- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

1-10 декабря 2018 г.

О церкви Николаевской Глазовского уезда села Красноглинского за 1829 год 

1. Построена 1769 года мая в 21 день тщанием и иждивением прихожан 
2. Зданием деревянная, с таковою же колокольницею, ветха всем, даже к новым основаниям, почему и строится вновь каменная церковь с таковою же колокольницею тщанием и иждивением частью глазовского купца Павла Смагина, а частью прихожан 
3. Престолов в настоящей церкви один во имя святителя и чудотворца Николая, без приделов 
4. Утварью недостаточна 
5. Причта положено издавна один, имеется полным 
6. Земли при сей церкви усадебной 100 саженей, пашенная и сенокосная хотя и имеется, но небольшая пропорция, и притом земля пашенная неплодородна, а сенокосная отведена в дальнем расстоянии от церкви, и большею частию болотистая, однако же и при таковых таковых неудобствах священноцерковнослужители оною землею владеют по нужде ради, зависящей от бедности прихожан 
7. Домов из священноцерковнослужителей никто не имеет, кроме одного пономаря Овчинникова, который хотя и имеет свой дом, но ветхий на земле церковной, прочие же, священник и диакон, проживают в казенном доме, а дьячок на квартире с платежом от себя денег; некоторые не имеют домов чисто по недавнему пребыванию в оном селе, а частию по бедности прихожан 
8. На содержание священноцерковнослужителей жалование не получается, а содержатся от прихожан добровольным подаянием. 
9. Здания принадлежащие к церкви суть: дом деревянный одного семейного человека, а также имеется в основании церкви деревянный подвал, который отдается в наем и получается за оной 45 рублей в год. 
10. Расстоянием сия церковь от духовной Консистории в 293 верстах, от духовного правления в 83, тоже и от местного благочинного. 
11. Ближайшие к сей церкви суть: Залазнинская Спасская в 19, Зюздинская Афанасьевская в 70, и Верхокаменская Екатерининская в 80 верстах. 
12. Приписной церкви нет 
13. Домовой церкви нет 
14. Опись церковному имуществу заведена 1828 года, скреплена Духовной Консистории секретарем Колесницким и утверждена печатью Консистории 
15. Приходская книга о суммах дана 1822 года за № 16, скреплена Глазовским присутствующим иереем Стефаном Денисовым, также и расходная за шнуром и печатью Глазовского духовного правления, и скреплена Глазовского присутствующего протоиерея Петра Анисимовадана 1808 г., ведутся исправно и хранятся в целости 
16. Копии с метрических книг с 1784 года хранятся в целости 
17. Исповедные росписи с 1888 года хранятся в целости 
18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Глазовского духовного Правления 1824 года и скрепленной Глазовским присутствующим Стефаном Денисовым, писанных листов 62, неписанных 78 листов. 

ГАКО ф.237 оп.70 д. 48 лл.161-161 об.

 

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. Напутствия механизаторам на весенний сев руководства колхоза и агитколлектива "Колосок". (С баяном в руках Борис Кожевников, известнейший музыкальный организатор, талантливый самородок) Шадричи Халтуринского (Орловского) района, год 1980.

 

Как Емельян Пугачев священников вешал

Один из исследователей своей родословной докопался до трагических страниц пугачевского восстания. Так, в селе Вятском Вятской провинции (позднее - губернии) служил во второй половине 18 века "поп" Яков Тихонович Чесноков. По некоторым данным, священника Пугачев повесил в 1774 г. в селе Юсках, причем вместе со всей семьей - с сыном Семеном, невесткой и внуком Андреем... В селе Завьялово служил священником сын Данила, который тоже был повешен. От расправы уцелели сыновья Петр и Федор, которые впоследствии продлили родословное древо священников и мещан Чесноковых. 
Как видим, Пугачев не церемонился ни с кем, не считаясь и со священниками. Кстати, имя его носит одна из улиц города Кирова...

 

Первые вятские агрономы



На фото Смоленцев Матвей Фомич и его семья. Судьба его была довольно интересна. Родился он в Кузнецовской волости Уржумского уезда, отец его был лесником, а мать гречанка (непонятно, как ее угораздило попасть в такую глушь). Рано они с братом остались сиротами. И воспитывались, по словам потомков, в "господском доме" (или же только один из братьев). Окончил Окуневское сельскохозяйственное училище при Окуневской ферме, после чего там же заведовал пасекой в 1896-1897 гг. и получал 40 рублей в год. Незадолго до Первой Мировой войны Матвей Фомич уехал из Вятской губернии и женился на украинке (на фото семья в 1925 году). Впоследствии, возможно использовал свои знания, полученные на далекой Окуневской ферме. Умер он в 1944 году в эвакуации в Ташкенте. Последняя дочь родилась, когда ему было 62 года.

Фото и информация Ларисы Дмитриевич

 

Первые мусульмане-коммунисты 

Не так давно говорили о публикации, где упоминались первые вятские мусульмане-коммунисты. Вот эта статья: 
« Уржумский уезд. В Пер-Турской волости в деревни Параньгинской организовалась первая среди мусульман ячейка РКП (б), в которую вошли членами 13 человек. Ячейка утверждена уездным комитетом партии». 

Источник: Голубцов. Первая мусульманская ячейка РКП (б) // Деревенский коммунист – 1920 г. № 52

 

Порвавшие с духовным прошлым … 



В 1920-е годы в прессе были популярны списки тех, кто публично вышел из духовного звания и при этом порвал связь с родителями из этого звания. Это помогало в те годы получить некоторые привилегии, которых были лишены «лишенцы». Часто это происходило через разрыв семейных связей. В 1920 году в вятской деревне «Новая деревня», в одном из номеров был опубликован следующий список: 
Дочь священника города Нолинска Овчинникова София Ардальоновна с дочерью Надеждой и порывает связь с отцом. 
Диакон старообрядческого молитвенного дома деревни Рублево Рублев Степан Никифорович. 
Священник села Лажа Овчинников Николай Александрович со своим семейством. 
Дети служителя культа граждане села Лаж Безсонова Тамара и Валерий Александрович и порывают всякую связь с родными. 

Новая деревня – 1920 год № 26

 

Как «громили» церковь в Уржуме 

Рожденная в 1905 году Анна Степановна Сазанова восстанавливает в памяти то, как «громили» в Уржуме церкви. По ее словам, делали это как свои, так и приезжие, причем последних было больше. Учителя истории одной из школ даже освободили учеников от занятий, чтобы те шли на «разборку церковного имущества». Иконы некоторые приносили домой на… растопку печей. Райком партии даже установил премию тому, кто заберется на купол Троицкого собора и спилит крест. 
Где те ретивые партийцы? Где активисты-атеисты? В архивах погребены их имена. А крест над уржумским храмом по-прежнему высится как символ непобедимости Православной веры. А что истинно – то вечно. 

В.Алексеев. Разгромить не удалось // Вятский епархиальный вестник – 1994 г. № 6

 

"Получают маслом коровьим и куриными яйцами..." (о содержании духовенства села Ишлык) в конце 18 века



На содержание оных священноцерковнослужителей пашенной земли не имеется, сенных покосов показано на 600 чащеных копен, сверх того получают хлебной руги в год с каждого венца ржи помаленьку, овса по тому числу всего 250 осмин, а с той пасхи с каждого дому по 10ти, о Рождестве Христове по 20 копен, в Петровский пост получают маслом коровьим и куриными яйцами, осенью хмель, горох и лен.

ЦГАКО ф.237 оп.33 д.160 лл.4-5 об.


Назад к списку