Из истории Уржумского детского приюта
Из истории Уржумского детского приюта
Для социальной жизни Уржума имело большое значение открытие в 1882 г. Дома призрения малолетних детей (проще говоря, детского приюта). Возможно, важным это стало не только для города, но для всей страны, т.к. здесь воспитывался в 1894-1897 гг. небезызвестный С.М.Киров. Если бы не приют, неизвестно как бы сложилась дальнейшая жизнь его и семьи Костриковых в целом. Открыто и содержалось заведение на средства Уржумского общества благотворителей, в которое входили местные купцы, лесопромышленники, чиновники. Принимались в него осиротевшие дети или совсем из обедневших семей, а бедняков в Уржуме было немало. Однако принимались не все, тщательно взвешивались «за» и «против», поскольку содержание каждого сиротки шло напрямую из капиталов попечителей. Сергея Кострикова, например, благотворители приняли в приют не сразу – дом у его бабки был, и коза в хозяйстве имелась, какой же он сирота? Бабушка хотела туда же сбагрить и одну из сестер Сергея, но они не подошли по возрасту. Кроме постоянных воспитанников, в приюте были и «приходящие» дети. Этот контингент ребятишек приходил лишь на учебу, но питание здесь не получал. Раскошеливаться для них купчины не хотели. В 1883 г., за первый год работы приютом было принято на содержание 25 детей (16 мальчиков и 9 девочек).
В своей книге «Это было в Уржуме» сестры Костриковы хорошо описали приютский быт, поэтому не будем останавливаться на нем. Скажем кратко: основными составляющими воспитания бедных детей здесь были две вещи – вера и труд. Каждый день начинался и заканчивался с чтения «правила», по субботам и воскресеньям воспитанников обязательно вели на богослужение в тюремную церковь. Как пишут Костриковы, в приюте строго соблюдались посты и все постные дни, благодаря чему приютские благотворители хорошо экономили. И в обычные дни воспитанников кормили нещедро, и они всегда были бледны и худы. Одним из наставников детей был священник тюремной церкви о. Константин Пономарев, да и все воспитатели подбирались очень набожные. Это было в духе того православного века.
Одной из таких воспитательниц была Юлия Константиновна Глушкова, очень хорошая и благочестивая женщина. Костриковы вспоминали о ней с благодарностью:
« В Уржуме Глушкова слыла очень набожной женщиной. Она регулярно посещала церковь, истово молилась там, соблюдала все посты. Слово «Бог» буквально не сходило с ее уст. В приюте она, естественно, проводила в жизнь то, во что верила. Она возводила в идеал кротость, смирение, долготерпение, непротивление злу, надежду на всемогущего Бога. В то же время всем своим поведением она подавала Сергею и другим воспитанникам пример честности, искренности, порядочности и расположения к людям. И эти качества воспитывала она в детях, воспитывала последовательно и твердо. Она не давала спуску лжецам, злюкам, эгоистам…»
Второй составляющей приютского воспитания был труд. Детей с малолетства приучали к работе, и большую часть дня они проводили за изучением различных ремесел. Обязанностью старших детей было присматривать за малышами, у каждого имелся собственный «воспитанник», за которого он отвечал перед воспитателями. Дом призрения имел собственный сад и участок, как многие школы того времени, возделывавшиеся трудом воспитанников. Костриковы пишут: «…Дети помогали на кухне, сами накрывали стол, мыли посуду, убирали в комнатах, возили воду с Уржумки, очищали двор от снега. Мели и мыли полы, заправляли лампы… Кроме того, в часы ручного труда воспитанники делали матрацы, переплетали книги. Вязали чулки, вышивали, плели соломенные шляпы, сумки, корзины. Мальчики под руководством приютского сторожа чинили обувь».
Надо отдать должное воспитателям, приютские дети все же не были лишены детства, не целыми дням трудились, учились и молились. Выкраивалось для сирот и время для развлечений. Так, летом воспитатели водили их купаться на Уржумку. Зимой там же приютские катались с крутой горы на чем придется. В плохую погоду воспитанники находились в спальнях, малыши играли самодельными игрушками; шумные игры и беготня не разрешались из-за тесноты помещений. Дети постарше имели право посещать театр, в чем была большая заслуга Юлии Глушковой, которая всеми силами старалась привлечь своих воспитанников к чему-то прекрасному и интересному. Посещал театр и даже помогал артистам в числе других детей будущий вождь советских трудящихся. Детям так нравился театр, что они стали ставить свои спектакли у себя в Доме призрения…
Судьбы воспитанников приюта сложились по разному. Сестры Костриковы вспоминают в своей книге только о двоих – Вере Климовой и Васе Новогодове. Вера Климова стала учительницей, преподавала сначала в Сендинской земской школе Уржумского уезда, а потом уехала в Среднюю Азию. Далее следы ее теряются. Васька Новогодов, хорошо описанный в книге А. Голубевой «Мальчик из Уржума» как хулиган бездельник, таким, по сути, и остался. После ухода из приюта он стал ремесленником, уезжал из города, вернулся. Когда настали смутные времена, стал бродягой и бездельником. Надо отметить ни на него, ни на Кострикова-Кирова вся религиозная атмосфера приюта никоим образом не повлияла, да и любовь к труду у обоих так и не привилась их воспитателями.
Назад к списку