Вятская жандармерия: история в документах
Пролистывая архивную опись Вятского жандармского управления, встретилась самая частая формулировка арестов и судебных дел за годы первой русской революции - "оскорблял царя". Конечно, тут имелось ввиду не то, что какой-то вятский мужик лично оскорбил Государя, а сказал что-то про него не очень хорошее, кто-то донес... А это уже считалось судебным делом, и таких дел только за несколько лет - сотни. Интересно, какое наказание давалось в те годы за подобное преступление? В конце 1905 года на скамье подсудимых оказался будущий детский писатель Корней Чуковский. Вскоре после Первой русской революции, будучи еще одесским журналистом, он начал издавать сатирический журнал «Сигнал». В одном из выпусков 24-летний Чуковский выпустил несколько материалов с критикой Николая II и его действий во время событий 1905 года. В результате писателя арестовали и обвинили в оскорблении императора. Жена Чуковского Александра Куприна внесла залог в 10 тысяч рублей и вызволила своего супруга из-под стражи. Через несколько дней молодого журналиста приговорили к шести месяцам лишения свободы, а «Сигнал» закрыли. Позже суд пересмотрел дело, и Чуковского отпустили на свободу, но журналу больше не суждено было увидеть свет (источник https://pikabu.ru/story/rossiyskaya_istoriya_nakazani..).
Забавно, что спустя годы, когда большевики введут в оборот политическую статью "за антисоветскую агитацию", за оскорбление имен Ленина и Сталина, за анекдоты про них, оказывается, и здесь они не будут первыми. Как и многое другое, это они позаимствовали у своих предшественников.
Впрочем, и в наши дни "публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением" карается статьей 319. Вот такая незыблимость законодательных традиций.
Назад к списку