инфекционных болезней. Так в 1888 году в весьма короткое время развилась эпидемия тифа, от которой заболело 25 учеников. Благодаря только роспуску учеников эпидемия была быстро прекращена. И другие помещения семинарии крайне недостаточны по числу живущих в ней учеников, как то церковь, столовая и больница. Церковь тесна, и в зимнее и осеннее время воздух бывает удушлив, температура чрезвычайно повышается. Во время богослужения ученики часто испытывают головокружение, головную боль, с некоторыми бывает иногда дурно, что нужно приписать недостатку воздуха и повышению температуры от чрезмерного скопления молящихся. Столовая крайне тесна, во время обедов и ужинов воздух чрезвычайно бывает удушлив, температура повышается. Часто ученики, выходя из столовой и прохода в свои помещения по двору, простужаются. Помещение больницы совершенно не удовлетворяет своей цели по своей тесноте и отсутствию различных приспособлений для больницы. В палатах для больных общее кубическое содержание воздуха 47 кубич. сажен, полагая по 4 куб. сажени воздуха на каждого больного, можно поместить тахихит 12 человек, а между тем приходится помещать иногда вдвое больше. В больнице нет никаких приспособлений к изоляции заразных больных, вследствие чего их приходится помещать в местную земскую больницу. 
Кроме того, нужно заметить, что баня находится вне двора семинарии, на очень далеком расстоянии, отчего ученики часто простужаются, ходя в баню. 
Отдаленность семинарии от города часто бывает причиною заболевания как учеников семинарии, так и служащих при ней и их семейств. Ученики, живущие в семинарии, ходя в город, в зимнее и ненастное время, часто простужаются и заболевают воспалением зева, ревматизмами, а в морозы даже обмораживаются. 
Из всего этого видно, что Вятская семинария представляет много важных антигигиенических условий, не устранимых и капитальным ремонтом зданий. Само положение семинарии, в отдаленности от города, в болотистой местности, неустранимая никаким ремонтом сырость зданий семинарии, дает необходимым перевод семинарии в город, в местность здоровую, сухую, с устройством зданий согласно с современными требованиями гигиены и строительного искусства". 

ГАКО ф.25 оп 1 д.1651 лл.1-6

 

Больше-Ключевская старообрядческая община Уржумского община



Пожалуй, это самая малоизвестная старообрядческая община на территории Уржумского уезда. Как известно, центры старообрядчества здесь находились в приходах сел Шурма, Русский Турек, Лаж и Вотское. В селе Сосновогорском существовал единоверческий приход (тех, кто перешел в Православие частично). Но, оказывается, еще один центр старообрядчества был на севере современной Марийской республики - в селе Большой Ключ. Возможно, из-за территориального разделения история этих старообрядцев оказалась забыта. Напомнить о ней могут только метрические книги в архиве ЦГА РМЭ. Эти книги могут немного поведать и о жизни местных старообрядцев.
Село Большой Ключ находилось относительно недалеко от села Сосновогорского - центра местного единоверия. Те, кто отказался принимать единоверие и решил остаться в старообрядчестве, посещали старообрядческий храм в Большом Ключе, находившемся на границе Сернурской, Кузнецовской и Марисолинской волостей Уржумского уезда. Также в записях встречаются жители-старообрядцы Токтайбелякской, Ново-Торьяльской, Ирмучашской и Кичминской волостей. Это говорит о том, что влияние общины распространялось на весь юг Уржумского уезда. 
В старообрядческой церкви нет священников. Не было их и в церкви села Большой Ключ. Здесь все службы исправляли избранные общиной люди. Также уполномоченные общиной следили за ведением метрических книг. В метрической книге за 1911 год есть такая запись: "28 февраля записи о родившихся за январь и февраль советом общины проверены, что и сверил своим подписом председатель Совета общины Иван Осипов Софронов, члены Совета Василий Пирогов и Варфоломей Пирогов" (ЦГА РМЭ ф.305 оп.1 д.401 лл.5-6). Интересно, что записи в старообрядческих книгах отличались от православных - сюда заносились только рождения и браки. Смерти, по крайней мере, в этой общине, не регистрировались. Да и порядок метрической записи, как можно увидеть на сканах, отличался от привычных нам записей в церковных книгах...

По материалам архива ГА РМЭ

 

Кто расстрелял царскую семью?



Как известно, это сделали большевики, по прямому указанию Совнаркома. К сожалению, в наше время появились "исследователи" и "исследования", доказывающие, что это сделали либо не большевики, либо и вовсе никакого убийства не было. Но вот недавно в фондах Государственного архива республики Марий Эл был обнаружен уникальный документ, где большевики черным по белому утверждают, что убийство царской семьи - целиком их дело. Более того, тех, кто посмеют сомневаться в этом, утаить это от народа, ждет суровая карая революционного закона. В документе есть и еще одна интересная деталь - сообщается, что расстрелян только бывший царь, а семья, якобы, жива и перевезена в безопасное место...

Вятский губернский военный комиссариат Уральского военного округа 
Отдел агитации 
23 июля 1918 г. № 6843 
Г.Вятка 

В агитационный отдел Уржумского уездного военкома 

15 июля 1918 года в Екатеринбурге расстрелян коронованный палач Николай Романов, семья перевезена в более безопасное место, сделано это потому, что за последнее враги трудового народа, враги революции и свободы - контрреволюционеры, пытались освободить Романова, для того чтобы восстановить монархию, со всеми ужасами и пытками для трудового народа, но замысел их был открыт, вся банда старо-режимников арестована и понесла революционную кару. Пусть знают все приспешники старого режима, что с ними будет поступлено без пощады, пусть знают все кулаки, что за попытку угнетать бедноту, подстрекать идти против Советов – такие будут расстреливаться на месте. 
Распространяйте это сообщение как можно больше среди управляющих волостей, за искажение смысла такового, а также за сокрытие в почте, как это делается в иных волостях, привлекать к строгой ответственности революционного суда. Заведующий агитационным отделом тов.Краснов, делопроизводитель Максимов. 

ЦГА РМЭ ф.Р-368 оп. 1 д.29 лл.11-11 об.

https://www.youtube.com/watch?v=6UbYmrZej6o

 

Священник и красноармеец

К товарищу следователю Уржумской Чрезвычайной следственной комиссии 

От прихожан Николаевской церкви с.Шоры Уржумского уезда 

Заявление 

24 декабря утром гражданин деревни Шоры Иван Иванович Казаков приезжал за священником с требой, но священник с требой не поехал, а отказался. У означенного Казакова были больные сын красноармеец Григорий и жена Евдокия Васильевна. В это же время был селенный сход в Шоре, по возвращении же от священника Казаков явился на сход и стал жаловаться на священника, что священник не поехал с требой к больным. Мы граждане по окончании своих дел все со схода пошли в село к священнику и стали его упрекать, почему он не поехал с требой к больным. В это время шла выдача хлеба в заводской общественной лавке и народ заводской в ожидании своей очереди стоял у лавки большой толпой. Увидев, что к священнику идет много народа и побежали все туда узнать, что случилось. Приход стал допрашивать, почему священник не поехал с требой, на это он ответил, что вчера был из Хлебниково инструктор Чуракин, который описал весь скот и 4 овец, 4 свиней подряд, 1 корову приказал заколоть и отправить в Хлебниково, а мне не велел отлучаться из дома никуда, почему я не поехал с требой 

ЦГА РМЭ ф.Р-10 оп. 1 д. 20 лл. 14-14 об. (1920 г.)

 

Воспоминания марийской девушки о дореволюционной жизни

Воспоминания Сидоркиной Елены Емельяновны 



Родилась я в деревне Мари-Кугунур Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии, а ныне эта деревня входит в Куженерский район колхоза имени Кирова С.М. 
Мои родители были совсем неграмотные, не умели ни читать, ни писать. Отец вместо росписи ставил крестик или свою метку. Газеты и журналы мы не выписывали до тех пор пока не стали грамотные. 
В деревне удел марийской девушки был с малолетнего возраста учиться прясти, ткать новины и вышивать, и шить. Так вот и меня мать с 7 лет вместе с сестрой Анютой учила этому крестьянскому труду и то только в свободное от сельскохозяйственных, полевых и домашних работ, а пряли мы все трое - мама, я и сестра, только по вечерам при маленькой керосиновой лампе, а когда с керосином было плохо, тогда пряли при свете лучины. К 9 годам, когда мне надо было идти в школу, я уже эти работы усвоила в совершенстве, приходя из школы по вечерам опять приходилось прясти, пряли мы с сестрой вперегонки, т.е. приходилось соревноваться. 
У отца надел земли был маленький, хлеба не хватало до нового урожая, поэтому нужно было каждый год с лета делать хлебный запас. Отец брал за хлеб полосы хлебные жать и поснопно и поденно у кулаков. И всей семьей жали до конца жнитвы – жатвы у разных хозяев. По воскресным дням отец с матерью не ходили жать, считали грешно жать в воскресенье, но нам они разрешали ходить в наем жать и зарабатывать деньги расходовать на покупку разных украшений для марийских костюмов, рубашек, шовыр и на покупку платков. Кроме этих работ еще с малых лет 8-9 лет в каждое лето сосед нанимал меня возить навоз к одному священнику – богатому Фаддееву на 2-3 недели, платили мне по 3 копейки за день и на заработанные деньги покупала тоже украшения, а часть брали родители. У этого священника было большое поместье, много скота, лошадей, коров, свиней, имелись свои сельскохозяйственные машины косилки, жатки, молотилки и даже сепараторная и маслобойня, но настолько был скупой, что нам рабочим не давал даже молока к чаю, в то же время при наших глазах свиньям своим по полному корыту выливали обрат – перегон от молока, жили мы у него на сеновале, чай пили в подвале его двухэтажного дома. По¬этому у меня с малых лет возникла ненависть и презрение к таким богатым эксплуататорам… 

ГА РМЭ ф.Р-954 оп. 1 д.73 л.1

На фото: семья священника села Юледур Виктора Фаддеева. В 1920 году он был расстрелян в Уржуме. Фото из фонда краеведческого музея поселка Куженер республики Марий Эл


Назад к списку