Географическая версия возникла на основе употребления рельефных особенностей древнего поселения органу зрения человека – глазу. Город располагается на внешней, самой верхней стороне изгиба реки Чепцы. Такое расположение города напоминает форму глаза, если смотреть с высоты птичьего полета или с высоты Солдырской горы. Лес, окаймляющий город, играет роль бровей и ресниц, водное зеркало ассоциируется с глазным яблоком, а сам город – со зрачком глаза. Появление такой точки зрения неудивительно. Мифологические системы разных этнических культур земли, многие религии содержат в себе идею уподобления человеческого (божественного) тела земле или окружающему миру. Эта идея воплощена в различных образах: умирающего и воскресающего вместе со всходами нового урожая древнеегипетского бога Осириса; древнееврейского голема, которого можно вылепить из земли или глины; рождающей богатырей Матери Сырой Земли в русской мифологии; страдающего на кресте Иисуса, к телу которого хлебом и вином причащаются верующие. Для осмысления и измерения мира человек почти всегда использовал части своего тела и их характеристики – длину рук, ног, стопы, ладоней, а также физические возможности организма - дальность взгляда, дальность полета стрелы или любого другого метательного снаряда, дальность дневного перехода, длину шага. Метрология исследует, как в соответствии с этим принципом складывались многие меры длины, объема, способы измерения расстояний и площади у древних народов Междуречья, Китая, Египта, германцев, балтов, славян. Но как бы ни была заманчива эта версия, она носит слишком предположительный характер.
По другой версии, название «Глазов» впервые дано городу Екатериной Второй. Учрежденный в ходе губернской реформы уездный город получил такое название в соответствии с представленным императрице Чертежным планом будущего уездного города. Эта планировка с лучеобразными улицами, расходящимися от одной точки – церкви на центральной площади, якобы вызвала у Екатерины Второй ассоциацию со всевидящим оком (глазом). Поэтому, согласно этой версии, город и получил название «Глазов».
Однако такое предположение лишено исторической достоверности. Ведь целое столетие до образования Вятского наместничества с 13 уездными городами, Глазовом в том числе, «деревня Глазово» упоминается в переписных книгах. Необходимо отметить и то, что лучеобразная структура городских улиц стала развиваться в городе гораздо позже Именного указа императрицы от 11 сентября 1780 г.
Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова: 1678-1917 – Глазов 2002 г., с.14-15
Город Глазов в XIX веке
Во время путешествия Александра Первого по Вятской губернии в 1824 г. о городах, которые он посетил, чиновниками собирались разнообразные статистические сведения, позволяющие нам представить, как выглядел и за счет чего существовал уездный город. «В городе – 131 дом, в том числе каменных – 2, проживает в нем 927 человек обоего пола… Жители сего города, кроме некоторых поселившихся там русских, и доныне принадлежат к числу вотяков, каковыми населен почти весь Глазовский уезд». Социальный состав представлен: купцами – 44 человека, мещанами – 381 человек, священноцерковнослужителями – 61 человек, чиновниками, гражданскими и разными проживающими в городе своими домами людьми – 208 человек, представителями военного ведомства – 233 чел. В городе было 11 улиц без мостовых и 4 площади, деревянный мост, перевоз через р.Чепцу, каменная церковь, кладбище, городская больница и аптека при инвалидной команде, тюрьма, приходское училище для мальчиков, рынок, питейный дом и 10 каменных лавок при церкви и двух казенных корпусах. Как отмечается в сведениях, «фабрик, домов для публичных собраний, клубов – нет».
Подробно охарактеризована торговля: «Купцы имеют торг хлебными припасами, поставляя оные в разные места, как-то: в г.Слободской, Орлов, в казенный Павловский винокуренный и в частные железоделательные заводы сухопутно и по реке Чепце и Каме, частию салом и поташом, занимаются некоторые казенными подрядами и поставками, а мещане свойственными званию их ремеслами, мелочною торговлею и в частных услугах. Открытых значительных ярмарок в городе не бывает, кроме как в декабре в шестое число.
Г.И.Обухова. Торгово-предпринимательская деятельность династии купцов Волковых // Очерки истории Удмуртии XIX века – Ижевск 1996 г., с.57
Старые названия улиц Глазова
Пермская Толстого
Бассейная Орлова
Ляпуновская Сибирская
Вотятска (Преображенска) Революции
Женская Не существует
Гуменная Не существует
Никольская Молодой Гвардии
Платуновская Не существует
Вятская (Покровская) Кирова
Кругловознесенская Первомайская
Круглочепецкая Карла Марска
Первая Набережная застроена
Вторая Набережная Чепецкая и Вторая Набережная
Александровская Луначарского
Воскресенская Энгельса
Оханская Буденного
Загородная Ленина
Васильевская Не существует
Георгиевская Не существует
Глазовская Динамо
Котласская Сулимова
Пятая Барышникова
Земская Интернациональная
Мясницкая Короленко
Инвалидная Тани Барамзиной
Город Глазов, на левом берегу реки Чепцы, в 210 верстах от г.Вятки, основан на месте вотяцкого селения. До последнего времени Глазов был самым маленьким, глухим и отдаленным городом Вятской губернии, но с проведением через него Пермской железной дороги город стал быстро улучшаться: торговля города увеличилась почти в 5 раз и город стал быстро увеличиваться и обстраиваться. Теперь Глазов имеет около 4 ½ тысяч жителей. В нем 2 церкви: соборная и кладбищенская. Под собором на реке Чепце пароходная пристань, куда весной во время половодья пристают небольшие пароходы из города Вятки; в противном от пристани конце города находится железнодорожный вокзал. Промышленность города не велика: в нем до 20 небольших заводов, вырабатывающих товаров на 100 тысяч рублей. Но торговля города весьма оживленная; особенно много закупается местными торговцами хлеба и других сельских произведений и отправляется по железной дороге. Точно также бойко идет торговля в базары и ярмарки. Особенно замечательна по многолюдству и торговле Никольская ярмарка с 5 по 10 декабря; в это же время все улицы и площадь города сплошь запруживаются приезжающими на ярмарку окрестными крестьянами, преимущественно вотяками.
Город выделяется по числу учебных заведений: в нем есть мужская гимназия, женская гимназия, городское училище с ремесленными отделениями, духовное училище.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка 1909 г. с.70-71
|
|
|