- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Русский Турек

с.Русский Турек

Свято-Духовская церковь

(1894 - ….).

Русский Турек. 1950е гг. Церковь на заднем плане

 Поселение основано в 1459 году. Прежние названия: Русская Кизерь, Верхняя, Средняя, Нижняя Кизерь, Малый Турек. Первыми жителями деревни были марийцы. .  Первое документальное упоминание о деревне Русский Турек относится к 1748 году – в материалах второй ревизии за этот год. Сообщалось, что в деревне проживало  84 человека мужского пола.

Первыми русскими поселенцами, по преданию, были староверы, приплывшие с верховьев реки Вятки. Поселились они по обе стороны речки Турек, оттеснив марийцев. В старину в окрестностях Турека жило много старообрядцев, была у них и своя церковь. К концу XIX века деревня Турек стала довольно крупным поселением.

23 февраля 1887 года Российским императором был издан указ «на отвод Вятскому братству Святителя и Чудотворца Николая под устройство противораскольнической школы казенного усадебного места, площадью 1800 квадратных сажень с ветхим строением, находящегося в деревне Турек Уржумского уезда Вятской губернии». Ветхое строение принадлежало лесному ведомству. В нем еще в 1886 году открылась и начала работать братская школа.

В начале 1890-х годов староверы д. Кизерь обратились к Епископу Вятскому и Слободскому с просьбой о построении единоверческой церкви в д. Турек. В 1892 году в деревне была заложена, а в 1894 году достроена эта церковь, но не единоверческая, а церковь-школа с обучением против старообрядчества. Построена она была тщанием Вятского Братства Святителя Чудотворца Николая на 3 тысячи рублей, отпущенными из средств Святейшего Синода (в другом документе писалось, что из средств Высочайшего Комитета для призрения голодающих).

23 марта 1895 года состоялось освящение храма в честь Святого Духа, но первоначально как церковь-школа была приписана к приходу с. Косьмодемьянского. Немного ранее, 12 марта 1895 года состоялось торжественное освящение креста и колоколов. Это событие сопровождалось необычным явлением: « как только вынесли из церкви крест, в небе… образовалось радужное знамение в виде венца, с сияющими лучами… Знамение было двухцветное: белого молниеносного и золотистого цвета с широкими полосами, и, переливаясь, горело неестественным светом, выделяясь на голубом небе» - писали «Вятские губернские ведомости».

Из клировой ведомости за 1895 год: «Церковь деревянная на каменном фундаменте, покрыта железом… Звонница при ней на столбах, обнесена деревянной оградой; при ней деревянный дом для братской школы».

По желанию прихожан на особом собрании 19 ноября 1897 года указом Вятской духовной консистории за  № 14494 от 3 ноября того же года вновь образованное село стало именоваться Русским Туреком. Епископ Вятский и Слободской утвердил это постановление 5 декабря 1897 года.

29 августа 1896 года был выделен приход новой церкви. Торжество его открытия состоялось 25 сентября 1898 года. В рапорте благочинный о. Павел Тронин 28 сентября 1898 года писал о нем: «…торжество почтили своим присутствием многие интеллигентные мужи; немало было старообрядцев; стечение богомольцев сверх ожидания так было велико, что церковь не вмещала всех желавших помолиться».

После выделения прихода, в 1897 году в одной версте от села было отведено место под кладбище.

В 1899 году в церкви был сооружен иконостас, для которого было заказано 14 икон в художественную школу Иванова с оплатой 98 рублей. В 1901 году в церкви был поставлен новый иконостас в 2 яруса.

Сразу после освящения церкви начались работы по устройству колокольни в одной связи с ней и организован сбор средств. Для этого был построен пристрой к церкви, подведенный под одну крышу с ней. На нем в 1900 году и была поставлена «колокольница» над входом в здание; освящение новой колокольни состоялось 22 октября 1900 года.

В 1900 году под церковью была сооружена духовая печь для ее отопления со входом с улицы. Весной 1901 года церковь была оштукатурена внутри и обшита тесом снаружи. Часть деревянного пола (особенно там, где была духовая печь) была заменена каменным. Тогда же были сделаны вторые рамы для окон в новой пристройке к храму и для вновь сделанной боковой запасной стеклянной двери.

Перед революцией планировалось расширить церковь (в 1916 году на эти цели на книжке сберегательной кассы хранилось 100 рублей), был составлен план реконструкции купола, более высокого, с оконными проемами, но гражданская смута сорвала эти планы. Успели только закупить колючую проволоку для обнесения ею приходского кладбища, а церковную территорию огородить новой оградой. В 1916 году церкви принадлежали дом, лабаз, амбар и сторожка.

Из описания церкви за 1924 год: «Здание деревянное на каменном фундаменте, покрытое железом, одноэтажное с дубовым отоплением. Длина 10 ½ саж. 2 ар. и высота 2 ар.; колокольня в общей связи с храмом. Оценка 750 рублей». На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 49 п. 23 ф.

В церкви была большая библиотека:

        1. отдел богословский

        2. миссионерский

        3. проповеднический

        4. периодических изданий

        5. официальных изданий с 1888 по 1919 года

        6. смесь.

В этой библиотеке хранилось 15 старопечатных книг в кожаном переплете.

Особые достопримечательности: 2 напрестольных креста, большой и средний, чаша с 6 принадлежностями, копье, 2 ковшика, кадило, дарохранительница – из серебра; 2 Евангелия в серебряном окладе с 2 сторон с бархатным корешком; картограмма со снимками из красной меди и олова с подлинных древнегреческих монет и на них фигуры 4- конечных крестов для доказательства, что заблуждаются поклоняющиеся одному только 8-конечному кресту.

Ближайшие церкви: с. Космодамианского – в 7 верстах;

                                   с. Актыгашева – в 12 верстах;

                                   с. Шевнина – в 12 верстах;

                                   завода Шурмы – в 14 и 15 верстах;

                                   града Уржума – в 15 верстах.

Причт:  священник и псаломщик.

За всю историю церкви в ней служило 6-7 священников:

                                   о. Константин Зеленин (1895 – 1896 гг);

                                   о. Николай Модестов (1896 год);

                                   о. Николай Трапицын (1896 – 1898 гг);

                                   о. Стефан Тронин (1898 – 1908 гг);

                                   о. Георгий Тарабукин (1908 – 1930гг, расстрелян 15 мая 1930 года в Солдатском лесу)

  о.Феодор Годяев (9 декабря 1937г.был осужден на 10 лет «за участие в контрреволюционной повстанческой организации» ).

Из описания прихода за 1910 год: «Село расположено на правом невысоком берегу реки Вятки, в полуверсте от трактовой дороги, по левому берегу реки Вятки против села в верстах пяти тянется казенный лес…. В селе находится почтово-телеграфное отделение и пароходная пристань». Прихожан было: православных русских 585 м.п. и 661 ж.п., крещеных марийцев 219 м.п. и 255 ж.п., старообрядцев 771 м.п. и 777 ж.п.. В селе была женская церковно-приходская школа. В 1895 и 1913 году приход посетил Епископ Вятский и Слободской.

18 марта 1922 года произошло изъятие церковных ценностей. В советское время причт уклонился в обновленческий раскол и пребывал в нем, очевидно, до закрытия церкви, так как упоминание об этом встречается еще за 1937 год. А предпосылки к этому возникли еще в 1919 году, когда уездная газета писала о диаконе Гужавине – «диакон пользуется полным уважением как со стороны местного Совета, так и ячейки коммунистов и принимает деятельное участие в культурно-просветительской работе» и даже собирался выйти из духовного звания, за что к нему недружелюбно относились священник Тарабукин и верующие. В народе говорили: «диакон у нас большевикам продается».

29 марта 1940 года здание Русско-Турекской церкви было обследовано технической комиссией, которая записала в акте: «Здание означенной церкви состоит из круглого леса, срубленного на кирпичном фундаменте размером… метров, одноэтажная, изнутри отштукатурена, снаружи обшита тесом, окрашена белой краской, крыша крыта железом с одним куполом и одной колокольней, построенной на церкви, с 2 крыльцами, одно пришло в ветхость и второе совершенно разрушено, которое служит для запасного выхода с одним подвальным входом в топное отделение калориферной печи, которая пришла в ветхость. Церковь расположена на территории Русско-Турекского пункта заготзерно… обнесенная деревянной оградой частично с кирпичными столбами вся разрушена, требует капитальногоремонта».

После этого техническая комиссия, найдя, как писали верующие, что «техническое состояние пришло в негодность и угрожает опасности жизни посещающих: обвалом штукатурки, потолка, кумпола и предложила верующим непосильный и ненужный ремонт церкви» (решение Президиума сельсовета от 3 апреля 1940 года). Тогда же церковному совету было «предложено» прекратить службы в церкви до окончания ее ремонта.

Однако верующие, видимо, отказались от ремонта и даже не приступали к нему, о чем сообщалось в протоколе заседания Исполнительного комитета райсовета д.т. от 17 июня 1940 года, на котором было решено расторгнуть договор с общиной верующих. В акте обследования церкви от 13 июля 1940 года сообщалось: «кумпол колокольни ввиду ветхости пришел в негодность и, причем, упал на средину крыши, тем самым повредило крышу…».

Ввиду этого Исполнительный комитет Кировского областного совета д.т. принял в августе 1940 года решение о закрытии церкви с передачей ее здания на слом Шурминскому райсовету, но в жизнь оно не было притворено по какой-то причине. 26 сентября 1940 года сельсовет, запрашивая исполком облсовета, как обстоит дело с вопросом о расторжении договора, сообщал, что верующие так и не приступали к ремонту и за этот период произошел ряд разрушений церкви.

Внятного ответа на этот запрос, видимо, так и не пришло, и в октябре местные власти сделали еще одно наступление на церковь.  18 октября 1940 года завзаготзерно Щинов дал телеграмму в Облисполком: «Перегрузка складов зерном просить разрешить засыпать церковь Туреке Последняя бездействует 7 месяцев».

Не дожидаясь ответа из центра, 23 октября директор заготзерно заключил договор с церковным советом «временно» использовать здание церкви под засыпку зерном. В этом договоре сообщалось: «…временно засыпать зерном Русско-Турекскую церковь в связи с перегруженностью складом сроком от 2 до 3 месяцев. Засыпку проводить средней части, исключая алтарь. Все принадлежности религиозного культа опечатать сургучной печатью. Ключ находится у церковного старосты. Имеющиеся две жилые комнаты в боковых частях здания… под жилье для сторожей на тот же срок. Окна заделатьфанерой».

18 ноября 1940 года из Кирова пришло разрешение на засыпку церкви зерном. Однако в дальнейшем освободить церковь от зерна власти и не подумали, о чем свидетельствует жалоба верующих от 20 февраля 1941 года. Наконец, Исполнительный комитет Кировского областного совета д.т. вынес решение за  № 513 от 25 апреля 1941 года о закрытии церкви в с. Русский Турек, мотивируя это тем, что церковь не используется уже год, а 20-ка церкви от содержания ее и ремонта отказалась. Здание было передано Шурминскому райсовету под культурные цели.

В начале 1944 года Русско-Турекские верующие решили образовать вновь религиозное общество и написали в вышестоящие инстанции ходатайства об открытии церкви (в том числе в Совет по делам РПЦ при СНК РСФСР и Епископу Кировскому Вениамину). В своем заявлении 2 февраля 1944 года Уполномоченному по делам РПЦ по Кировской области Мошкову они сообщали, что церковь, закрытая под предлогом ее ветхости, ее новыми хозяевами так и не была ремонтирована и состояние ее такое же, как и в 1940 году, а потому причину ее закрытия они считали не обоснованным. Тут же верующие сообщали, что несмотря на внутреннюю переделку (убрали иконостас, престол), церковь вполне пригодна для богослужения.

15 февраля 1944 года в требуемой Мошковым справке местные власти сообщали о состоянии храма: «…Церковь в данное время находится под сельским клубом, церковная утварь находится частично у верующих, но и большое количество не хватает…». На основании этой справки Исполнительный комитет Кировского областного совета д.т. вынес решение за  № 597 от 28 апреля 1944 года об отклонении ходатайства верующих.

Из описания церкви за 1948 год: «церковь выстроена в 1851 году. Здание церкви деревянное, на каменном фундаменте, снаружи обшито тесом, внутри отштукатурено, крыша покрыта железом, с пристройкой колокольни. Колокольня и сторожка сохранены, крестов на колокольне нет. Иконостас и церковная ограда ликвидированы. Оконные рамы целы, но у 4 нет стекол (забиты досками)».

Все последующие годы здание церкви использовалось под клуб, сохраняя свой первозданный вид – купол, главный вход, крыльцо. В первой половине 60-х годов, когда возникла необходимость в постановке нового киноаппарата, оно было значительно перестроено, после чего утратило свое сходство с церковью. В 1980-х годах здание храма сгорело.


Назад к списку